Психология управления групповыми явлениями и процессами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В деятельности руководителя

Управлять группой, коллективом – это целое искусство. Психология помогает менеджерам научиться этому, с помощью определенных приемов, методов, технологий. Руководитель должен уметь целенаправленно оказывать воздействие на своих подчиненных для успешной организации управленческой деятельности, организации производства.

Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Главная задача управления организацией состоит в том, чтобы объединить интересы всех членов коллектива, направить их на реализацию профессиональных, деловых целей [34, с.253].

Различают формальную организацию, имеющую административно-юридический статус, сотрудники включены в функциональные связи и нормы поведения и неформальную организацию – общность людей, объединенных личными интересами, непосредственными внедолжностными контактами (например, панки, рокеры).

Степень совпадения или расхождение интересов сотрудников с их должностными функциями, со структурой и программой организации влияет на эффективность ее деятельности.

Классификация групп:

- по размеру: большие, малые группы, микрогруппы;

- по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы;

- по непосредственной взаимосвязи: реальные (контактные) и условные группы (объединенные по определенному признаку: пол, возраст, профессия и т.д.), ;

- по уровню развития: низкий уровень развития (ассоциация, корпорация, диффузная группа), средний уровень (кооперация) и высокий уровень развития (коллектив) [34, с. 84-85].

Группы имеют следующие характеристики: групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели.

По мнению А.Петровского, содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности [34 с.85].

Отечественные психологи (Л.Уманский, А.Чернышев, А. Лутошкин) выделили четыре этапа формирования группы:

1) диффузная группа («песчаная россыпь»). В этой группе отсутствует психологическое единство по главным направлениям деятельности. Как правило, это разобщенная общность, состоящая из изолированных (иногда конкурирующих) группировок. Многие вопросы организации решаются импульсивно, самоуправление развито слабо. Управлять такими группами трудно;

2) группа – ассоциация («мягкая глина»). В этой группе наблюдаются первые шаги по сплочению коллектива. Актив в таких группах недостаточно действенен. Скрепляющим звеном является формальная дисциплина и требования руководителя. Существуют замкнутые приятельские группировки;

3) группа – кооперация («мерцающий маяк»). Это достаточно организованная и сплоченная группа, но активность проявляется, прежде всего, в собственных интересах, проявляется групповой эгоизм, противопоставление себя другим [32,c.54];

4)  коллектив («горящий факел»). Группа психологически сплочена. Это сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения важных вопросов деятельности группы, в обсуждение принимают участие все. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу. Группа высоко принципиальна, моральна и нравственно чиста. Каждый сотрудник чувствует себя легко и свободно. По мнению А.С. Макаренко, коллектив – свободная группа людей, объединенных единой целью, социальной полезной деятельностью, организованная и самоуправляемая [23].

  А.В. Петровский создал концепцию развития коллектива. Она представляет группу, состоящую из трех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости: во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив [40,c.309].

                               Основные характеристики коллектива:

1) направленность – содержание целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов (взаимопомощь, взаимовыручка);

2) организованность – способность группы к самоуправлению, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, выдвигать лидеров и умение им подчиняться;

3) интеллектуальная коммуникативность – способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходства суждений;

4) психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый и др.); степень психологической защищенности каждого члена коллектива;

5) эмоциональное единство – совместное эмоциональное сопереживание успехов и неудач [32, с.47-48].

    Задача каждого руководителя – создать дружный, сплоченный коллектив. Прежде всего, руководитель должен быть лидером и примером, который способен решить проблемы группы, стимулировать ее развитие, определять основные направления профессиональной деятельности, «какой дирижер, такой и оркестр».

  Для создания коллектива нужно начинать с постановки ясных целей, задач, которые являются сильным объединяющим «звеном» группы (таб. 4). Сначала развития цели должны соответствовать возможностям организации, то есть, чтобы сотрудники могли их выполнить и добиться успеха. Успех, как известно, порождает доверие, согласие и взаимопонимание в группе. 

    Важен совместный поиск решения проблемных ситуаций, поэтому руководитель должен важные вопросы обсуждать с коллективом. Необходимо развивать самоуправление, демократические отношения. Важнейшая цель руководителя – создание благоприятного социально-психологического климата коллектива.

Таблица 4

Дата: 2019-11-01, просмотров: 289.