Строительство монастырей и производство предметов буддийского культа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Строительство монастырей и изготовление предметов культа - важнейшие свидетельства распространения буддизма. Как уже было сказано, два первых монастыря были созданы в Когурё в 375 г., через десять лет появился первый монастырь в Пэкче, а в 393 г. в Пхеньяне было создано сразу девять монастырей.

Однако после этого (если не считать сомнительное сообщение об основании монастыря Ванхуса в Кая) более 100 лет не встречается сведений о появлении новых монастырей. Лишь под 498 г. отмечено строительство в Когурё монастыря Кымганса [176, с. 19]. В 527 г. был заложен первый силлаский монастырь - Хыннюнса, строительство которого было закончено к 544 г. [9, с. 305]; в 535 г.- другой известный силлаский монастырь Ёнхынса [9, с. 292, 308]. До этого, в 529 г., в Силла был заложен еще один монастырь - Тэтхонса [9, с. 309]. В 553 г. силлаский ван Чинхын основал монастырь Хваннёнса, впоследствии ставший одним из наиболее популярных. По преданию, ван собирался построить к востоку от крепости Вольсон новый дворец, но, когда на этой земле показался желтый дракон, ван удивился и, сочтя это предначертанием свыше, решил вместо дворца построить монастырь, назвав его в честь дракона. Строительство этого монастыря было завершено в 566 г., а в 583 г. в нем был построен Золотой зал [8, т. 1, с 91; 15, с. 134). В том же, 566 г. после окончания строительства Хваннёнса были заложены еще два монастыря - Чивон и Сильдже [8, т. 1, с. 91].

С самого конца IV в. имеются сведения об изготовлении статуй божеств буддийского пантеона. Упоминания об этом встречаем под 397 г. в Когурё, под 530 г. в Пэкче (тогда были изготовлены три изображения Шакьямуни из золоченой бронзы), под 539 г. снова в Когурё, под 536 и 545 гг. снова в Пэкче [176, с 5, 24 - 26]. В 563 г. в Пэкче были изготовлены три буддийских изображения; в 571 г. в Когурё из золоченой бронзы была отлита статуя Амитабхи, а в Силла в 574 г. изготовили статую Будды для монастыря Хваннёнса высотой 6 чан, которая в Силла считалась одним из трех буддийских сокровищ. Для изготовления этой статуи потребовалось 35 007 кын меди и 10 198 пхун золота [176, с. 28 - 29; 8, т. 1, с. 92]*.

* (Чан=3,03 м; кын=600 г; пхун=0,375 г.)

В 588 г. в Силла был заложен монастырь Тэсынса; в 596 г. завершено строительство монастыря Самнанса [9, с. 339; 5, с. 140]. В Пэкче в 600 г. началось строительство монастырей Ванхынса и Мирыкса (по другим сведениям, Мирыкса был построен в 634 г.) [9, с. 311], в 631 г.- Кунджаса, в 632 г.- Пэгамса, в 634 г. завершилось строительство Ванхынса [176, с. 38]. В это время особенно в Силла расширилось строительство монастырей. В 634 г. там был построен монастырь Пунхванса, в следующем году - Рёнмёса; тогда же был заложен и Ёнмёса (строительство закончено в 637 г.) [5, с. 146; 9, с. 292; 176, с. 39]. В 643 г. основаны монастыри Тхондоса и Тэхваса, в 644 г. - Сэныйса, в 569 г. - Чаныйса, в 676 г. - Пусокса и Наксанса (по указу вана видным буддийским священником того времени - Ыйсаном) [9, с. 460, 342; 5, с. 197; 176, с. 40, 44].

Имеется ряд сведений об изготовлении в то же время буддийских изображений. Например, в Когурё в 592 г. были изготовлены из камня две статуи сидящего Будды; под 594 г. имеется упоминание об изображении Шакьямуни, в 623 г. - об изготовлении трех буддийских статуй [176, с. 32, 33, 37]. В Пэкче в 633 г. были изготовлены три изображения Будды из золоченой бронзы [176, с. 38].

После объединения страны под властью Силла строительство монастырей до конца VII в. шло по-прежнему интенсивно. Так, в 679 г. на горе Наксан построили монастырь Сачхонванса, в 681 г. на берегу моря основали монастырь Камынса (строительство которого было завершено уже в следующем году); в 682 г. был основан монастырь Рёнчхвиса; в 685 г. построены два монастыря - Понсонса и Мандокса; в 691 г. были заложены три монастыря Пэннюльса, Чунсэнса и Минджанса [176, с. 47; 5, с. 198, 205; 9, с. 170, 421]. Продолжалось и изготовление предметов культа. В 673 г. были изготовлены, в частности, три каменные статуи Амитабхи; упоминания об изготовлении других изображений встречаются под 678 и 679 гг.; в 681 г. из золоченой бронзы был изготовлен сосуд для хранения пепла останков Будды; один такой сосуд изготовили в 706 г.; в 689 г. была высечена из камня статуя Амитабхи и т. д.

В начале VIII в. новые монастыри стали закладываться не так часто (сказалось принятие соответствующих государственных законов, направленных на ограничение могущества буддизма), но тем не менее строительство их продолжалось. В 719 г. был заложен монастырь Камсанса, в 738 г.- Пондокса, в 749 г. - Михванса, в 751 г. - Пульгукса, в 757 г. - Пэквольсаннамса (строительство закончено в 764 г.); в 779 г. был заложен монастырь Кульбульса [9, с. 423, 338, 569, 381, 340; 176, с. 55].

В IX в., несмотря на начавшийся новый подъем развития буддизма количество вновь возводимых монастырей продолжало уменьшаться. Объясняется это тем, что в стране имелось уже достаточно много буддийских монастырей, и если бы темпы строительства продолжали сохраняться, то скоро их число превысило бы всякие разумные пределы. (Правда, следует отметить, что в поздний период факты постройки некоторых мелких монастырей и без ведома государства, могли не фиксироваться летописью.)

Впрочем, по размеру монастыри VIII - X вв. значительно уступали ранее построенным. Например, считавшийся очень крупным монастырь Пульгукса (751 г.) по размерам не достигал и четвертой части таких монастырей, как Мирыкса (начало VII в.) [76, с. 102]. Из монастырей VIII - X вв. можно отметить такие, например, как Понынса, основанный в 794 г., Хэииса на горе Каясан, основанный в 802 г., Хэанса (809 г.), Помоса (835 г.), Тхэанса (построен в 846 г.), Кульсанса (основан в 847 г.), Наксанса (заложен в 858 г.), Окнёнса (заложен в 869 г.), Понамса (основан в 878 г.),Манхэса (879 г.) [5, с. 245, 348: 9, с. 387, 385; 176, с. 63, 67, 69, 71, 73]. Последним силласким монастырем может, видимо, считаться Пэннёнса, заложенный в год падения этого государства - в 935 г. [176, с. 82]. В поздний период строительство монастырей характеризовалось следующими особенностями: территории монастырей стали значительно меньше (если, например, Хваннёнса имел площадь 14 233 кв. м, Кымганса - 13 650 кв. м, а Мирыкса - 30 793 кв. м, то из более поздних монастырей Камынса имел площадь 5746 кв. м. Камсанса - 1837, Пульгукса - 7054, Хванбокса - 6620, Чонмунса - 8606, Мандокса - 4152. Сачхонванса - 5514 кв. м) и они в большинстве своем возводились в горах, а не вблизи столицы. Это объясняется прежде всего тем, что в более поздний период монастыри в основном строились не государством, а частными лицами, зачастую самими монахами.

Изготовление различных предметов культа в начале VIII в. переживает некоторый спад (график 3), связанный, очевидно, с общим временным упадком в развитии буддизма в то время. Зато потом наблюдается существенный рост числа упоминаний об их изготовлении, который сопутствует всему периоду нового подъема развития буддизма. Можно отметить созданные в VIII - IX вв. такие изображения, как каменные статуи Майтрейи (корейский Мирык) и Амитабхи (корейский Митха), высечены в 719 г., бронзовую скульптуру Бхечадьягуру (корейский Якса), отлитую в 755 г., статую Майтрейи для монастыря Кымсанса (764 г.), статуи Майтрейи и Амитабхи для Пэквольсаннамса (764 г.), каменную статую Вайрочаны (корейский Пирочхана) для монастыря Тонхваса (771 г.), статую Амитабхи в Мучанса (801 г.), изображение Будды в Сильсанса (828 г.), сидящую статую Вайрочаны для Поримса (858 г.), еще одну такую же статую, изготовленную в 865 г., рисованное изображение Самантабхадры (корейский Похён) в монастыре Хыннюнса (921 г.) [9, с. 413, 338, 482, 381, 418-419, 343; 176, с. 58, 66, 70, 71].

В VIII - IX вв. широкое распространение получила отливка бронзовых колоколов для буддийских монастырей; некоторые из них сохранились до наших дней. По сведениям источников и надписям, имеющимся на самих колоколах, можно установить даты изготовления некоторых из них. В 725 г. был отлит бронзовый колокол для монастыря Санвонса, в 745 г. - колокол для монастыря Аджинса, в 754 г. для монастыря Хваннёнса отлили колокол весом 497 580 кын; в 771 г. в монастырь Пондокса был помещен колокол, изготовленный в честь вана Сондока, на который пошло 120 000 кын меди. Имеются сведения об отливке колоколов для различных монастырей за 804, 832, 833, 856, 904 гг. [9, с. 337 - 338; 176, с. 51, 54, 63, 67, 77]. В 867 г. был изготовлен сосуд для пепла останков Будды, хранившийся внутри пагоды Понхвачусоса; в 883 г. такой же сосуд в виде ящика из позолоченной бронзы был изготовлен для Хваннёнса [176, с. 72, 74]. Хотя с VIII в. стало строиться меньше монастырей, но внутри уже действующих монастырей осуществлялась перестройка и велось строительство новых служб. В частности, со второй половины VIII в. очень много упоминаний о строительстве пагод, ранее почти не встречавшихся. В 751 г. были заложены две пагоды в монастыре Пульгукса, в 754 г. - пагода в Хваомса, в 758 г. - две пагоды в Кальханса, в 765 г. - пагода в Косонса, в 772 г. - в Тонхванса, в 785 г. - еще одна пагода в Кальханса, в 801 г. - в Хэинса, в 844 г. - в Хынбопса, в 855 г. - в Чханнимса, в 864 г. - в Топхианса, в 870 г. - две пагоды в Поримса, в 872 г. - пагода в Тэанса, в 873 г. - девятиэтажная пагода в Хваннёнса, в 879 г. - в Сонбанса, в 890 г. - пагоды в монастырях Сончуса и Вольгванса, в 893 г. - в Симвонса, в 895 г. - в Хэинса и Одэсанса. Сведения о строительстве одной или нескольких пагод встречаются также под 766, 863, 882, 883, 884, 887, 900, 916, 917, 921, 923, 924, 930 гг. [9, с. 273; 176, с. 55, 57 - 58, 60, 62, 68, 70 - 77, 79 - 81]. Многие из них были воздвигнуты в честь скончавшихся видных буддистов.

От этого же периода (особенно с середины IX в.) до нас дошли такие памятники буддизма, как, воздвигнутые на могилах стелы видных буддистов. Некоторые из них сохранились; об установлении других сообщают письменные источники. Известны стелы со второй половины VIII в., но в основном с IX в. Известны, например, каменные памятники дзэн-буддийским проповедникам Синхэну в Тансокса (813 г.), Чогину в Тэанса (872 г.), Поджо в Поримса (884 г.), Чингаму в Сангеса и Пульгаку в Саримса (886 г.), Ранхе в Сонджуса и Воннану в Вольгванса (890 г.), тэсе Чиджыну в Понамса и тэсе Чингёну в Поннимса (924 г.) и др. [176, с. 64, 72, 74 - 75, 80].


Таблица 3 Данные о монастырях и предметах культа

* (Речь идёт о монастырях, дата возникновения которых известна)


График 3

Помимо известий о строительстве монастырей с VIII в. встречаются сведения о ремонте и реконструкции монастырей и пагод. О степени интенсивности строительства монастырей и изготовления предметов культа свидетельствует также частота упоминаний о них в письменных источниках, что, несомненно, дает какое-то представление о количестве монастырей и предметов культа, имеющихся в стране в тот или иной период. Упоминания эти можно условно разделить на три группы: упоминания, связанные с реальными событиями, относящиеся к данному объекту (удар молнии, разрушение и т. п.); упоминания, связанные с различными "чудесами"; упоминания в качестве географических ориентиров. Всего по этим поводам в источниках упоминается около 70 монастырей, пагод и т. д.

Сводные данные о строительстве монастырей, изготовлении предметов культа и другие упоминания о них помещены в табл. 3.

Важнейшие показатели иллюстрируются графиком 3.

Учтены по возможности все упоминания о монастырях и предметах культа, содержащиеся в доступных нам источниках. В настоящем разделе нет возможности привести их все полностью, поэтому автор ограничился наиболее важными, которые, впрочем, составляют более трети общего числа. Распределение их по временным отрезкам подтверждает данную здесь периодизацию истории буддизма в IV - IX вв.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 243.