Стратегии организации | Поведение и действие руководителя | Действие малой группы |
Наличие четких, ясных и непротиворечивых целей в организации | Целенаправленные действия по сплочению группы | Принятие организационных целей и задач |
Правильное планирование деятельности всех подразделений предприятия | Своевременное информирование подчиненных | Выполнение всеми членами группы внутригрупповых норм и правил поведения |
Повышение конкурентоспособности предприятия, ее продукции | Стимулирование профессиональной, творческой деятельности подчиненных | Выполнение профессиональных обязанностей на высоком уровне, творчество |
Наличие высококвалифицированных кадров на предприятии | Подбор квалифицированных кадров на предприятии, их обучение, повышение компетентности | Постоянное повышение квалификации |
Учет человеческого фактора внутри организации | Индивидуальный подход к подчиненным | Уважение к личности каждого сотрудника |
Создание благоприятного психологического климата в коллективе | Комплекс мероприятий по созданию благоприятного психологического климата | Создание доброжелательных отношений в коллективе |
Профилактика конфликтных ситуаций в группе | Комплекс мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций | Профилактика конфликтных ситуаций в межличностных отношениях и профессиональной деятельности |
Психологический климат – преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, к руководителю.
По мнению Л.Столяренко, существует четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный. Целеполагающий подход позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора групповых целей. Цели могут быть стратегическими или оперативными [40, с. 298]. Межличностный подход направлен на улучшение межличностных отношений в группе, основан на увеличении группового доверия, совместной поддержки, улучшения взаимопонимания.
Ролевой подход предполагает обсуждение и изменение социальных ролей в группе.
Проблемно-ориентированный подход – через решение проблем, с привлечением эксперта, психолога – консультанта для последовательного решения командных проблем, развития межличностных отношений, групповые навыки и умения.
Руководитель должен стимулировать творчество, инновационные и рационализаторские предложения. При этом он может использовать моральные и материальные стимулы. Целесообразно регулярно за выполненную работу поощрять (или порицать), награждать своих сотрудников.
Важно сформировать в группе традиции и обычаи, например, традиция посвящения в коллектив, празднования юбилеев, знаменательных событий и др. Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, отдых, спорт, путешествия и т.п.) способствует сплочению группы.
На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, каждый человек получает свой социометрический статус. Американский психолог Д. Морено разработал психологическую теорию общества и создал методику «Социометрия» для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного к отрицательному [40, с.305-306]. В результате социометрической процедуры составляется матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности. Люди, которые получают наибольшее количество выборов (шесть и более выборов), пользуются наибольшей популярностью, симпатией, именуются «звездами». Если человек получает среднее число выборов (4-5 выборов), его относят к категории «предпочитаемых». «Принятые» - люди, которых выбрали 1-3 раза. «Аутсайдеры» - те, кто не получил ни одного выбора и с ними не хотят общаться другие [32, с. 59-60]. Полученные результаты не подлежат огласке, а необходимы для коррекционной работы психолога. Если в группе большинство входит в две первые категории («звезды» и «предпочитаемые») – то в ней благоприятный психологический климат, если многие люди имеют низкий статус («принятые», «аутсайдеры») – то психологическая атмосфера тяжелая, нужна помощь психолога.
Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Организуя любой вид деятельности, нужно учитывать социометрический статус работника, межличностные группировки.
Таким образом, эффективная деятельность группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации под руководством лидера.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какие стадии развития коллектива вам известны?
2. Каким образом можно создать коллектив?
3. Что такое «Социометрия»?
4. Может ли психолог помочь руководителю создать коллектив?
Лекция 8.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.