С провозглашением государственной независимости Российской Федерации начался новый этап в развитии ее правовой системы. Было продекларировано господство права, появилось искреннее желание воспринять позитивные правовые модели зарубежных стран.
Включение России в «общее европейское правовое пространство» стало одним из важных
условий развития российского права в русле мировых тенденций правового развития.
По своим основным юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства.
Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни повлекли за собой и сближение российской правовой системы с другими правовыми системами романо-германской правовой семьи не только по форме, но и по содержанию:
· Произошло возрождение частного права на основе признания многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности;
· Созданы юридические основы свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно-денежные, налоговые, финансовые, трудовые, социальные и др. Стали важнейшим источником частного права в России в материальном смысле.
· Появились ряд ранее отсутствовавших институтов торгового права.
В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического
правового государства, как:
· Конституционное провозглашение и частичная реализация принципа разделения властей;
· Конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан.
· Введение и развитие судебного конституционного контроля.
Российское право – это преимущественно законодательное право. Оно развивается главным
образом законодательным путем и характеризуется бурным обновлением текущего законодательства в связи с принятием новой Конституции 1993 г.
Конституция – важнейший источник российской правовой системы обладает следующими основными признаками:
· Она обладает высшей юридической силой, которая проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и иных нормативно-правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во- вторых, в том, что сами законы и иные нормативно-правовые акты принимаются только предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.
· Конституция имеет прямое действие.
· В определенной степени Конституция формирует структуру федерального законодательства, т.е. в ряде статей оговаривается, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.
Конституция РФ 1993 г. значительно отличается от прежнего Основного закона 1978 г.,
который так и не смог преодолеть свое советское социалистическое происхождение. Она последовательно вписывается в ряд конституций «второго поколения», принятых в европейских странах после окончания Второй мировой войны. Она относится к числу «жестких» в том, что касается ее изменения и внесения в нее поправок.
Весьма широко распространено мнение о том, что Конституция 1993 г. построена по французской модели (имеется в виду Конституция Франции 1958 г.). Это утверждение верно лишь частично. Так как она во многом (речь не идет об основных конституционных принципах) отлична от французской модели.
Несомненная близость Конституции РФ 1993 г. к французской обнаруживается:
· В порядке избрания Президента;
· В его роли в формировании и деятельности правительства;
· В круге иных полномочий Президента как главы государства;
· В праве роспуска нижней палаты парламента в порядке, предусмотренном Конституцией;
· В ответственности правительства перед парламентом.
Данная Конституция, которую называют «ельцинской» выполняла ту же роль некоторого
ограничения вышедшего за разумные рамки парламентаризма и перераспределения компетенции в пользу президентской власти, что и в свое время «деголлевская» Конституция во Франции.
В треугольнике «президент – правительство – парламент» позиции российского Президента
несколько сильнее, чем французского, но это связано главным образом с недостаточным развитием партийной системы в России.
Много в российской Конституции положений, которые дают основание говорить о влиянии на нее Основного закона ФРГ 1949 г.:
· Это прежде всего восприятие концепции основных прав как непосредственно действующего права;
· Порядок формирования верхней палаты российского парламента – Федерального собрания.
· Сходные институты судебного конституционного контроля. Созданный в 1991 г. Конституционный Суд РФ был с самого начала, особенно по компетенции, похож на свой аналог в ФРГ.
Федеративное устройство России достаточно уникальна: самая большая по числу членов (89);
она одна из немногих построена по национально-территориальному принципу, что привело к ее асимметричности. Хотя все субъекты Федерации равны, некоторые из них «более равны чем другие». За республиками сохранен титул государства, которого не имеют другие субъекты Федерации.
В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные
законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.
Что касается иных нормативных актов, то наблюдается расширение «указного
законодательства», засилье ведомственного нормотворчества.
В современном российском законодательстве все большее признание получает обычай как
источник права. Гражданский кодекс РФ признает в общей форме возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом.
Новым явлением для российской правовой системы является заключение договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации.
Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Так в настоящее
время многие решения Конституционного Суда России (например о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права. Однако, в отличие от стран англо-американской правовой семьи, судебный прецедент в России имеет качество производного от законодательства. Признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.
Общие принципы права являются источником российского права. Они могут
использоваться как источники права в двух случаях:
· В случае наличия пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;
· В случае издания таких нормативно-правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.
Международно-правовые акты признаются важнейшим источником российского права.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.
Унификация законодательства и правовых концепций в ее международно-правовых формах
обеспечивает быструю интеграцию России в семью европейских государств. Интегрирование России в европейские юридические процессы, утверждение примата международного права ведут к тому, что в национальной правовой системе растет число единообразных норм и стандартов.
Весьма спорным является призыв выделить самостоятельную «славянскую правовую семью». России предстоит жить не в особой правовой семье, а в содружестве и взаимодействии со всеми правовыми системами мира.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 234.