Право как форма общественных отношений - весьма сложный объект для понимания и для изучения.
Природа, не наделенная разумом, развивается путем многочисленных проб и ошибок, исправляя ошибки методом естественного отбора. Естественный отбор основан на войне всех против всех и выживании сильнейших. Но данный метод развития очень медленный и для ускорения развития Природе понадобился Разум.
Человек как носитель разума вносит в процесс развития природы новые ускоренные методы развития:
1. При сохранении способа проб и ошибок для исправления ошибок взамен естественного людьми применяется метод искусственного отбора (эксперимент, селекция), что значительно ускоряет процесс создания новых прогрессивных форм как неживой, так и живой природы (агрикультура, животноводство).
2. Метод проб и ошибок заменяется на создание новых видов по заранее разработанному целевому проекту (создание машин и механизмов, генная инженерия).
Данные методы по мере развития разума применяются сначала к неживой природе, затем к растительным формам, потом к животным и, наконец к социальным формам организации материи.
Новые условия ускоренного развития на основе разума требуют уже иных форм социальной организации совместной жизни, отличной от такой организации у животных.
Закон джунглей, обеспечивающий выживание сильнейшего уже не может выполнять своей положительной роли в процессе развития при наличии Разума.
В новых условиях должен действовать новый закон, который в науке называют «золотым правилом», а в Библии он выражен словами Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Для обеспечения действия данного закона и существуют выработанные человечеством социальные регуляторы, к которым относятся и религия и мораль и право.
Философия права выделяет две основные функции права:
· утверждение и гарантия свободы человека в определенной сфере его деятельности;
· установление сферы запретного поведения и гарантия недопущения нарушения этих запретов.
Эти же функции выполняют и другие социальные регуляторы, но специфическим качеством права является то, что действенность его норм обеспечивается принудительной силой государства.
Применение правовых механизмов вызывается практической необходимостью, когда иные регуляторы не действуют.
Таким образом, правовое регулирование применяется для тех общественных отношений, где, во-первых, могут возникнуть конфликты, не разрешимые на иной основе, а во-вторых, которые поддаются правовому регулированию.
Соотношение сферы гарантированной свободы и сферы принудительных ограничений, которые обеспечиваются правом, прямо зависит от уровня культуры граждан сообщества, от степени внутреннего освоения необходимых самоограничений, от степени осознания полезности и необходимости данных ограничений собственной свободы.
Как считал русский религиозный философ ХY века еретик Феодосий Косой, людям, добровольно и полностью следующим законам поведения, указанным в Новом Завете, не нужны ни церковь, ни государство.
Многие современные авторы признают наличие зависимости степени допустимой свободы, устанавливаемой правом, от уровня культурного развития данного сообщества. Но признают они эту зависимость на уровне тенденции или необязательного принципа. При изучении правовых систем разных стран и народов в разные эпохи их развития следует понимать, что это не тенденция, а ЗАКОН. Такой же жесткий и обязательный закон развития, как законы диалектики. И этот закон следует не просто признавать, а во всем учитывать и следовать ему.
Уровень необходимых правовых ограничений степени свободы зависит от степени культурности не наиболее культурной части общества, и даже не большинства данного сообщества, а от уровня самой бескультурной малой его части.
При подготовке к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга голландцы вывели новый сорт прекрасных роз, провели его испытание в сходных с Санкт-Петербургом климатических условиях Канады и высадили к празднику в нашем городе. Когда им говорили, что розы могут украсть наши «дачники», они этого не понимали: «Кто же может покуситься на такую красоту?!». На следующий день после праздничной церемонии от указанных роз не обнаружили и следа.
Подробно Закон соответствия уровня допустимой свободы от уровня культуры раскрыт в рамках теории «Полуконуса», изложенный в учебном курсе автора по дисциплине «Философия права». [1]
ТЕМА 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
Дата: 2019-11-01, просмотров: 283.