Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. В ХХ столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.
Русское государство с момента своего возникновения занимало обширнейшую территорию. Ее населяло множество народов, имевших разную культуру, психологию, верования и находившихся к тому же на различных стадиях исторического развития. Это предопределило длительное сосуществование весьма несходных правовых порядков на российских просторах.
Можно указать на три характерные черты русского права:
· Неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание самой необходимости и ценности права.
· Позитивный метод формирования права, (объективно обусловленный первым фактором). Когда юридические нормы не вытекают из традиции и обычая, а заимствуются из готовых правовых систем Западной Европы и внедряются в общественную практику руководителями государства. Как это имело место при принятии христианства, при реформах Петра I, реформах Екатерины II, Александра II, Столыпина; в 1917 году при реализации социально-политического проекта, основу которого («три источника, три составные части марксизма») составляли английская социальная экономия А.Смита, французский утопический социализм и немецкая философия (диалектика Гегеля); а также контрреформа настоящего этапа;
· Объективно все «позитивные» (в понятии этого слова, применяемом Гегелем) правовые преобразования требовали определенной идеологии («идеи правительницы»), поэтому правовое строительство всегда имело идеологическую направленность, а правовая система – идеологическую окраску.
Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами (в первую очередь с Византией) ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI-XII вв.
Замедленное изживание норм и институтов древнего права объясняется отставанием средневековой Руси в социально-экономическом развитии, а также политикой изоляционизма, которую православная страна проводила перед лицом более продвинутой католической и протестантской Европы.
Древнейшими источниками права на Руси были юридические обычаи. «Закон Русский», ссылки на который имеются в самых ранних из письменных памятников русского права – в договорах Руси с Византией (Х в.).
Усиление княжеской власти способствовало возникновение законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» - фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.
«Русская правда» - светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена социальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах (например, в наследственном праве) «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.
В период средневековой раздробленности XIII-XY вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.
Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана – так называемой Кормчей книги. Нормы византийского права использовались церковными судами, но в силу особой роли христианской религии в средневековом обществе они также оказали воздействие на светское законодательство.
Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов, добившись издания специальных актов княжеской власти (церковных уставов). Этими документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.
По мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации накопившегося законодательного массива.
Первыми общегосударственными сборниками законов, появившимися после «Русской правды» были процессуальные кодексы («судебники»). Первый судебник был издан князем Иваном III
(1797 г.), второй – в начале правления Ивана IY – в 1550 г.
В 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства («Стоглав»). Он принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Дополнительные указы и постановления (1550-1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления – в приказах – в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.
Развитие русского права в XY-XYI вв. завершилось созданием подготовленного Земским собором 1649 г., Соборным уложением. Этот важнейший из кодексов допетровской России служил основой русского права на протяжении почти двух веков вплоть до издания при Николае I Свода законов Российской империи. Соборное уложение было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные его нормы действовали вплоть до 1917 года.
В тогдашней Европе ни в одном из государств не было закона, объединяющего в себе все писаное уголовное, процессуальное и светское гражданское право. Таким образом, Россия, издав Уложение, опередила более передовые страны по уровню кодификации своего законодательства.
В отличие от предыдущих судебников Уложение структурно подразделялось на главы, а главы состояли из статей.
Уложения зачастую вторгалось в сферу морали, при этом оставались без рассмотрения важнейшие юридические вопросы. В нем скудно освещены вещные и обязательственные отношения, нет изложения норм государственного права России, на его основании не возможно представить себе государственное устройство и управление Московским царством, он охватывал в основном нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.
Вместе с действием писаного права подавляющее большинство населения – крестьяне (более 92 %) – в повседневной жизни продолжали руководствоваться «заветами глубокой старины» - юридическими обычаями, которые существовали в их общине на протяжении многих столетий, практически не изменяясь.
В 1721 г. Россия провозглашена империей. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве.
Со времен царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определяется реформаторский характер императорского законодательства. Законы нередко переводились с немецкого и шведского языков и были гораздо менее понятны народу, чем Соборное уложение с его весьма оригинальной русской правовой терминологией.
Наряду с обычной рассылкой в государственные учреждения стали широко практиковать чтение указов населению. Обычно их читали в церквах, а в торговые дни – на ярмарках.
В 1830 г. комиссией во главе с М.М.Сперанским был повторен подвиг византийского императора Юстиниана. В семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация русского законодательства и было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты – от Соборного уложения до последних указов Александра I.
Таким образом, развитие русской правовой системы характеризовалось восприятием ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний, что позволяет сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем.
При этом можно отметить следующие особенности ее «евразийской» разновидности:
· Высокая приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида;
· Слабость личностного правового начала в культуре вообще;
· Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.;
· Отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре;
· Высокая степень присутствия государственности в общественной жизни, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 401.