Основные законы и закономерности менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе развития менеджмента сформировались определенные
нормы управления организациями - законы, закономерности и принципы их интегрирования являются стержнем науки об управлении сотрудниками.

В управленческой деятельности используют стали и неоспоримые нормы управления организациями, то есть законы менеджмента:

Закон специализации управления. Предусматривает распределение управленческой деятельности на основе применения конкретных функций менеджмента и таких категорий, как полномочия, компетентность, ответственность и т.д.

Закон интеграции управления. Направленный на достижение единства усилий всех подразделений, служб, работников для выполнения задач организации путем применения правил, процедур иерархии управления, личных связей, стилей руководства.

Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Призван сформировать оптимальный уровень делегирования высшим руководством ниже уровня своих полномочий с целью достижения высоких результатов и благоприятного психологического климата организации.

Закон демократизации управления. Акцентирует внимание
на участии работников в управленческих процессах, обеспечении двустороннего общения, развития личных и профессиональных качеств подчиненных и тому подобное.

Закон экономии времени в управлении. Направлен на
повышение эффективности управленческого труда, уменьшение трудоемкости путем внедрения передовых методов и приемов труда.

Закон пропорционального развития систем управления.
Предусматривает последовательную и перманентную (постоянную) эволюцию всех управленческих систем организации (производственной, финансовой, социальной, информационной и т.д.).

Объективные, устойчивые, общие и повторяющиеся связи между явлениями, процессами, категориями менеджмента являются закономерностями менеджмента.

В теории управления закономерность рассматривается как первоначальные формулировки закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Выявление и строгое формулирование объективных закономерностей в теории управления возможные и необходимые. Это определяется как особенностями развития самой теории управления от простого описания явления к их объяснениям и предсказаниям, так и практикой управления.

Первая закономерность: единство системы управления производством.

Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

Единство социально-экономической системы - одна из важнейших ее характеристик. Она отражает такие связи между элементами системы, которые сохраняют ее целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы. Другими словами, это достаточная устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

- Единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления;

- Единство организационных форм системы управления, оказываются в необходимой унифицированности (типизации) ее структурных характеристик, функционального разделения управленческого труда и т.д. Другими словами, это согласованность организационных форм систем управления с различными ее степенями и звеньями;

- Единство основных функций управления, заключается в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля;

- Единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, оказывается во взаимной согласованности применения экономических, организационных, социально-психологических методов управления;

- Единство процесса управления, оказывается в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов;

- Единство системы управления, оказывается в одинаковых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.

Поддержка единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.

Вторая закономерность: пропорциональность производства и управления.

Одной из важнейших задач управления является непрерывное сочетание отдельных частей системы и ее подсистем. Пропорциональность необходима не только во всем народном хозяйстве, но и в основной ячейке производства на предприятии и в объединении как определенная соотнесенность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда. Пропорциональность измеряется также и тем, насколько полно и четко будет обслужено новое производство, чтобы оно могло с наименьшими затратами дать обществу необходимую продукцию.

Пропорциональность основного и вспомогательного производства обусловлена ​​и их техническим уровнем. Так, например, недостаточная механизация вспомогательного производства удорожает продукцию, препятствует сокращению расходов на обслуживание основного производства.

Пропорциональность важна и внутри основного производства, между его цехами и участками. Для нормальной работы предприятия как системы необходима четкая соотносительность мощности цехов. Например, мощности заготовительных цехов должны быть немного выше мощности отделочных цехов, что, в свою очередь, должны превышать мощности сборочных цехов. Нарушение этого требования приводит к появлению диспропорций мощности цехов и к нарушению ритма всего производства.

Третья закономерность: централизация и децентрализация управления.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления).

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую ​​организацию ее функционирования, при которых существует непрерывная, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности каждого из элементов системы. Полная централизация управления в социально-экономической системе в принципе невозможна. Определенная самостоятельность составляющих ее элементов обусловливается различными условиями их функционирования, всю совокупность которых невозможно в достаточной степени учесть централизованно.

В системе управления каждое звено имеет свои условия функционирования, свои специфические интересы. Учитывать их в управлении можно только посредством предоставления права самостоятельного решения тех или иных проблем, то есть некоторой децентрализации управления.

Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных производственных комплексов. В этих условиях маленькие диспропорции могут привести к серьезным потерям, к нарушению нормального хода процесса производства, и необходима координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой. С другой стороны, рост масштабов производства, углубления его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перегрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, то есть снижение уровня централизации.

Уровень централизации управления меняется в процессе развития производства, и это изменение объективно выявляет тенденцию - закономерность управления. Согласно этой закономерности нельзя считать вообще плохим или хорошим высокоцентрализованное или децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой, оптимальный уровень централизации.

Главное содержание закономерности изменения уровня централизации управления находит свое отражение в порядке распределения актов управления по иерархии системы управления и в изменении вариантов этого распределения по мере развития производства и его качественного изменения. В формальном отношении это прежде всего распределение полномочий через вертикаль системы управления и делегирования полномочий в процессе управления.

В управлении важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой равные принятия и непосредственной реализации решений. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже степень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации производства.

Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под влиянием различных факторов. Важнейшими из них являются организационные и экономические. Они оказываются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу. Она отражает объективные тенденции процессов повышения технического уровня управления на базе использования дорогостоящей электронно-вычислительной техники и других технических средств управления. Стоимость управления повышается также за счет новых требований, предъявляемых к нему современным производством. Требования эти определяются организационными и социальными условиями. Если сравнительно недавно управление могло осуществляться кадрами с высшим общетехническим образованием, то сегодня для управления необходимы кадры со специальной подготовкой. Управление стало профессией, и этой профессии необходимо обучать. Это, разумеется, требует дополнительных расходов на управление.

Рост стоимости управления обусловлен также существенно новыми задачами, стоящими перед аппаратом управления. Их решение требует время расширение состава специалистов, которых используют в управлении. Например, на многих предприятиях работают специалисты по организации управления, социологи и психологи, программисты и электронщики. Постановка и решение новых задач управления требуют значительных затрат.

Таким образом, закономерность соотношения управляющей и управляемой систем можно сформулировать следующим образом: изменения соотношения управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства, и определяются растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.

 





Дата: 2019-11-01, просмотров: 368.