Глава 32. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

 

Наличие надзорной инстанции в судебной системе России обусловлено необходимостью обеспечения единого правопонимания и правоприменения всеми звеньями судебной системы, в том числе в сфере экономического правосудия.

Цель надзорного производства - обеспечение единообразия судебной практики, особенно по основополагающим вопросам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы.

Пересмотр судебных актов в порядке надзора - экстраординарная стадия арбитражного процесса, целью которой является устранение фундаментальных нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Отличительные черты надзорного производства: исключительность проверки судебных постановлений; предмет проверки - законность судебных актов; дополнительная гарантия прав заявителей на судебную защиту.

Субъекты обжалования судебных актов в порядке надзора по существу совпадают с субъектами обжалования в апелляционной и кассационной инстанциях: это лица, участвующие в деле, и иные лица, указанные в ст. 42 АПК РФ, а также прокурор (ч. 1, 2 ст. 308.1 АПК РФ).

Лица, имеющие право на подачу надзорной жалобы: лица, участвующие в деле (истец, ответчик, заявители, третьи лица); другие лица, если их права и обязанности затронуты судебным актом (ст. 42 АПК РФ), но они не привлечены к делу; Генеральный прокурор РФ и его заместители; Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Объекты обжалования в порядке надзора (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ): 1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; 2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции; 3) определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

 

! Осуществлять пересмотр в порядке надзора вправе только Президиум Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

 

Надзорное производство можно разделить на три этапа: 1) проверка соответствия надзорной жалобы, представления (в дальнейшем, как правило, жалоба) требованиям закона с точки зрения формы и содержания; 2) рассмотрение жалобы с точки зрения ее приемлемости и принятия решения о передаче дела в Президиум Верховного Суда РФ или об отказе в такой передаче; 3) рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и принятие соответствующего постановления.

Надзорная жалоба может быть подана в Верховный Суд РФ в течение 3 месяцев с момента вступления последнего обжалуемого судебного акта в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судьей Верховного Суда РФ.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока - в определении о возвращении надзорной жалобы (ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ).

Проверка соответствия надзорной жалобы требованиям закона о форме и содержании жалобы (ст. 308.2 АПК РФ). Кроме традиционных реквизитов жалобы необходимо обратить внимание на п. 7 ч. 1 ст. 308.2 АПК РФ, согласно которому в надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований.

Надзорная жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (ч. 4 ст. 308.2 АПК РФ). Жалоба может быть подана и через сеть Интернет.

Если судьей будут выявлены недостатки в оформлении жалобы, она возвращается без рассмотрения по существу по основаниям, предусмотренным в ст. 308.3 АПК РФ.

На втором этапе надзорного производства судья Верховного Суда РФ производит предварительное рассмотрение надзорной жалобы. По сути, это процедура фильтрации надзорных жалоб. Здесь не действуют многие процессуальные правила: судебные заседания не проводятся, стороны не извещаются и не вызываются. Эта предварительная процедура обусловлена целью - обеспечить баланс публичного и частного интересов, не допустить превращения суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить явно необоснованные обращения (п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 19 июня 2007 г. N 455-О-О).

Судья единолично анализирует обжалуемые судебные акты, доводы надзорной жалобы о допущенных нарушениях закона. Он вправе истребовать дело и только тогда по ходатайству заявителя жалобы приостановить исполнение обжалуемого судебного акта.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит определение: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ч. 6 ст. 308.4 АПК РФ).

С учетом схожести процедур рассмотрения кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ и процедур рассмотрения надзорных жалоб закон в обоих случаях предусматривает право Председателя Верховного Суда РФ и заместителя Председателя Верховного Суда РФ не согласиться с определением судьи об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиум Верховного Суда РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Хотя в законе не сказано, что это несогласие является следствием обращения с соответствующим ходатайством заявителя, видимо, правильным будет предположение о том, что руководством Верховного Суда РФ это право не используется по своей инициативе, как и в других случаях отмены судебных определений судьи Верховного Суда РФ. Вместе с тем отсутствие в законе прямого указания на наличие ходатайства заявителя может позволить Председателю Верховного Суда РФ и его заместителю отменить судебные определения судьи в перечисленных случаях по своей инициативе.

Закон обязывает судью мотивировать определения, принимаемые по результатам рассмотрения жалоб.

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена на этой предварительной стадии в срок, не превышающий 2 месяцев, если дело не было истребовано, если дело истребовано - в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 308.5 АПК РФ).

На третьем этапе надзорного производства происходит рассмотрение дела с надзорной жалобой в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ на основании вынесенного судьей определения.

Копии указанного определения, копия жалобы направляются лицам, участвующим в деле. Эти лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела. Неявка их не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, вынесшие определение о передаче надзорных жалоб на рассмотрение в судебном заседании, не могут участвовать в рассмотрении этих жалоб Президиумом Верховного Суда РФ.

Президиум рассматривает дело в течение 2 месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум. Поскольку Президиум является коллегиальным органом, он вправе рассматривать дело лишь при наличии кворума - простого большинства.

Рассмотрение жалобы начинается с доклада судьи-докладчика, который излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, других актов, принятых по делу, доводы надзорной жалобы, основания для пересмотра судебного акта, мотивы для передачи дела в судебное заседание.

После выступления судьи-докладчика свои устные объяснения могут дать лица, участвующие в деле и явившиеся в судебное заседание. Затем Президиум в закрытом совещании путем голосования принимает постановление. Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих членов Президиума. При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, которые рассматривали дело, в пределах доводов, изложенных в надзорной жалобе. Вместе с тем закон предоставил право Президиуму Верховного Суда РФ выйти за пределы этих доводов в интересах законности. При этом он не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Ограничение полномочий Президиума Верховного Суда РФ также состоит в том, что он не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч. 3 ст. 308.11 АПК РФ).

Целевое предназначение надзорного производства наиболее выпукло проявляется в основаниях для отмены или изменения судебных актов.

Обжалуемое судебное постановление подлежит отмене (ст. 308.8 АПК РФ), если оно нарушает: права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права бывает в тех случаях, когда обжалуемый судебный акт выносится в противоречии с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, определениями судебных коллегий Верховного Суда РФ, принятыми в результате проверки судебных актов в кассационном порядке, материалами официально опубликованных Верховным Судом РФ обзоров судебной практики, а также постановлениями Президиума Верховного Суда РФ, принятыми по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев надзорную жалобу вместе с делом в порядке надзора, вправе принять одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 308.11 АПК РФ): оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорную жалобу, представление без удовлетворения; отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда РФ может указать на необходимость рассмотрения дела иным составом судей; отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; оставить в силе один из принятых по делу судебных актов; отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права; оставить надзорную жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 308.3 АПК РФ.

 

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит (ст. 308.13 АПК РФ).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 185.