Основные стратегии организации, особенности поведения руководителей и действия малой группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Стратегии организации Поведение и действие руководителя Действие малой группы
Наличие четких, ясных и непротиворечивых целей в организации Целенаправленные действия по сплочению группы Принятие организационных целей и задач
Правильное планирование деятельности всех подразделений предприятия Своевременное информирование подчиненных Выполнение всеми членами группы внутригрупповых норм и правил поведения
Повышение конкурентоспособности предприятия, ее продукции Стимулирование профессиональной, творческой деятельности подчиненных Выполнение профессиональных обязанностей на высоком уровне, творчество
Наличие высококвалифицированных кадров на предприятии Подбор квалифицированных кадров на предприятии, их обучение, повышение компетентности Постоянное повышение квалификации
Учет человеческого фактора внутри организации Индивидуальный подход к подчиненным Уважение к личности каждого сотрудника
Создание благоприятного психологического климата в коллективе Комплекс мероприятий по созданию благоприятного психологического климата Создание доброжелательных отношений в коллективе
Профилактика конфликтных ситуаций в группе Комплекс мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций Профилактика конфликтных ситуаций в межличностных отношениях и профессиональной деятельности

   Психологический климат – преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, к руководителю.

  По мнению Л.Столяренко, существует четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный. Целеполагающий подход позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора групповых целей. Цели могут быть стратегическими или оперативными [40, с. 298]. Межличностный подход направлен на улучшение межличностных отношений в группе, основан на увеличении группового доверия, совместной поддержки, улучшения взаимопонимания.

  Ролевой подход предполагает обсуждение и изменение социальных ролей в группе.

Проблемно-ориентированный подход – через решение проблем, с привлечением эксперта, психолога – консультанта для последовательного решения командных проблем, развития межличностных отношений, групповые навыки и умения.

Руководитель должен стимулировать творчество, инновационные и рационализаторские предложения. При этом он может использовать моральные и материальные стимулы. Целесообразно регулярно за выполненную работу поощрять (или порицать), награждать своих сотрудников.

  Важно сформировать в группе традиции и обычаи, например, традиция посвящения в коллектив, празднования юбилеев, знаменательных событий и др. Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, отдых, спорт, путешествия и т.п.) способствует сплочению группы.

  На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, каждый человек получает свой социометрический статус. Американский психолог Д. Морено разработал психологическую теорию общества и создал методику «Социометрия» для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного к отрицательному [40, с.305-306]. В результате социометрической процедуры составляется матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности. Люди, которые получают наибольшее количество выборов (шесть и более выборов), пользуются наибольшей популярностью, симпатией, именуются «звездами». Если человек получает среднее число выборов (4-5 выборов), его относят к категории «предпочитаемых». «Принятые» - люди, которых выбрали 1-3 раза. «Аутсайдеры» - те, кто не получил ни одного выбора и с ними не хотят общаться другие [32, с. 59-60]. Полученные результаты не подлежат огласке, а необходимы для коррекционной работы психолога. Если в группе большинство входит в две первые категории («звезды» и «предпочитаемые») – то в ней благоприятный психологический климат, если многие люди имеют низкий статус («принятые», «аутсайдеры») – то психологическая атмосфера тяжелая, нужна помощь психолога.

  Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Организуя любой вид деятельности, нужно учитывать социометрический статус работника, межличностные группировки.

  Таким образом, эффективная деятельность группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации под руководством лидера.       

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какие стадии развития коллектива вам известны?

2. Каким образом можно создать коллектив?

3. Что такое «Социометрия»?

4. Может ли психолог помочь руководителю создать коллектив?

Лекция 8.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.