Суть менеджмента и его необходимость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «управление», «менеджмент» известны практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознана в 20 -30-е годы прошлого века. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира в основном объясняется успешными методами управления. В любой сфере нужны компетентные руководители, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.

Сам термин «менеджмент» происходит от староангл. manage «рука».

Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Английское management означает управление.

Оксфордский словарь английского языка дает толкование менеджмента как способа общения с людьми, власти и искусства управления, административной единицы. А.С. Виханський и А.И. Наумов утверждают, что менеджмент является многоплановым явлением, охватывает все процессы, которые происходят в организации и связаны как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой. Р.А.Фатхутдинов выделяет понятие менеджмента как комплексную науку, целью которой является достижение конкурентоспособных и эффективных управленческих решений и системы менеджмента организации в целом. Профессор Л. И. Евенко определяет понятие менеджмента как умение достигать поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Р. Дафт подчеркивает, что это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью функций планирования, организации, контроля над ресурсами.

Менеджмент - явление многогранное, сложное, присутствует в рыночной экономике всех стран мирового сообщества, он организует экономическое и социальное развитие регионов мира, стран и личностей.

Менеджер - это наемный (приглашен) работник аппарата управления, имеет в подчинении нескольких специалистов, непосредственно занятых в обслуживающей или производственной деятельности и выполняет вместе с ними поставленную цель.

Руководитель - это также наемный работник, который имеет в своем подчинении нескольких менеджеров (количество их определяется нормой управляемости). Руководители получают установленную контрактом заработную плату, материально не отвечают за убытки этой организации, если не доказана их прямая вина.

Руководитель (менеджер) должен быть образованным человеком в области производства, знать конъюнктуру и динамику рынка, владеть знаниями по технологии и организации производства, экономических рычагов эффективной деятельности предприятия.

Понятие менеджмента часто связывают с понятием бизнеса. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции, работ или услуг. Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Бизнесмен и менеджер - понятия не тождественные.

Система менеджмента - система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

С научной точки зрения менеджмент является наукой, которая изучает проблемы управления. Менеджмент как наука является отраслью теоретических знаний об управлении предприятием (организацией). Целью менеджмента как науки является установление законов, закономерностей, принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на законы, принципы и методы, лежащие в его основе. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых воздействуют многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие «менеджмент» ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, независимо от их формы собственности и целей деятельности.

В рамках реализации поставленной цели в менеджменте решают следующие задачи:

-объяснение природы управленческого труда;

-установление причинно-следственных связей в управленческой деятельности;

-выявление условий, при которых совместный труд людей является наиболее эффективным.

Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент (управление) – воздействие одного или группы менеджеров на другие субъекты для побуждения действий, по достижению поставленных целей при принятии на себя ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает:

-ориентацию фирмы на потребности рынка и организацию производства той продукции (услуг), которая может удовлетворить потребителей и принести фирме предусмотренную прибыль;

-постоянное стремление повысить эффективность производства;

-самостоятельность в принятии управленческих решений и ответственность за их эффективную реализацию;

-использование новейшей техники, технологии, информационных систем управления и др.

По сферам управления выделяют:

1.Менеджмент персонала занимается управлением людьми, мотивацией, организацией их деятельности, переквалификацией, расстановкой на рабочих местах и тому подобное.

2.Производственный менеджмент занимается организацией производства, его технологическими процессами, качеством продукции.

3.Менеджмент маркетинга - это организация взаимодействия внутренней среды фирмы с условиями рынка.

4.Инновационный менеджмент - залог конкурентоспособности организации, инновационная стратегия которая должна включать: разработку планов и программ реорганизаций, разработку новых продуктов и тому подобное.

5.Финансовый менеджмент - управления финансами. Финансовый менеджер руководит финансовыми потоками, размещает свободные средства в активы, инвестиционные проекты, делает все возможное, чтобы финансовые ресурсы превращались на прибыли и давали дополнительные дивиденды.

6.Инвестиционный менеджмент – конечно включается в финансовый менеджмент.

7.Стратегический менеджмент – сфера перспективных проектов, долгосрочных бизнес - планов, поиска резервов развития организации.

Следует знать, что управленческий труд распределяется на уровне управления (рис. 1.1):

- Руководители высшего звена (институциональный уровень)

- Руководители среднего звена (административный уровень)

- Руководители низового звена (технический уровень).

Уровни управления образуют конструкцию организационной структуры фирмы, изображается в виде иерархической пирамиды управления, где каждое звено занимает свое четко определенное место и выполняет определенные функции.

В табл. 1.1. приведена характеристика представителей трех уровней управления и определены их приоритетные функции.

Разделение управленческого труда по вертикали и горизонтали является предпосылкой формирования эффективной организационной структуры управления.

Рис. 1.1. Графическое изображение уровней управления

 

Этот процесс обеспечивает четкую иерархию, специализацию управленческого труда, функциональное разделение, что способствует росту эффективности системы менеджмента организации. Увеличение или уменьшение количества уровней управления приведет к снижению эффективности менеджмента в организации.

Таблица 1.1

Характеристика уровней управления

Уровни
управления

Представители уровней управления Функции представителей уровней управления
Институциональный уровень Директор, заместители директора, президент, вице-президент, ректор, проректоры и др. Обеспечивают интересы и потребности владельцев, осуществляют стратегическое и общее руководство, производят политику организации
Управленческий уровень Заведующий отделом, декан, начальник цеха, начальник отдела и т.п.   Обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, отвечают за доведение детализированных задач в подразделения и их выполнения
Технический уровень Мастер, начальник производственного участка, заведующий бюро, заведующий кафедрой, старший продавец и т.д. Отвечают за донесение поставленных задач до непосредственных исполнителей и эффективность их выполнения

Дата: 2019-11-01, просмотров: 232.