Здоровье руководителя. Предупреждение и преодоление стрессов и жизненных кризисов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Профессия менеджера, руководителя предприятия  неизменно привлекает к себе интерес. По рейтинговым оценкам западных социологов, она, как правило, входит в десятку наиболее престижных профессий в современном мире. Однако путь к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими затратами. Значение специалиста, достигшего в этой области профессиональных высот, трудно переоценить. Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится менеджер, чтобы последний как можно полнее и дольше воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним задач.

                                        Здоровье как системное понятие

             Сущность здоровья. С позиций системного подхода человек трактуется как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный.

На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

     Сущность здоровья на организменном (биологическом) уровне заключается в динамическом равновесии функций всех внутренних органов и их адекватном реагировании на влияние окружающей среды. Соответственно, нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь. В основе обеспечения нормальной жизнедеятельности организма лежит гомеостатический механизм, смысл которого заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, в основе работы гомеостатического механизма заложен принцип саморегуляции.

                                          Психическое здоровье.

       В проблеме психического здоровья вопрос о критериях его оценки является ключевым. Но при всей его важности он пока в должной мере явно не изучен. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в медицине удовлетворительное решение, то в отношении психического здоровья об этом говорить преждевременно. Такое положение дел обусловлено прежде всего сложнейшей организацией психического мира человека.

       Психически здоровая личность -- это прежде всего гармоничная, консолидированная, уравновешенная личность. Для ее направленности характерны духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость); ориентация на саморазвитие.

       Ее способность к самоуправлению обеспечена выраженностью таких характеристик, как целеустремленность, воля, энергичность, активность, самоконтроль, адекватная самооценка. Ее психические процессы отвечают следующим требованиям: максимальное приближение субъективных образов отображаемым объектам действительности;  адекватное восприятие самого себя.

         Исследование Международной ассоциации управления стрессом, проведенное в Великобритании в 2010 г. показало, что 64% опрошенных испытывали стресс на работе за последние 12 месяцев, причем в 2001 г. аналогичный показатель составлял 53%. В 1992 г. Международная организация здравоохранения включила стресс в число наиболее распространенных заболеваний.

    Деятельность руководителя подвержена частным стрессам, неприятностям и конфликтам. Поэтому менеджер, управляющий предприятием, организацией должны знать методы и способы профилактики стресса и снятия психологического напряжения.

Первоначально понятие «стресс» было введено в физиологию канадским ученым Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют физиологический и психологический стрессы.

    По мнению А. Петровского, психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не успевает анализировать информацию, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. [34, с. 386-387]

    Г. Селье описал три стадии этого синдрома. Первая стадии – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие из вне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний. Однако третья стадия может и не наступить.

К основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести: частое сердцебиение, обильное потовыделение, возникновение проблем с дыханием, возрастание кровяного давления, напряжение мышц, возникновение ощущения подавленности и др.

 В качестве комплексных последствий стресса выделяют: синдром хронической усталости, синдром дефицита удовлетворенности, синдром эмоционального выгорания, депрессия.

    Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее действие (эустресс, эйфорический стресс), так и отрицательное влияние (дистресс) [34, с.386-387] 

    Основными механизмами стресса являются: фрустрация (К.Блюм); внутренний конфликт (К.Левин); тревога как основной инстинкт (К.Хорни); угроза, неопределенность, реакция напряжения (Г.Селье); комплекс неполноценности, самообвинительные установки (А.Адлер); реакция борьбы или бегства (У. Кэннон).

Профессиональные стрессы связаны с функциональными обязанностями, отношениями в коллективе, причина которых – групповые стрессогенные конфликты.

Стрессы, связанные с функциональными обязанностями включают:

- стрессы, связанные с соблюдением субординации;

- стрессы, связанные с уровнем компетентности;

- стрессы, связанные с увольнением и наймом на работу и др.

Межгрупповые и внутригрупповые стрессы связаны с отношениями в коллективе. Межгрупповые стрессы происходят между различными группами (формальными и неформальными, разными отделами, подразделениями предприятия и т.д.). Внутригрупповые стрессы часто связаны с завоеванием статуса в группе (лидер, «предпочитаемый», «принятый», «аутсайдер»).  

Выделяют три психоэмоциональных проявления стресса:

- эмоциональное проявление (тревога или депрессия);

- когнитивное проявление;

- поведенческое проявление (гиперактивность либо бездействие, либо чередование того и другого).

По мнению М. Родик, стрессовая уязвимость человека обусловлена недостаточной внутренней целостностью, неадекватностью самооценки, самосознания.

Многие люди, допуская беспорядок в своей работе, не своевременно выполняя поручения, задания руководителя способствуют возникновению стресса, конфликтных ситуаций. Очевидно, им следует изменить образ жизни, отношение к работе.

Каждый человек имеет свой привычный тип реакции на стресс, индивидуальный «сценарий» поведения включает, с одной стороны, наиболее частые стрессовые реакции, усвоенные в детстве, с другой стороны, шаблоны поведения в типичных напряженных ситуациях. Как же защитить себя от стрессов и эмоциональных потрясений? Выделяют следующие способы защиты от стресса: физический, эмоциональный и духовный. 

Американский ученый К. Бланшар выделяет следующие «модераторы стресса», т.е. факторы, ослабляющие связь между воздействием среды (стрессом) и внутренней реакцией человека, - это автономия, общность, перспектива и тонус.

Автономия заключается в том, что люди с адекватной самооценкой, самосознанием, считают, что они имеют достаточно возможностей для выбора решений различных проблем и хорошо контролируют свое поведение и поступки.

Общность – люди полагают, что они имеют прочные и позитивные социальные связи с родственниками, близкими, коллегами, с окружающими. Очень важен баланс автономии и общности, он определяет оптимальный уровень субъективного контроля и гармоничное сочетание личностно-типологических характеристик.

 Перспектива (наличие позитивных целей) – наличие жизненного смысла (В. Франкл) и осознание своего предназначения. Тонус – благоприятное психофизиологическое состояние, самочувствие человека.

В любой стрессовой ситуации необходимо стремиться сохранить спокойствие, самообладание, избегать конфликтных ситуаций, взаимных оскорблений. Желательно поддерживать конструктивный диалог, предлагая собеседнику варианты решения возникшей проблемы.

С. Ребрик разработал психотерапевтические приемы снятия стресса:

- контроль внутренней речи (выявление автоматических мыслей и иррациональных убеждений, энергичное дискутирование и аффирмации);

- перемена мыслей (сенсорное осознание, рефрейминг);

- техника неоправдания (ассертивность, повышение самооценки, отказ от сравнения).

Важно заниматься профилактикой стрессов. Необходимо мудро относиться к собственной жизни, заниматься ее активным конструированием.

По мнению Р.Кричевского для профилактики стресса необходимо:

1) постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим способностям и возможностям жизненных целей. Руководитель с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством ближайших и перспективных целей («галерея целей»), умеющий их варьировать, в случае неудачи, ошибки может управлять стрессом;

2) необходимо различать главное от второстепенного, важное от незначительного в жизни. Р. Нибур писал: «Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем изменить; мужество, чтобы изменить то, что можем; и мудрость, чтобы отличить одно от другого»;

3) необходимо анализировать какую-либо проблему с разных сторон, позиций, изучать различные ее аспекты, находить творческое, неординарное ее решение;

4) нужно заранее психологически готовить себя к неожиданным событиям, известиям, избавиться от ненужных иллюзий;

5) реалистически оценивать действительность, разумно воспринимать и решать возникающие проблемы;

6) необходимо стараться понимать других людей, мотивы их поведения;

7) уметь извлекать положительный опыт, уроки из жизненных ситуаций и событий.

Необходимо прогнозировать стрессогенные факторы. Для этого нужно:

1) изучение коллектива, межличностных отношений, используя научные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, метод экспертной оценки, эксперимент, моделирование);

2) изучение специальной литературой, опыта ведущих специалистов;

3)  здоровый образ жизни человека;

4) психологическая поддержка близких людей (семья, близкие, друзья и др.);

5) самовоспитание и саморазвитие (развитие целеустремленности, настойчивости, инициативности, силы воли, решительности, трудолюбия)

Рассмотрим подробнее способы психологической саморегуляции. В первую очередь нужно научиться правильно относиться к своим эмоциям и чувствам, к своей нервной системе. Этому помогает релаксация, аутогенная тренировка, медитация.

Релаксация может быть непроизвольной и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности [34, с. 338].

 Релаксации необходимо учиться, это умение достигается только постоянной практикой. Процесс обучения включает три основных стадии. На первой – вырабатываются навыки произвольного расслабления мышечных групп в состоянии покоя. Затем они объединяются в целостную систему, обеспечивающую релаксацию всего тела или его дифференцированных участков. Начальные упражнения проводятся в пассивном состоянии, а потом могут включаться в процесс выполнения некоторых видов деятельности, не затрагивая при этом мышц, участвующих в реализации соответствующих двигательных актов. Цель - состоит в усвоении «навыка отдыха», позволяющего произвольно вызывать состояние релаксации в тех жизненных ситуациях, когда необходимо уменьшить или предотвратить возникновение аффективных переживаний.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, тепла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями; 2) создание гипнотических состояний различного уровня [34, с. 31-32].

Самовнушение в форме сенсорной репродукции (визуализации), представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на мысленном воссоздании во всех подробностях образа красивого пейзажа, места и своих ощущений в это время. Кроме того, это может быть воспоминание о самом счастливом и удачном дне, каком-то празднике, о путешествии, об отдыхе и др.

Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. В 20 веке методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в частности в аналитической психологии, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные какими-либо религиозными идеями [34, с. 204].

Таким образом, для сохранения своей работоспособности и здоровья необходимо постоянно заниматься физической культурой, спортом, психологической саморегуляцией, быть оптимистом и жизнерадостным человеком.

 

 

 

  8. Подготовка к публичному выступлению

В процессе деловых отношений менеджеру, руководителю необходимо уметь выступать перед публикой. Это целое искусство, которому необходимо учиться и постоянно совершенствоваться.

              Виды публичного выступления:

1.Лекция – системное, доказательное, аргументированное изложение информации с определенной образовательной целью. Различают: лекции-показы, лекции демонстрации, кинолекции и др.

2.Доклад – форма публичной речи, в которой анализируются актуальные вопросы, события, делаются обобщения и выводы.

3.Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников.

4.Диспут – публичный спор по какой-либо теме, проблеме.

5.Конференция - форма публичного выступления, которая проводится среди наиболее подготовленной аудитории и отличается большой глубиной, научностью, конкретностью обсуждаемой проблемы.

Пресс-конференция – форма делового общения, которая реализуется как кратковременная официальная встреча с представителями СМИ и общественностью. Ее цель – информационное представление определенной точки зрения предприятия, организации по какой-либо социально значимой проблеме [20,с.120].

    Аристотель в «Риторике» сформулировал основные правила публичной речи:

1) правдивость речи,

2) уместность и целесообразность речи,

3) прозрачность выражения, ясность и краткость высказывания.

Огромное значение имеет вербальная и невербальная информация оратора. Большое значение имеет внешнее впечатление, которое производит выступающий. Оратору необходимо не только заранее готовить текст выступления, но и привести в порядок свою внешность: прическу, одежду, обувь, не забывать о мимике, жестах, тембре, интонации голоса. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно, не монотонно. Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию информации и учитывать ситуацию, в которой находится оратор.

    Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ее ясность. Недопустимы поучения и нравоучения. Оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он будет выступать (возраст, профессия, специальность, образование, гендерные особенности и др.).

Важна уверенность оратора в себе, открытость, гибкость и задушевность интонации, что вызывает доверие слушателей. 

    Основные компоненты подготовки речи:

1. Определение цели и задачи выступления.

2. Анализ аудитории и ситуации.

3. Сбор материала, информации, фактов.

4. Создание плана выступления.

5. Подбор слов, понятий для высказывания.

6. Практика произнесения выступления вслух [40,с.424].

В.М. Шепель рекомендует способы эффективного воздействия на слушателей:

- эффект первых фраз: рекомендуется сразу привлечь внимание слушателей «Добрый день. Я рад встречи с вами. Давайте вместе обсудим интересную проблему….»

- эффект квантового выброса информации: необходимы «россыпи» новизны, «порции» интересной информации в ходе выступления,

- эффект аргументации: использование убедительных фактов, доказательств [20,с.126].

Л.Д. Столяренко выделила следующие этапа информативной речи [40,с.425]:

                                                                                                           Таблица 3

                                    Этапы информативной речи

  Этапы                         Функция
Первый этап Привлечение внимания аудитории
Второй этап Объяснение актуальности проблемы
Третий этап Представление информации (теоретическая и практическая часть)
Четвертый этап Выводы, заключение. Рекомендации.

 

    Очень важно естественность и непринужденность выступления. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем лучше оно звучит. Если вам нужно произнести сложный научный доклад, то разрешается, временя от времени – фрагментарное чтение. Рекомендуется заранее попрактиковаться в этом, чтобы добиться выразительности, беглости изложения.

    Многие ораторы используют метод импровизации. При этом речь, выступление тщательно планируется, но слова не заучиваются на память. Оратор использует план-конспект и заранее практикуется в произнесении своей речи.

Д. Карнеги для публичного выступлении дает следующие рекомендации:

- будьте уверенны в себе,

- контролируйте свои чувства и эмоции,

- проявляйте доброжелательность, эмпатию, улыбайтесь,

- выступление должно проходить в разговорной, непринужденной форме,

- необходимо хорошо выглядеть (чисто, опрятно, изящно),

- на важной информации нужно акцентировать внимание слушателей ударением, силой звука, изменением темпа речи или паузой,

- используйте наглядные изображения, рисунки, схемы,

- в небольшом выступлении трудно качественно рассмотреть более одного-двух вопросов, проблем,

- важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы слушателей. Нельзя уклоняться от ответов, если вы в данный момент не можете ответить, то нужно сообщить слушателям, когда будет готов ваш ответ [16,с.32].

  Важно следить за реакцией аудитории, внимательно ли они вас слушают? Если слушатели зевают, смотрят в окно, по сторонам, то следует привлечь их внимание какой-нибудь фразой, интересным примером.

  Публичная речь должна быть спланированной и организованной предварительно, проблемной, построенной по законам устной речи, доходчивой, образной и эмоциональной.

  Таким образом, публичное выступление является сложной и ответственной задачей, к которой нужно заранее тщательно готовиться с использованием психологических знаний и рекомендаций.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды публичного выступления вам известны?

2. Каковы особенности публичного выступления?

3. Какие способы эффективного публичного выступления вам известны?

 

 

12. Эффективное планирование и использование рабочего времени.

 

  Эффективный менеджер должен правильно, рационально планировать свою деятельность, рабочее время.

  Время – это такой же ресурс, как люди, финансовые средства, производственное оборудование и др. Оно безвозвратно исчезает, его нельзя накопить, взять в кредит, поэтому важно научиться использовать его с максимальной эффективностью.

         Причина дефицита времени:

- постоянная спешка. В этом состоянии руководитель не успевает, не может сосредоточиться на той важной задаче, которую он должен выполнить;

- отсутствие четкого распределения работы по степени важности. Рекомендуется сначала выполнять самую важную, трудную работу, затем более легкую;  

- постоянные «доработки» дома. Из-за того, что руководитель не успевает на работе выполнять работу, он вынужден брать задания домой. В результате он не достаточно отдыхает, не может восстановить свои силы;

- большой поток рутинных дел, работа над которыми занимает много времени. Непредвиденные телефонные переговоры, незваные посетители, дела, за которые менеджер берется потому, что не может отказать в просьбе – все это отнимает много времени и отвлекает от важных дел;

- слабая мотивация труда, из-за этого наблюдается низкая производительность труда и нехватка времени,

- высокая эмоциональность, импульсивность приводит к тому, что менеджер часто отвлекается и не успевает выполнять важную работу [40,c. 488].

    Анализ использования рабочего времени.

Анализ использования рабочего времени помогает руководителю выявить временные потери, особенности рабочего стиля. Рекомендуется вести записи учета рабочего времени (таб. 6).

                                                                                             

 

 

                                                                                                  Таблица 6.

Анализ использования рабочего времени

Вид деятельности Интервал времени Продолжительность
1      
2      
     

 

Наиболее целесообразно вести записи в процессе работы. Степень детализации записей должна позволять судить о важности профессиональной деятельности. В этой таблице следует отмечать случаи, когда были незапланированные потери рабочего времени, а также позитивные моменты распределения рабочего времени. Каждую работу нужно проанализировать с помощью следующих вопросов:

- была ли эта работа необходима?

- были ли оправданы затраты времени?

- было ли целесообразно выполнение работы?

- были ли определены временные интервалы рабочего времени?

- нужно ли было подключить других сотрудников к выполнению этой работы?

  Определив позитивные и отрицательные моменты распределения рабочего времени, нужно разработать план по устранению недостатков, наиболее подходящий для данного бизнеса и конкретного руководителя.

     Принципы и правила планирования времени:

1. Опыт показывает, что лучше составлять план лишь на определенную часть рабочего времени на 60%. События, которые трудно предусмотреть не могут быть запланированы. Всегда нужно оставлять определенный процент времени в качестве резерва.

2. Составление плана действий: для этого нужно иметь представление о предстоящих делах, деловых встречах, переговорах. Целесообразно разделить их на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи, определить их приоритетность.

3. Над планом рабочего времени нужно работать регулярно, систематично и последовательно.

4. Целесообразно фиксировать в планах полученные результаты или цели, а не просто действия и поступки.

5. Следует заранее установить временные нормы для выполнения рабочих заданий, это позволит сэкономить время;

6. Чтобы успешно осуществить профессиональную деятельность, необходимо согласовывать свои планы с планами коллег, подчиненных.

Деловому человеку целесообразно составлять план работы на день, на неделю, на декаду, на месяц, на квартал, на год и на несколько лет.

Рекомендуется составить план на день в письменной форме и включить в него пять этапов:

1) составление заданий,

2) оценка длительности мероприятий,

3) резервирование времени, в соотношении 60:40 (запланировано 60% времени),

4) принятие решения по приоритетам и по поводу делегирования полномочий,

5) контроль выполнения заданий.

Рекомендации для начала рабочего дня:

· начинайте день с позитивного настроения,

· начинайте работу в одно и то же время,

· необходимо проверить план дня и скорректировать его,

· начинать нужно с самой важной работы, проблемы,

· следует избегать незапланированных импульсивных действий, нужно контролировать время и свои планы,

· необходимо учитывать колебания работоспособности в течение дня (максимальная работоспособность у большинства людей с 8.00 часов до 13.00 часов. Обеденный перерыв рекомендуется делать с 13.00 до 14.00 часов. В понедельник и пятницу не желательно проводить важные совещания и переговоры).

Для экономии времени руководителю рекомендуется делегировать полномочия своим заместителям, подчиненным.

Делегирование полномочий, в общем смысле понимается, как временная передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. По расчетам специалистов, от 40 до 60 % рабочего времени руководителя, начальников подразделений, менеджеров тратится на выполнение тех функций, которые могли бы выполняться специалистами более низкой квалификации. Руководителю целесообразно время от времени делегировать свои полномочия компетентным специалистам. Например, рекомендуется перепоручать: рутинную, однообразную, мелкую, подготовительную работу и специализированную деятельность.

Для того, чтобы менеджер эффективно осуществлял свою деятельность, он не только должен планировать свое рабочее время, но и знать «секреты» оформления деловой документации.

 

                     Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Каким образом необходимо контролировать свое рабочее время?

2. Какие причины дефицита рабочего времени?

3. Какие принципы и правила планирования рабочего времени вам известны?

                            

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: «Академия», 1997.

2. Айзенн Г., Айзвнн М. Исследование человеческой психики: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

3. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л.: Лениздат, 1990.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004.

5. Анцупов А.Я., Шитилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, - М.,: Владос, 2001.

7. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М,: ИНФРА-М, 1996.

9. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. – М.: Гелан, 2001.

10. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1993.

11. Данкел Ж. Деловой этикет. – Р-на-Д.: Феникс, 1997.

12. Деловое общение. Деловой этикет : учебное пособие для студентов вузов, -М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005 .

13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика: В 2 т.: Пер. с англ.. – М,: Прогресс, 2001.

14.  Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология .- СПб.: Питер, 2001.

15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.

16. Кузнецов И. Н. Деловое общение. , М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

17. Кукушин В. С. Деловой этикет: [Текст]: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Р-на-Д.: Март, 2005.

18. Кирсанов М., Аксенов Ю. Курс делопроизводства. – Новосибирск, 2002.

19. Ковальчук А.С. Основы имиджелогия. – Р-на-Д., 2002.

20. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие, - М,: Дашков и К, 2007 .

21. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебник / Е.А. Красникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум: Инфра – М, 2009. – 224 с. Гриф МО РФ.

22. Макаров Б.В. Деловой этикет: учеб. пособие / Б.В. Макаров, А.В. Непогода. – Р- на-Д: Феникс, 2010.

23. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. – М,, 1958. – Т.5, -С. 9-10.

24.  Макеева В. Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие / В. Г. Макеева. - М.: ИНФРА-М, 2002.

25. Максвелл Дж. Шеф и его команда. – СПб, 2000.

26. Мишаткина Т. В. Этика. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: Тетра Системс, 2003.

27.  Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1 – М.: Просвещение: Владос, 1994.

28. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994.

29.  Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб,: Знание, 2001.

30. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.

31. Психология и этика делового общения [Текст]: учебник / под редакцией В.Н. Лавриненко. 5-е изд. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (5 экземпляра).

32. Психологические основы педагогической практики студентов /Под. ред. А.С.Чернышева, -М.: Педагогическое общество России, 2000.

33. Петрунин Ю.Ю.Этика бизнеса: Учебное пособие, М. : Дело, 2001.

34. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

35. Пиз А. Язык телодвижений, Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992.

36. Райзберг Б.А., Тутунджян А.К. Психологические основы управления: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

37. Реан А.А., Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002.

38. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности: учебно-практическое пособие, М. : «Альфа –Пресс», 2006.

39. Сорокина А.В. Основы делового общения – Р-на-Д.: Феникс, 2004.

40. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Р-на-Д., 2007.

41. Смирнов Г. С. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. - М.: Изд-во УРАО, 2001.

42. Титова Л.Г. Деловое общение. –М.: Юнити, 2006.

43. Травин В.В. Деловое общение. Модуль 2: учебно-практическое пособие, М.: Дело, 2004.

44.  Управление персоналом / Под. Ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. -2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001.

45. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. Минск, 2003.

46.  Фризен У., Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010.

47. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 1994.

48. Шрайдер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты., М., 1993.

49. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Мотивация включенности молодежи в развивающие социальные среды и их организацию // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2000.

50. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если можешь. – СПб.: Питер, 2010.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 611.