Правовые системы стран Дальнего Востока.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В регион Дальнего востока входит много стран и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, которое все же не переросло в культурное единство, подобное тому, которое возникло в Западной Европе.

Особенно существенное влияние оказали китайская и индийская цивилизации.

Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи.

 

По учению даосизма во Вселенной господствует принцип дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно родилось прежде небес и земли. Оно спокойно и пусто, независимо и неизменно. Оно – матерь света, но я не ведаю имени его. Поэтому я называю его дао и за неимением лучшего слова обозначаю как «великий». Если человек следует этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке. Даосизм проповедует недеяние.

 

Конфуцианство отрицает принцип недеяния и диаметрально противоположно даосизму. Конфуцианцы гораздо активнее. Согласно их учению, мир человека резко отличается от мира природы, где господствует вечная иерархия, по образцу которой должен строиться мир человека. Природные законы, управляющие этим физическим миром, конфуцианцы называют дао (божественный путь) или тиан дао. Они не управляют непосредственно миром человека. Поэтому необходимо разрабатывать правила – обычаи (ли), имитирующие природные законы. Оба мира существуют параллельно, но никогда не отождествляются друг с другом, хотя и взаимодействуют. Природный мир – идеал, к которому должен стремиться мир человека, хотя он никогда не сможет добиться полного соответствия.

У даосистов Дао содержит в себе воодушевление и таинство, несущее жизнь всей Вселенной, а для конфуцианцев это всего лишь основной безличный принцип. Конфуцианцы – рационалисты и прагматики.

Таким образом, согласно дальневосточной традиции, общественные отношения являются частью естественного порядка. Это мнение, которое можно найти в учении конфуцианства, помогает понять, почему на Дальнем Востоке так мало значения придают праву и разрешению споров в судах.

 

Конфуций утверждал: «Если люди управляются по правовым нормам и дисциплинируются наказанием, то они будут беззастенчиво искать пути, чтобы обойти и то и другое. Если же они будут управляться добродетелью и дисциплинироваться традициями, то они познают стыд и будут вести себя по справедливости».

Конфуцианство составляло основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Оно утверждает, что человек и Бог, небеса и земля, все живое и инертное являются органическими частями гармонично упорядоченной и единой Вселенной. Поэтому важнейшая цель человека – стремление к тому, чтобы его мысли, чувства и действия находились в идеальной гармонии с космосом; в частности, люди должны вести себя так, чтобы не нарушать естественное равновесие существующих между ними отношений. Правила «правильного» поведения назывались «ли», и их суть зависела от социального положения человека, к которому они применялись, от его положения в семье, в клане, среди соседей, в официальной иерархии и в государстве.

Таким образом, «ли», или правильное поведение, было тщательно определено для каждой ситуации отдельно, для пожилого и молодого, титулованного лица и горожанина; оно определяло отношения между родственниками, друзьями и посторонними, между отцом и сыном, старшим братом и младшим, между мужем и женой. Согласно конфуцианству, идеальный человек - это тот, кто сознает естественный порядок мира, признает необходимость и целевое назначение этих правил поведения, добровольно выполняет их и тем самым скромно и спокойно подавляет свои собственные интересы во имя сохранения гармонии.

 

Очевидно, что конфуцианство не могло быть очень расположенным к нормам права или к их принудительному исполнению в судах. Так как всякое право предполагает простую и упорядоченную схематизацию и формализацию отношений в жизни, оно не учитывает всех многообразных факторов, связанных с социальным положением сторон. Еще меньше могло одобрить конфуцианство установление юридических прав посредством судебного решения.

По этическому учению конфуцианства, гражданин, считающий, что кто-то своим поведением по отношению к нему пренебрег правилами «ли», должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, а не подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье. Благоприятный и благодетельный человек выигрывает в глазах общества и Бога, проявляя сдержанность в конфликте и примиряясь с причиненной несправедливостью. Того, кто нарушил общественное спокойствие, обращаясь в суд или пытаясь публично уличить согражданина в содеянном, считали грубым и невоспитанным человеком, лишенным главных добродетелей – скромности и готовности пойти на компромисс.

 

В отличие от конфуцианства легисты придерживались противоположного взгляда на все важные социальные вопросы. Если Конфуций и его школа верили в добродетели человека, в возможность его убеждения воспитанием и примером правителей, то легисты были убеждены в том, что человек в своей сущности эгоистичен, стремится только к достижению своих корыстных целей и поэтому должен строго наказываться в соответствии с законодательством. Если Конфуций учил, что различия общественного положения в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому неукоснительно соблюдаться, то легисты считали, что все люди равны перед законом и правильное социальное поведение, которого нельзя добиться философским учением, должно прививаться суровым наказанием в виде принудительных мер со стороны государства.

 Легисты полагали, что общественная жизнь человека должна строго регулироваться позитивным правом. С точки зрения конфуцианцев, человечество, которое они рассматривают сквозь призму иерархии, должно подчиняться ритуальным правилам. И наоборот, выработанные легистами социальные правила в равной степени применимы ко всем.

Многие легисты рассматривали позитивное право как веса и меры. В этом качестве правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми.

Наиболее известный легист Хан Фэйцзы утверждал: «Хотя хороший плотник может точно мерить на глаз, он все же пользуется для измерения линейкой. Мудрец может сразу же принять умное решение, но он всегда спросит мнение старцев. Можно ровно обтесать кривое полено, если линейка точная; можно выровнять землю, если уровень плоский; можно точно и правильно взвешивать, если есть весы; можно точно измерять объем, если есть очень хорошая мерка. Если монарх желает управлять страной, руководствуясь законом, то достаточно обнародовать его и исполнять. Закон не благоволит к титулованным лицам, как линейка не сгибается, чтобы измерить изогнутые предметы. Закон не делает исключений для мудрецов, ему не могут противостоять храбрецы. Виновные министры не могут уйти от наказания. Доброта подчиненных не забывается и вознаграждается».

Как полагают легисты, закон должен быть известен всем. Хан Фэйцзы также подчеркивал: «Закон надлежит записать, сохранить в отчетах властей и выполнять. Поэтому нет ничего желаннее, чем его обнародование ...» Законы должны иметь ясный смысл и должны быть доведены до сведения каждого. Легисты не принимают концепцию произвольного саморегулирования мира. Следовательно, им чужд даосистский принцип недеяния. Легисты озабочены построением хорошо организованного мира. В этом смысле их идеи, видимо, не сильно отличаются от идей конфуцианцев. Но в действительности между легизмом и конфуцианством существует большое различие.

При династии Хан конфуцианство стало официальной государственной идеологии. Странствующие последователи распространяли учение по стране, и конфуцианство было признано духовной и философской основой китайского общества и государства на следующие две тысячи лет.

Чтение классиков конфуцианства играло важную роль в школьном обучении, а на государственных экзаменах для дальнейшего продвижения от каждого кандидата требовалось глубокое знание учения Конфуция. Со временем должностные лица на императорской службе – грамотные, высокообразованные люди, направляемые в провинции для выполнения административных обязанностей, - распространяли доктрины конфуцианства по всей стране.

 

Утверждение конфуцианства не означает, что Китай отошел от записанных правовых норм или что с помощью правил поведения «ли» удалось полностью очистить общественную жизнь от нарушений. Последователи конфуцианства вынуждены были признать, что в сложившихся условиях для регулирования поведения людей требовалось право, установленное государством, хотя оно и не обладало такими достоинствами и ценностью, как «ли».

Даже до объединения Китая в единую империю существовали кодексы, а в правление династий Цин и Хан они составлялись непрерывной чередой. Древние кодексы были потеряны, сохранились лишь названия глав и отдельные фрагменты. Они содержали главным образом нормы уголовного и административного права. Вопросы семейного и наследственного права затрагивались лишь в связи с уголовным или административным правом, например для детализации принципов налогообложения.

Эти кодексы почти не уделяли внимания торговому праву, что отражало принципы конфуцианской доктрины, согласно которой законодательная деятельность – необходимое зло, к нему прибегают только в том случае, когда государство санкционирует наказание за очень серьезное нарушение.

В области частного права были разработаны разнообразные формы внесудебного разрешения конфликтов. Для разрешения трудностей внутри семьи в качестве миротворцев выступали ее глава, дальние родственники или даже посторонние авторитетные люди. Эти миротворцы пользовались нормами, почерпнутыми из правил поведения «ли», а также из собственного жизненного опыта.

Каждый, кто отверг компромисс, предложенный уважаемым посредником,, и вынес дело на рассмотрение суда, должен был осознавать, что сплоченная община, частью которой он являлся, могла сурово осудить его поведение. К тому же судебное разбирательство тянулось чрезвычайно долго и обходилось дорого, а судебные работники были продажными и нерадивыми.

Такое саморегулирование конфликтов в пределах местных общин вполне устраивало китайских императоров.

 

Общее представление о мире, на котором основаны все многообразные частные понятия китайцев, побуждают их презирать право. В их представлении мирная жизнь в обществе регулируется не правом, а этикой. Неразумно ждать появления социального зла, даже если право и может его устранить; каждый должен вести себя так, чтобы не нарушать естественный порядок. Первостепенное значение имеют традиции, а к помощи права прибегать нужно как можно реже.

Как легисты, так и даосисты выступают против использования традиций для сохранения общественного порядка:

- даосисты против права и традиций;

- легисты отстаивают господство позитивного права, но даже для них право само по себе не является добром. В их понимании оно – так называемое неизбежное зло.

Примирение всегда было наиболее распространенным способом достижения общественного покоя в Китае – с давних времен и по сегодняшний день.

 

Лишь в конце XIX в. произошли постепенные перемены. Примерно с 1850 г. Китай подписал многочисленные «неравные договоры» с Англией, Францией, Германией, Россией и Японией. Они открыли китайские порты и торговые центры, даровали иностранцам право экстерриториальности и отдельной юрисдикции, закрепили уступку или аренду территорий на окраине Китайской империи. В 1899 г. великие державы, очевидно, готовясь к гигантской аннексии всего Китая, заключили соглашение, по которому его территория была разделена между ними на сферы интересов. Чтобы Китай не стал жертвой империалистических амбиций, требовались коренные внутренние реформы.

В 1911 г. династия Манчжуров отреклась от престола, после чего была спешно составлена Конституция и китайское государство было объявлено республикой. Относительная стабильность наступила в 1926-1928 гг., когда партия гоминьдан и ее армия под командованием Чан Кайши сумели освободить Китай и принести в страну мир на несколько лет. Этот период был использован для потрясающе быстрой кодификации всего частного права. По примеру Японии кодексы были составлены преимущественно на основе германского и швейцарского права.

Годы социалистического строительства в Китае прошли под знаком практических испытаний различных моделей общества. В развитии китайского права можно выделить три этапа.

Первый (1949-1956 гг.) – этап становления социалистического китайского права. Принятые конституционные акты определяли правовые основы государства, но целостной правовой системы еще не было.

Второй этап (1957-1976 гг.) – период «культурной революции» - характеризуется развитием правового нигилизма, приведшего к умалению роли законодательства в регулировании общественных отношений. Прекратили деятельность представительные органы, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства;

Третий этап (с конца 70-х годов) характеризуется широким развертыванием законодательной деятельности. В 1982 г. принята новая Конституция КНР, которая почти полностью вернулась на позиции первой Конституции 1954 г. Активно проводилась хозяйственная реформа: (возрождение многоукладной экономики, оживление гражданского оборота, повышение самостоятельности предприятий, широкое привлечение иностранного капитала – создала предпосылку для интенсивного правотворчества. Так только по внешнеэкономическим вопросам принято более 50 различных актов. Приняты также Общие положения гражданского права, Гражданско-процессуальный кодекс, закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, закон о хозяйственном договоре, различные акты о совместных предприятиях. Полностью обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Специфика китайского уголовного законодательства состоит в отрицании принципа презумпции невиновности, допущении неравноправного процессуального положения профессиональных адвокатов и иных защитников обвиняемых, отсутствии четкого указания на основания для освобождение от уголовной ответственности, в сохранении практики показательных массовых судебных процессов и т.д. Внесудебные формы разбирательства дел связаны, с одной стороны, с сохранением традиций в этой области, а с другой – с острым дефицитом юридических кадров.

Современное право КНР – это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся:

- через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиций, представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом;

- через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Африканская правовая семья.

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте.

В африканских государствах, получивших независимость в результате распада колониальной системы, современное право сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации, которое представляет собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение

В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при разрешении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Между народами Африки имеются большие различия, разнообразие обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенной разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это разнообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

- первый этап – этап развития традиционного африканского права;

- второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей;

- третий этап – этап независимого развития, т.е. формирования современных правовых систем африканских стран.

 

1. Традиционное африканское обычное право весьма разнообразно и поэтому трудно рассматривать его как нечто единое.

Можно выявить лишь общие принципы, процедуры, установки и в отдельных случаях – детально разработанные правила, характерные для большей части обычного права народов Африки.

Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права:

 

В брачном праве брачный договор представляет собой скорее соглашение двух семейных групп, нежели союз двух людей, и развод возможен был только с согласия семей. 

Право собственности на землю принадлежит социальной группе.

В наследственном праве имущество также, как правило, переходит не к индивидам, а к семьям или группам.

При компенсации ущерба выплату производила одна семья или клан другой семье или клану.

Тяжбы в африканском обществе тоже возникали главным образом между сообществами и группами.

 

В обществах Африки действовало два основных типа судов, или две системы разрешения споров. Иногда в одном обществе они действовали одновременно: «Арбитраж» и суд с соблюдением юридических формальностей.

В обществах без вождей или при отсутствии сколько-нибудь централизованной политической власти (например, на территории нынешней Кении) споры разрешались преимущественно с помощью арбитража и переговоров внутри местной общины. Если конфликты возникали по поводу брака, установления опеки над детьми, наследования, землевладения и других схожих прав и обязательств, то в их разрешении, как правило, участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи или группы кровных родственников (например, клана). Когда же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, арбитраж и переговоры проводили разного рода официальные и неофициальные лидеры (например, старшие члены семей, главы основных линий наследования и др.).

Суды второго типа, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (судам крупных вождей).

Так в королевстве Буганда в середине XIX в. действовала чрезвычайно сложная система отправления правосудия6 многочисленные суды было организованы как пирамидальная структура, а апелляции направлялись по цепочке: мелкие вожди – крупные вожди – министр (катиккиро) – кабака. У племени сукума судебная система состояла из различных судов вождей разного ранга, но апелляции, видимо, не подавались. Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы, принимать решение о наказаниях и выплате компенсаций, следить за выполнением своих решений.

 

Однако вне зависимости от способа решения конфликта судебные решения в Африке принимают основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. Задача суда или арбитража заключается не столько в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом этих фактов, сколько в том, чтобы навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и установить гармонию в обеспокоенной общине. Гармонию можно восстановить только тогда, когда все заинтересованные стороны уверены в том, что справедливость восторжествовала. Жалобщик желает удостовериться, что суд руководствовался соответствующими правовыми нормами, в том числе и теми, которые предусматривают должную компенсацию за причиненный ущерб. Но и виновника нужно убедить в том, что его поведение явилось нарушением нормы и суд принял справедливое решение. Со своей стороны он желает получить гарантию, что после осознания своей вины и выплаты компенсации ему будет позволено влиться в общину.

Значительную роль играло и сверхъестественное в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в том, что для выяснении истины заставляли клясься и проводили испытания «судом божьим».

В большинстве африканских обществ различались уголовные преступления и гражданские правонарушения.

Многие правонарушения в обычном праве могут быть и уголовными и гражданскими в том смысле, что их расценивают как уголовно наказуемые и требующие компенсации. Одно и то же деяние может быть уголовным или гражданским в зависимости от обстоятельств (прелюбодеяние с женой вождя может расцениваться, как уголовное деяние); (преднамеренное убийство может быть уголовным, а непреднамеренное – нет). Первое может квалифицироваться как гражданское, а повторное – как уголовное.

Ответственность группы людей или общины является одной из особенностей обычного права. Она проявляется, как искупление чужой вины семьи или группы родственников за проступки ее отдельных членов.

Среди институтов традиционного права особое место занимают семья, земельная собственность, наследование. При вступлении в брак семейные группы подбирают жениха и невесту; оговаривают и выплачивают приданое, улаживают разногласия между мужем и женой, активно участвуют при разводе. Обычным правом повсеместно признавалась полигамия, т.е. право мужчин иметь несколько жен, а также устанавливать «выкуп за невесту», призванный подтвердить, что основанный на обычае брак – это не что иное, как покупка жены.

Расторжение брака было очень редким явлением в обычном праве, получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были чрезвычайно заинтересованы в продолжении действующего между ними альянса, к тому же расторжение брака неизменно означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечений старейшин клана.

Правами на землю обычно наделялся не индивид, а группа. Распределение земли, пользование ею, наконец, отторжение происходит под контролем правителей (вождей) или семьи, клана.

Наследственное право в традиционном обществе предусматривает переход не только имущества, но и целого комплекса прав и обязанностей от умершего к его наследнику. Существуют самые различные режимы наследования:

- патрилинейное или матрилинейное;

- автоматическое (наследник известен) или избирательное (наследник выбирается после смерти);

- универсальное (только один наследник) и совместное (несколько наследников).

- характер наследования может измениться в зависимости от типа оставленного наследства. (если умерший имел несколько жен, то наследование обычно осуществляется по системе «домов» (имущество в равных долях распределяется между домами). «Дом» - жена и ее дети без учета количества детей.

2. Этап колонизации, происходившей в XIX в. внес крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав было доминирующим. Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами.

Колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязывала в своих владениях собственную модель: французское право было внедрено во Французской Африке и на Мадагаскаре; бельгийское – в Конго; португальское – в Анголе и Мозамбике; общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Но он нигде (кроме Ганы) не имеет законодательного закрепления. В странах развивалось национальное прецедентное право с активным заимствованием английских прецедентов.

Часть обычного права, которая не противоречила интересам колонизаторов чаще всего ими сохранялась. Формировалась дуалистическая система права.

Законодательство метрополии обычно охватывало сферу административного права, торгового, уголовного. А обычное право (землевладение, семейные и наследственные отношения) применялось в судах общего права, т.к. оно облегчало управление и способствовало поддержанию порядка.

Заметно проявлялся дуализм судов: действовали колониальные суды с европейскими судьями, а также были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности сохранить эти суды, а их юрисдикция распространялась в основном на африканцев. Контроль за деятельностью местных судов осуществляли административные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.

Основные изменения, произошедшие в традиционном праве в колониальный период:

1) отход от традиционных методов урегулирования с перестройкой судоустройства по буржуазному образцу;

2) восприятие местными судьями европейских норм права;

3) введение новых законов параллельно с обычным правом;

4) прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 340.