Глава 36. ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существуют различные формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Одной из альтернативных форм урегулирования споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов, является третейский суд.

Третейский суд - суд третьего лица, избранного сторонами <1>, старейшая форма разрешения имущественных и неимущественных споров, которая изначально являлась формой частного правоприменения, альтернативой государственным судам <2>.

--------------------------------

<1> Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912. С. 440.

<2> Фурсов Д.А. Третейские суды: пределы легитимности их решений: Учеб. пособие. М.: Статут, 2009. С. 5.

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26 мая 2011 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" выразил позицию по вопросам сущности третейского разбирательства и его правовой природы и конституционных основ. Так, в Постановлении было отмечено, что в Российской Федерации право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд основано на положениях Конституции РФ (ст. 45 во взаимосвязи со ст. 8, а также ст. 34), согласно которым в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, закрепляется право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К числу общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, которой наряду с автономией воли участников гражданского оборота обусловливаются диспозитивные начала гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений, относится обращение в третейский суд - международный коммерческий арбитраж или внутренний третейский суд.

Конституционный Суд РФ также в упомянутом Постановлении указал, что основой третейского разбирательства как способа разрешения гражданско-правовых споров являются: свобода договора, свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, а также закрепленное в Конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. Особое внимание в Постановлении обращается на то, что третейские суды не осуществляют судебную власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов.

Третейская форма защиты права - юрисдикционная деятельность третейского суда и участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение переданного по соглашению сторон спора, возникшего из гражданских правоотношений.

Третейский суд - форма рассмотрения правовых споров, осуществляемого на основании соглашения сторон и/или в соответствии с международным договором, не государственным судом, а третьими по отношению к сторонам спора лицами (третейскими арбитрами), избранными самими сторонами либо избранными (назначенными) в порядке, согласованном сторонами, для принятия по общему правилу окончательного и обязательного для сторон решения по существу спора.

Международный коммерческий арбитраж - третейский суд для разрешения споров сторон, возникающих из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей (ч. 3 ст. 1 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

Одним из основных признаков третейского суда является наличие у него компетенции - властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция третейских судов определяется задачами и функциями, которыми их наделяет государство и участники гражданского оборота.

В соответствии со ст. 2 Закона об арбитраже введены новые понятия и скорректированы уже существующие. Так, например, понятия "арбитраж" и "третейское разбирательство" указаны в качестве синонимов и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). В соответствии с Законом третейским судом называется единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело.

Третейские суды в зависимости от времени их деятельности подразделяются на два вида: на постоянно действующие; созданные для разрешения конкретного спора (третейские суды, осуществляющие арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения, за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража - суды ad hoc). Для этого вида арбитража вводятся некоторые ограничения: в таком порядке не могут быть рассмотрены корпоративные споры; стороны не могут предусмотреть окончательность решения, вынесенного арбитражем ad hoc; арбитры арбитража ad hoc не смогут обратиться в суд за содействием в сборе доказательств.

В зависимости от объема предметной компетенции третейские суды делятся: на внутренние третейские суды - арбитраж внутренних споров, не относящийся к международному арбитражу; международные коммерческие арбитражи, рассматривающие только споры, которые возникают в связи с внешнеэкономической деятельностью (например, МКАС при ТПП РФ) и к которым применяется Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже".

Источники правового регулирования деятельности третейских судов. Национальное законодательство. В Российской Федерации приняты два основных закона, регулирующих отношения в сфере третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража. Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ, нормативно урегулирован Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже). К международному коммерческому арбитражу применяется Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Основой для его подготовки стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, принятый в г. Нью-Йорке в 1985 г. на 18-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли.

Международные источники правового регулирования: Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961); Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, 1972); двусторонние соглашения в сфере экономического сотрудничества, соглашения о порядке и условиях оказания правовой помощи по гражданским делам, а также двусторонние договоры, регулирующие в основном отношения, возникающие в связи с рассмотрением споров в международном коммерческом арбитраже и в связи с признанием и приведением в исполнение итоговых арбитражных решений.

Частные источники правового регулирования - арбитражные регламенты (правила арбитража), положения об институционных (постоянно действующих) арбитражах, арбитражные решения, а также модельные арбитражные соглашения.

Постоянно действующие третейские суды. Процедура создания постоянно действующего третейского суда урегулирована Законом об арбитраже.

 

! Создание постоянно действующего арбитражного учреждения возможно только при некоммерческих организациях.

 

Арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, которое предоставляется нормативным правовым актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров. Правила должны содержать положения, предусматривающие: подведомственность, квалификационные требования к арбитрам; организационную структуру арбитражного учреждения; функции постоянно действующего арбитражного учреждения, включая содействие в формировании состава третейского суда, организацию обмена корреспонденцией и состязательными документами, ведение делопроизводства и хранение материалов дела; правила о беспристрастности и независимости арбитров, содержащие требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров; состав и порядок распределения арбитражных расходов и т.д.

Установленный правилами постоянно действующего арбитражного учреждения регламент проведения арбитража должен предусматривать порядок: предъявления искового заявления и отзыва на исковое заявление, встречного иска; оплаты расходов, связанных с арбитражем, и их распределения между сторонами арбитража; формирования состава третейского суда; разрешения заявлений об отводе арбитров; прекращения полномочий арбитров и замены арбитров; проведения разбирательства дела на основании письменных документов; приостановления или прекращения арбитража; принятия, оформления и направления арбитражного решения; исправления, разъяснения арбитражного решения либо принятия дополнительного арбитражного решения; реализации полномочий сторон и третейского суда в части определения порядка проведения арбитража - и круг вопросов, в отношении которых не допускается отступление от правил арбитража или их уточнение путем заключения соглашения сторон и (или) принятия процессуального акта третейского суда.

Третейский суд для разрешения конкретного спора создают сами стороны. Они свободны в определении порядка образования третейского суда, за исключением ряда обязательных положений Закона об арбитраже, которые они должны соблюдать. К числу таких положений (ч. 6, 8 ст. 11) относятся: 1) арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории РФ дипломом установленного образца либо подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории РФ; 2) арбитром не может быть лицо: не достигшее возраста 25 лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена; имеющее неснятую или непогашенную судимость; полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью; которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

В случае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может не соответствовать требованиям, установленным ч. 6 ст. 11 Закона об арбитраже, при условии, что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.

Преимущества третейского суда по сравнению с государственным судом состоят в том, что производство по делу происходит в ускоренном и упрощенном (менее формализованном) порядке, добровольность сторон в выборе третейского суда повышает исполнимость решения суда. Деятельность третейских судов оказывает влияние на работу государственных судов, разгружая их.

Рассмотрению дела третейским судом предшествует заключение сторонами спора соглашения о передаче дела на разрешение третейскому суду (арбитражное соглашение).

Соглашение может заключаться до принятия арбитражным судом первой инстанции решения по спору (ч. 6 ст. 4 АПК РФ) (см. схему 30).

 

Схема 30. Арбитражное соглашение

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│            ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА АРБИТРАЖНОГО СОГЛАШЕНИЯ           │

└───┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├───>│ Самостоятельное соглашение или арбитражная оговорка в договоре │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├───>│ Положение в уставе юридического лица (для корпоративных споров,│

│ │ рассматриваемых по правилам арбитража корпоративных споров) │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├───>│  Ссылка на документ, содержащий арбитражную оговорку │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├───>│ Включение в правила организованных торгов, правила клиринга │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├───>│           Обмен процессуальными документами          │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└───>│ Обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными  │

    │           документами, включая электронные           │

    └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Соглашение относительно споров, которые могут возникнуть в будущем, заключенное путем включения его в текст основного договора, называется третейской (арбитражной) оговоркой (arbitration clause).

Договоренность о третейском суде применительно к уже возникшим спорам в виде отдельного от основного договора соглашения называется третейской записью (submission).

Арбитражное соглашение - соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

В случае спора, возникающего из договора или в связи с ним, арбитражное соглашение распространяется на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.

Прямое соглашение - соглашение, имеющее приоритет по отношению к правилам арбитража и заключенное сторонами в случаях, предусмотренных Законом об арбитраже, в отношении следующих вопросов: окончательный характер арбитражного решения институционального арбитража; некоторые вопросы содействия компетентным государственным судам; проведение устного слушания в третейском разбирательстве; выбор арбитров из списка рекомендованных.

При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.

Обращение стороны в суд до или во время арбитража с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности третейского соглашения (или третейской оговорки), т.е. о наличии у себя компетенции на рассмотрение спора. Если он посчитает, что соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда недействительно или не заключено, то стороны для разрешения своего конфликта смогут обратиться в государственный суд.

Стороны вправе определить количественный состав суда. Однако число третейских судей при рассмотрении конкретного дела обязательно должно быть нечетным. Если стороны не определили количество судей, то применяется общее правило, согласно которому избираются три судьи. Если стороны не воспользовались своим правом определить порядок формирования состава суда, то каждая из сторон назначает по одному судье, а двое назначенных судей избирают третьего, который становится председателем состава суда. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом (п. 1 ч. 3 ст. 11 Закона об арбитраже).

Институт содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации (ст. 30, 41 Закона об арбитраже, гл. 30 АПК РФ).

Порядок осуществления разбирательства в постоянно действующих третейских судах, регулируемый регламентами (уставами, положениями) соответствующих судов, не может быть изменен сторонами.

Порядок производства в разовых третейских судах заранее не определен, и стороны вправе определить его самостоятельно, например, в третейском соглашении. Правила, выработанные сторонами, не могут противоречить императивным положениям Закона об арбитраже.

Принципы третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских дел, отражают особенности процесса и указывают на его отличие от судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции: законность, конфиденциальность, независимость, беспристрастность, диспозитивность, состязательность.

Вопросы компетентности рассмотрения третейским судом споров определены следующим образом. Третейским судам подведомственны споры между сторонами гражданско-правовых отношений. В соответствии со ст. 16 Закона об арбитраже третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

В законодательстве впервые предпринята попытка систематизированного регулирования случаев, когда передача споров в арбитраж не допускается. Ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж устанавливаются только федеральными законами.

Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам в соответствии с АПК РФ (ч. 2 ст. 33): 1) споры о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; 2) споры по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; 3) споры, предусмотренные гл. 27, 27.1 и 28.2 АПК РФ: о рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; о рассмотрении дел о защите прав и законных интересов группы лиц; 4) споры, предусмотренные п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ: о созыве общего собрания участников юридического лица; вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; связанные с применением положений гл. IX и XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; связанные с исключением участников юридических лиц, указанных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ; 5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества; 6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <1>; 7) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

--------------------------------

<1> См.: п. 6 ч. 2 ст. 33 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ) не применяется со дня вступления в силу указанного Федерального закона (1 сентября 2016 г.), устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ).

 

Исковое заявление, направляемое в третейский суд, должно быть составлено в письменной форме. В исковом заявлении, передаваемом в третейский суд, и в копии ответчику (если применимо, и в постоянно действующее арбитражное учреждение) должны быть указаны (ст. 25 Закона об арбитраже): 1) дата искового заявления; 2) наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания) сторон арбитража; 3) обоснование компетенции третейского суда; 4) требования истца; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований; 7) цена иска; 8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления. Ответчик имеет право, но не обязан представлять возражения против предъявленного к нему иска; предъявлять встречные исковые требования (при условии, что рассмотрение встречного иска предусмотрено арбитражным соглашением и подпадает под его условия) и требования о зачете.

Копия искового заявления должна быть передана ответчику, который вправе представить на него отзыв.

Третейский суд наделен полномочиями по принятию обеспечительных мер, за исключением случая, когда стороны договорились об ином. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона об арбитраже соглашением сторон также может быть предусмотрено, что до формирования третейского суда постоянно действующее арбитражное учреждение вправе распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые оно считает необходимыми.

Толкование п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 31 и п. 3 ст. 33 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" позволяет сделать вывод:

"арбитражное решение" - это окончательное решение арбитров по существу спора, т.е. вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований, которые были заявлены в ходе арбитражного разбирательства.

В соответствии с п. 4 ст. 37 Закона об арбитраже стороны могут в течение 30 дней по получении арбитражного решения просить третейский суд вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе арбитражного разбирательства, однако не были отражены в решении. Третейский суд, если он сочтет просьбу оправданной, должен в течение 60 дней по ее получении вынести дополнительное арбитражное решение.

В Законе об арбитраже законодатель провел четкие границы между решением по существу спора (решение третейского суда) (ст. 30 и 31) и постановлением третейского суда по процессуальным вопросам (ст. 35). Постановление выносится в случае прекращения третейского разбирательства при отсутствии разрешения спора по существу, для оформления решений процессуального характера. В то же время постановление третейского суда о разъяснении решения либо об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок в силу закона становится после его вынесения частью решения третейского суда (п. 2 ст. 37).

Важным правовым последствием принятия решения третейского суда по существу спора является свойство "исключительности", т.е. недопустимости рассмотрения государственным судом уже рассмотренного третейским судом дела по тождественному иску.

Неоднозначное правовое регулирование вопроса вступления решения третейского суда в законную силу неоднократно являлось причиной ограничительного толкования судами и некоторыми учеными сферы действия решения третейского суда <1>. В соответствии со ст. 41 Закона об арбитраже арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии Законом об арбитраже и положениями процессуального законодательства РФ.

--------------------------------

<1> Пятков Д.В., Холоденко Ю.В. О третейских судах и принимаемых ими решениях: проблемы правового регулирования // Вестник ФАС Западно-Сибирского округа. 2006. N 3.

 

Таким образом, решение третейского суда вступает в законную силу с момента его принятия, а именно в день, когда оно было подписано третейскими судьями, входящими в состав третейского суда. Именно с момента принятия решение третейского суда становится обязательным, у сторон по общему правилу возникает обязанность немедленно его исполнить, вступает в силу запрет на подачу и принятие к производству тождественных исков в государственных судах.

При всех указанных достоинствах образования третейских судов, в частности постоянно действующих, большое количество споров вызывает вопрос беспристрастности третейского суда. Применительно к указанной проблеме интересна позиция Верховного Суда в отношении постоянно действующих третейских судов, которые создаются одним из контрагентов (или аффилированным с ним лицом) по гражданско-правовому договору. В данном случае, по мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Определении от 7 октября 2014 г. по делу N 308-ЭС14-177, А63-1982/2013, "третейское соглашение не обеспечивает соблюдение принципов законности, независимости и беспристрастности, поскольку создание и финансирование третейского суда с одновременной возможностью рассмотрения споров, вытекающих из этого договора, в таком третейском суде свидетельствуют о нарушении гарантии объективной беспристрастности суда и, как следствие, справедливости рассмотрения спора в виде нарушения равноправия и автономии воли спорящих сторон".

Конституционный Суд РФ, в свою очередь, в п. 3.1 Постановления от 18 ноября 2014 г. N 30-П, упоминая о том, что независимость третейского судьи от сторон рассматриваемого спора подразумевает отсутствие трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений, а беспристрастность обеспечивается законодательным закреплением ряда специальных требований, которые предъявляются к третейским судьям, также запретом учредителям данного третейского суда вмешиваться в его деятельность по рассмотрению спора и в принятие решения, обращает внимание на то, что необходимо установить субъективную и объективную стороны нарушения принципа беспристрастности, при рассмотрении конкретного спора, именно составом третейского суда, что не исключает учет в этих целях его организационно-правовых связей со сторонами спора.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 159.