Периодизация и общий подход распространения буддизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на то что начальный период истории развития буддизма в Корее (IV - IX вв.) гораздо хуже обеспечен источниками, чем последующие периоды, все же имеется довольно значительное количество сведений, позволяющих представить себе историю буддизма в то время.

По "Самгук саги", "Самгук юса", эпиграфическим данным и другим источникам можно выявить несколько сот датированных сообщений, т. е. таких событий из истории буддизма, которые могут быть отнесены к конкретному году. Такое количество сообщений позволяет работать с ними как с массовым материалом, имея в виду при этом, что вся совокупность сведений, используемых здесь, хотя получена из различных источников, однако в целом отражает историческую реальность. Автор старался максимально учесть весь имеющийся датируемый материал по истории корейского буддизма IV - IX вв., во всяком случае использованные данные охватывают не менее 85 - 90% подобного материала, доступного для исследования в настоящее время.

Следует отметить, что, несмотря на разную идейно-политическую направленность двух основных источников - "Самгук саги" и "Самгук юса",- даваемый ими объем информации по времени сколько-нибудь существенно не различается (графики, построенные только на материалах "Самгук саги" или только на материалах "Самгук юса", в основном совпадали бы). И это совсем неудивительно, ибо эти источники отражают прежде всего реальную картину происходивших событий, а уж потом политические симпатии авторов. Поэтому строить общий график не только вполне допустимо, но и единственно правильно, поскольку он призван отражать именно реальный ход событий.

Весь массив сведений, так или иначе имеющих отношение к буддизму, можно разделить на несколько больших тематических групп, охватывающих в целом около 80% всех учтенных автором упоминаний о буддизме: 1) известия о строительстве монастырей и изготовлении предметов культа; 2) известия о ввозе в Корею буддийской литературы, изображений и реликвий (а также вывозе перечисленного из Кореи в Японию); 3) известия о деятельности буддийских монахов-проповедников (в том числе деятельность в Корее китайских и японских монахов).

Всего имеется 461 датированное сообщение; 362 из них относятся к трем названным группам. Следует заметить, что некоторые сообщения содержат сведения, которые могут быть отнесены одновременно к двум группам, т. е. по своему характеру являются сложными (таких всего 30). Кроме того, большинство "однородных" сообщений, т. е. относящихся к одной группе, также можно рассматривать как сложные, поскольку в них содержатся данные о разных явлениях. Само собой разумеется, что некоторые сообщения касаются нескольких однородных явлений (например, одно сообщение может содержать сведения об одновременном строительстве не одного, а двух и более монастырей и т. п.). В этом случае сообщение рассматривается как единичное, а количественные данные отражаются особо.


Таблица 1 Число сообщений о буддизме и их тематика


График 1

Три основные тематические группы сообщений рассматриваются отдельно в трёх последующих разделах этой главы по единому методу, и все вышесказанное служит некоторым объяснением к ней. Если учитывать, что очень многие из 461 сообщения являются сложными, общее число единичных сообщений превысит цифру 600.

В этом разделе освещается общий ход распространения буддизма в Корее и намечается его периодизация.

Весь период развития буддизма в IV - IX вв. разделен на 12 этапов длительностью в полстолетия. В табл. 1 показано, сколько упоминаний о буддизме приходится на каждый из них и какова в общих чертах тематика этих сообщений.

График 1 показывает, насколько неравномерным было распространение буддизма в Корее. После первых успехов в конце IV в. распространение буддизма в течение целого столетия шло медленно, и лишь в начале VI в. темпы его стали убыстряться. Рост влияния буддизма неуклонно продолжался до VII в., когда и достиг своего апогея. За первую половину этого столетия мы имеем 81 сообщение, связанное с буддизмом, и за вторую - 78. Затем, с начала VIII в., количество упоминаний о буддизме резко сокращается до 28 и до начала IX в. существенно не меняется (в конце VIII в. - 47, в первой половине IX в. - 41). Лишь в середине IX в. начинается новый подъем буддизма (за вторую половину этого столетия количество упоминаний о нем достигает 71). В начале X в. график показывает снижение количества упоминаний, но это обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, сведения здесь не за полные полстолетия, а за 35 лет (до конца существования государства Силла) и, во-вторых, они относятся только к буддийским событиям в Силла. На самом деле в это время параллельно с новым подъемом буддизма в Силла буддизм начал развиваться в зарождавшемся государстве Корё, что обеспечило невиданный расцвет буддизма в последующие пять столетий.

Количество упоминаний по основным тематическим группам изменяется в целом (с теми или иными колебаниями) в той же последовательности. Исходя из картины, представленной распределением по времени фактических данных, представляется возможным наметить следующую периодизацию истории буддизма в IV - IX вв. Выделяются четыре больших этапа: 1) конец IV - начало VI в.; 2) начало VI - начало VIII в.; 3) начало VIII - начало IX в.; 4) начало IX - начало X в.

Первый этап - этап медленного распространения буддизма; второй характеризуется непрерывным и быстрым его усилением, в результате чего был достигнут довольно высокий уровень популярности буддизма в стране. Третий этап ознаменован спадом активности буддизма, а четвертый - новым ее подъемом. (Конкретные события, сопутствующие каждому этапу, будут изложены в последующих разделах.)

Попробуем теперь определить, насколько развитие буддизма зависело (или не зависело) от различных факторов внешне- и внутриполитического развития. К таковым факторам относятся: интенсивность внешних сношений, частота военных столкновений, состояние внутренней стабильности (наличие или отсутствие заговоров, восстаний, мятежей, переворотов), а также частота стихийных бедствий.


Таблица 2 Число сообщений о буддизме и о некоторых явлениях, влиявших на его распространение (в Силла)


График 2

Лучше всего проследить такие зависимости на примере Силла, ибо только история этого государства охватывает весь интересующий нас период IV - IX вв. Систематизированные данные по перечисленным явлениям распределены нами по тем же временным отрезкам, что и история буддизма (подробнее см. гл. 1), и представлены в табл. 2.

Обратившись к графику 2, на котором отражена вся совокупность приведенных данных (по Силла), можно заметить, что активность буддизма в основном совпадает с усилением интенсивности внешних сношений до начала VIII в., т. е. до тех пор, пока буддизм не достиг устойчивого положения и не стал пользоваться сильным влиянием. Объясняется это тем, что буддизм был привнесен в Корею извне и на начальных этапах своего развития должен был, естественно, зависеть от дополнительных импульсов со стороны до тех пор, пока не пустил достаточно глубоких корней на корейской земле, а импульсы эти во многом определялись в то время общей интенсивностью внешних сношений. Когда буддизм в Корее достаточно укрепился, то дальнейшие спады и подъемы в его развитии уже не зависели от внешних факторов, что и подтверждается графиком.

Сопоставляя кривую буддизма с кривой военных столкновений, приходится признать, что сколько-нибудь тесной зависимости их друг от друга не существует. Отметим лишь следующее: первоначальный рост влияния буддизма в конце V - VI в. происходил при минимальной для всего периода военной активности. Видимо, условия мирного времени были более благоприятны для распространения буддизма, пока он не занял прочных позиций в корейском обществе. Что же касается совпадения кривых (в VII в.), то оно объясняется не взаимной зависимостью, а той особой ролью, которую играет этот век в истории страны, ознаменовавшийся объединением страны под властью Силла, чему предшествовали ожесточенные войны. Поэтому получилось так, что продолжавшееся развитие буддизма совпало с резким увеличением числа военных столкновений в то время. (Заметим, что на графике 2 пик внешнеполитических событий в VII - VIII вв. отражает реальную картину, а не является результатом более подробного фиксирования событий источником в указанный период, ибо события такого рода обязательны в изложении "Самгук саги" независимо от объема информации, приходящейся на данный год.)

Касаясь взаимосвязи буддизма с внутренней стабильностью в государстве, можно сказать, что распространение буддизма началось и происходило в дальнейшем при полном благополучии в этом отношении. Но, с другой стороны, новый подъем буддизма в конце периода Объединенного Силла связан как раз с обратной картиной - с постоянно прогрессирующей нестабильностью в стране (см. гл. 1). Однако никакого противоречия здесь нет. Существовала принципиальная разница между буддизмом, впервые распространяющимся в стране, не успевшим еще создать прочную базу на местной почве (когда его успехи зависят в большей степени от импульсов извне или благоволения вана), и буддизмом, создавшим себе социальную и экономическую основу в стране (который можно ослабить репрессивными мерами, но который уже имеет достаточно "собственных" сил для борьбы).

Поэтому не только внутренняя нестабильность конца VIII - IX в. способствовала подъему буддизма, так как ослабляла его зависимость от центральной власти, но и сам буддизм являлся одним из важнейших факторов этой нестабильности, поскольку монастырское землевладение в экономическом отношении превратилось в противовес господствующей государственной собственности на землю (на чем основывалась власть централизованного государства), а в политическом отношении становилось оплотом сепаратизма. (На графике 2 это выглядело бы еще более наглядно, если отнести все междоусобные войны IX - X вв. не к войнам, как это сделано здесь, а к явлениям внутренней нестабильности, чем они по существу и являлись.)

Что касается взаимосвязи распространения буддизма со стихийными бедствиями, то можно сказать, пожалуй, что если зависимость между ними и есть, то это, скорее, обратная зависимость. Периоды наибольшей частоты стихийных бедствий (засуха, голод, наводнение, землетрясение и т. п.) приходятся обычно либо на время еще недостаточного развития буддизма (V в.), либо на период его временного упадка (VIII в.). Связано ли это обстоятельство с некоторым падением доверия к буддизму перед лицом частых стихийных бедствий, сказать с уверенностью трудно, но возможно, что такие соображения также играли какую-то роль.

Таковы основные этапы распространения буддизма в Корее.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.