Очная форма обучения Таблица 4.1
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции | Методы обучения |
1. | Раздел (тема) № 1 | ОК-3, ОК-42, ОК-5, ПК-11, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения и др. |
2. | Раздел (тема) № 2 | ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой и др. |
3. | Раздел (тема) № 3 | ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой и .др. |
4. | Раздел (тема) № 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
5. | Раздел (тема) № 5 | , ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
Заочная форма обучения Таблица 4.2
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции | Методы обучения |
1. | Раздел (тема) № 1 | ОК-3, ОК-4, ОК-5,, ПК-11. ПК-14. | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения и др. |
2. | Раздел (тема) № 2 | ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой и др. |
3. | Раздел (тема) № 3 | ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой. |
4. | Раздел (тема) № 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
5. | Раздел (тема) № 5 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
ГВД Таблица 4.3
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции | Методы обучения |
1. | Раздел (тема) № 1 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-14. | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения и др. |
2. | Раздел (тема) № 2 | ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой и др. |
3. | Раздел (тема) № 3 | ОК-4, ОК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Поручение студентам предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; подготовка письменных предметных ответов с их сравнительной оценкой. |
4. | Раздел (тема) № 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
5. | Раздел (тема) № 5 | ОК-4, ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Назначение предметно-тематических докладов и оппонирования по ним; проблемная постановка вопроса с поиском решения; составление схем классификации и дефиниций правовых явлений с их обсуждением и др. |
Общее количество часов занятий в интерактивной форме определяется учебным планом.
5.4. Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Очная форма обучения Таблица 5.1
№ раздела (темы) дисциплины |
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | |
Темы №1, 3 | Значение современного понятия правовой науки. Её субъективная и объективная стороны. Отличие от иных форм общественного сознания. Основное идейное содержание периодов становления и развития правовой науки в Европе и России и их философские основания. | 22 | |
Тема № 2, 4 | Состав (содержание) методологии правовой науки, её связь с типами правопонимания. Пути выхода из кризисного состояния правовой науки. Подразделение эмпирических правовых исследований на их разновидности. Связь видов научно-правовых исследований между собой и с уровнями правовой науки. Аспекты и выражение новизны научно-правовых исследований. | 24 | |
Тема № 4. | Соотношение структуры правовой науки как деятельности и структуры научно-правового исследования. Новизна результатов научно-правовых исследований в их видах.
| 16 | |
Темы 5, 6 |
Значение связи стадий научно-правового исследования. Связь объяснения и аргументации как исследовательских процедур. | 6 | |
Тема №7 | Видовое содержание методологий различных научно-правовых исследований. Их связи с уровнями правовой науки и их формами знаний. | 20 | |
Итого: | 88 | ||
Заочная форма обучения Таблица 5.2
№ раздела (темы) дисциплины |
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | |
Темы №1, 3 | Значение современного понятия правовой науки. Её субъективная и объективная стороны. Отличие от иных форм общественного сознания. Основное идейное содержание периодов становления и развития правовой науки в Европе и России и их философские основания. | 22 | |
Темы №2, 4 | Состав (содержание) методологии правовой науки, её связь с типами правопонимания. Пути выхода из кризисного состояния правовой науки. Подразделение эмпирических правовых исследований на их разновидности. Связь видов научно-правовых исследований между собой и с уровнями правовой науки. Аспекты и выражение новизны научно-правовых исследований. | 20 | |
Темы № 4 | Соотношение структуры правовой науки как деятельности и структуры научно-правового исследования. Новизна результатов научно-правовых исследований в их видах.
| 15 | |
Темы №5, 6 | Значение связи стадий научно-правового исследования. Связь объяснения и аргументации как исследовательских процедур. | 20 | |
Тема 7 | Видовое содержание методологий различных научно-правовых исследований. Их связи с уровнями правовой науки и их формами знаний. | 15 | |
Итого: | 92 | ||
ГВД Таблица 5.3
№ раздела (темы) дисциплины |
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | |
Темы №1, 3 | Значение современного понятия правовой науки. Её субъективная и объективная стороны. Отличие от иных форм общественного сознания. Основное идейное содержание периодов становления и развития правовой науки в Европе и России и их философские основания. | 22 | |
Темы №2, 4 | Состав (содержание) методологии правовой науки, её связь с типами правопонимания. Пути выхода из кризисного состояния правовой науки. Подразделение эмпирических правовых исследований на их разновидности. Связь видов научно-правовых исследований между собой и с уровнями правовой науки. Аспекты и выражение новизны научно-правовых исследований. | 20 | |
Темы № 4 | Соотношение структуры правовой науки как деятельности и структуры научно-правового исследования. Новизна результатов научно-правовых исследований в их видах.
| 15 | |
Темы №5, 6 | Значение связи стадий научно-правового исследования. Связь объяснения и аргументации как исследовательских процедур. | 20 | |
Тема № 7 | Видовое содержание методологий различных научно-правовых исследований. Их связи с уровнями правовой науки и их формами знаний. | 15 | |
Итого: | 92 | ||
5.4.2. Формы самостоятельной работы
Очная форма обучения Таблица 6.1
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Тема №1 | 20 | Нахождение, чтение и тезисное конспектирование учебников и др. литературы по тематическим вопросам занятий. Составление плана и тезисов своего доклада на семинаре, схем классификации правовых явлений. Формулирование тематических проблем. Написание контрольной работы по определенной теме и др. |
2. | Темы №2, 3 | 24 | ______ //_______ |
3. | Темы №4, 5 | 18 | _______//_______ |
4. | Тема №6 | 10 | _______//_______ |
5. | Тема №7 | 16 | _______//_______ |
Заочная форма обучения Таблица 6.2
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Тема №1 | 22 | Нахождение, чтение и тезисное конспектирование учебников и др. литературы по тематическим вопросам занятий. Составление плана и тезисов своего доклада на семинаре, схем классификации правовых явлений. Формулирование тематических проблем. Написание контрольной работы по определенной теме и др. |
2. | Темы №2, 3 | 23 | ______ //_______ |
3. | Темы №4, 5 | 15 | _______//_______ |
4. | Тема №6 | 14 | _______//_______ |
5. | Тема №7 | 18 | _______//_______ |
ГВД Таблица 6.3
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Темы №1, 2, 4, 5, 7 | 22 | Нахождение, чтение и тезисное конспектирование учебников и др. литературы по тематическим вопросам занятий. Составление плана и тезисов своего доклада на семинаре, схем классификации правовых явлений. Формулирование тематических проблем. Написание контрольной работы по определенной теме и др. |
2. | Темы №8, 9, 12 | 23 | ______ //_______ |
3. | Темы №14, 15, 16 | 15 | _______//_______ |
4. | Темы №17, 18 | 14 | _______//_______ |
5. | Тема №19 | 1 8 | _______//_______ |
5.4.3. Темы контрольных работ для Заочной формы обучения и ГВД
1. Состав и структура правовой науки как системы знаний и как научной деятельности.
2. Объект правовой науки: понятие и состав.
3. Соотношение правовой науки с экономическими, политологическими и иными социальными науками.
4. Значение правовой науки для правотворчества, правореализации и правоприменения.
5. Формы знаний эмпирического и теоретического уровней правовой науки.
6. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания государства и права.
7. Философское основание правовой науки: значение и состав.
8. Философский метод как основа методологии правовой науки.
9. Общенаучные, в том числе логические, методы научного познания государства и права.
10. Специальные методы, применяемые в познании правовых явлений.
11. Частнонаучные методы познания права и государства.
12. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход, относительность и диалектичность.
13. Понятие и виды отраслей правовой науки.
14. Общие отрасли правовой науки и их значение.
15. Отраслевые юридические науки как разновидность специальных отраслей правовой науки.
16. Отрасли правовой науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции.
17. Комплексные (прикладные) отрасли правовой науки.
18. Понятие и виды функций правовой науки.
19. Познавательная и прикладная функции правовой науки.
20. Теоретико-методологическая функция правовой науки
21. Идеологическая и социально-культурологическая функции правовой науки.
22. Правовая наука древней Греции и древнего Рима.
23. Средневековая западноевропейская правовая наука.
24. Западноевропейская правовая наука Нового времени.
25. Современная западноевропейская правовая наука.
26. Основные этапы развития российской правовой науки и их особенности.
27. Особенности становления российской правовой науки в Х1-Х1Х веках. «Золотой век» российской правовой науки.
28. Явление материалистического понимания государства и права в истории России.
29. Структура научно-правового исследования.
30. Виды научно-правовых исследований.
31. Догматические (формально-юридические) исследования.
32. Сравнительно-правовые исследования.
33. Социально-правовые исследования.
34. Историко-правовые исследования.
35. Теоретико-правовые и прогностические исследования.
36. Целеполагание и подготовка в научно-правовом исследовании.
37. Эмпирическая стадия научно-правового исследования.
38. Теоретическая стадия научно-правового исследования.
39. Стадия изложения и опубликования результатов научно-правового исследования.
40. Новизна теоретико-правовых и метатеоретических исследований.
41. Новизна эмпирических научно-правовых исследований.
42. Новизна прогностических научно-правовых исследований.
45. Превращенные формы научно-юридических исследований.
46. Понятие и виды сравнительно-правовых исследований.
47. Методы социальных правовых исследований.
48. Понятие, виды и методология историко-правовых исследований.
49. Объяснение исторических фактов в правовой науке.
50. Понятие и виды юридических прогнозов.
51. Методология организации и составления юридических прогнозов.
52. Понятие и виды научных юридических публикаций.
Контрольные работы пишутся в объёме до 15 стр. через полтора интервала размером шрифта 14 и с соблюдением структурной формы: – титульный лист, план работы, содержание работы, заключение и список использованной литературы. Содержание работы должно лаконично, грамотно, полно и последовательно раскрывать её тему, соответствуя ей. Работа представляется преподавателю за месяц до экзамена по дисциплине.
6. Оценочные средства по итогам освоения дисциплины
Фонды оценочных средств разработаны в соответствии с Положением Университета «О фонде оценочных средств» и включены в состав УМК.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Информационные и электронные ресурсы Университета:
- Ресурсы сети Интернет:
Институт государства и права Российской академии наук
www.igpan.ru/rus
Государственная публичная историческая библиотека России
www.shpl.ru
Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова
http://www.nbmgu.ru
Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета
http://www.lib.pu.ru
Основная литература
1. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М., НОРМА, ИНФРА-М., 2017.- 464 с.
2.Лазарев В.В., Липень С.В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юрид. вузов. М., НОРМА, НИЦ ИНФРА-М., 2017. - 496 с.
3. Сырых В.М. Социология права. М., 2012.
4. Сырых В.М. Материалистическая философия публичного права. М., 2016.
5. Сырых В.М. Материалистическая философия частного права. М, 2014.
6. Антюшин С.С., Мальков Б.Н.,. Михалкин Н.В. История и философия науки. М., 2008.
Дополнительная литература
1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.
2. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983.
3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
4. Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.
5. Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов. Ростов-на-Дону. 2003.
6. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Международное право. Проблемы методологии. М., 1971.
7. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.
8. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. М., 2008.
9. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
10. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. М., 2011.
11. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
12. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
13. Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.
14. Видные ученые-юристы России (вторая половина ХХ в.) Под ред. В.М. Сырых. М., 2006.
15. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск. 1997.
16. Гальперин Г.Б., Королев А.И. Методологические и теоретические вопросы истории государства и права СССР. М.,1974.
17. Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
18. Голоскоков Л.В. Правовые доктрины: от древнего мира до информационной эпохи. М., 2003.
19. Гревцов Ю.И. Социология права. СПб., 2001.
20. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб., 2004.
21. Дедов Д. И. Юридический метод: научное эссе. М., 2008.
22. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1989.
23. Диалектика познания. Под ред. А.С. Кармина. Л., 1988
24. Добриянов В. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. М., 1968.
25. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. М., РГУП, 2017. – 625 с.
26. Жоль К.К. Философия и социология права. М., 2005
27. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005
28. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. ,
29. Ильин В.В. Философия и истории науки. М., 2005.
30. История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2006.
31. История и философия науки. Под ред. Н.В. Михалкина. М., 2007
32. История политических и правовых учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2006.
33. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М., 2009.
30. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Издательство Зерцало, 2000.
34. Караваев Г.Г. Особенности общественного познания и логика научного исследования. Л., 1964.
35. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права, Ростов-на-Дону, 2002.
36. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб, 2002.
37. Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб, 2007.
38. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
39. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.
40. Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика М., 1969
41. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
42. Корнев В.Н. Проблемы теории государства и права в либеральной правовой мысли России конца XIX – начала XX вв. М.: Юрлитинформ, 2005.
43. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. 2010.
44. Косарев А.И. Высший закон в истории государства и права Очерки историософии) М., 2007.
45. Кравцов Н.А. Философия права Мишеля Вилле. Ростов-на-Дону. 2005.
46. Краевский В.В. Методология научного исследования. Вып. 17. СПб. 2001
47. Кудрявцев В.Н., В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. Эффективность правовых норм. М., 1980.
48. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
49. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
50. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003
51. Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.
52. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009.
53. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980
54. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
55. Лукич Р. Методология права. М., 1981.
56. Малешин Д.Я. Методология гражданского процессуального права. М., 2010.
57. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.
58. Малинова. И. П. Юридическая герменевтика и правопонимание: Материалы к спецкурсу. Екатеринбург. 1999.
59. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999
60. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.
61. Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право: сравнительно-правовое исследование. Учебное пособие. / М., Проспект, 2017. – 365 с.
62. Материалистическая диалектика как философская наука. Л., 1976
63. Методологические проблемы советской юридической науки. Под ред. А.М. Васильева и др. М., 1980.
64. Методология советского правоведения. Под ред. Р.К. Русинова и др. Свердловск 1978
65. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып.1. Под ред. М. Н. Марченко. М., 2005.
66. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пос. М., 2005.
67. Михалкин Н.В. Генезис, философия и методология науки. М., 2007.
68. Михалкин Н.В. Михалкин А.Н. Философия права. М., 2011.
69. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания Л., 1972.
70. Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование права советского права. Казань, 1988.
71. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
72. Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.
73. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-на-Дону, 2002.
74. Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. Ростов-на- Дону, 2003.
75. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.,
76. Петровский Н.А. Метод аналогии в теоретической юриспруденции. Брест., 2004 г.
77. Пископпель А. А. Научная концепция: структура, генезис. М., 1999.
78. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л., 1988
79. Понимание как логико-гносеологическая проблема. М., 1982.,
80. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. Ответственный редактор В.М. Сырых Т. 1-2. М., 2009, 2011.
81. Проблемы объяснения и понимания в научном познании. М., 1982.,
82. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.,
83. Рабочая книга социолога. Редколлегия: Г.В. Осипов и др. М., 1977.
84. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.
85. Риккер П. История и истина. СПб., 2002.
86. Рузавин Г. И. Философия науки: Учеб. пос. для студентов высш. учебных заведений. М., 2005.
87. Рузавин Г.П. Методы научного познания. М., 1974
88. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск. 2006
89. Современные методы исследования в правоведении. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007
90. Социология права. Под ред. В.М. Сырых. М., 2004
91. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право.Л.,1973.
92. Сравнительное правоведение. Под ред. В.А. Туманова. М., 1978.
93. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003.
94. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.
95. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск, 1974.
96. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.
97. Сырых В.М. Теория государства и права. Раздел восьмой. М., 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2012.
98. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридической дисциплине. М., 1978.
99. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
100. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли.Х-ХVIII века. М, 2003.
101. Топорнин Б.М. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М., 1996.
102. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Лазарев В.В. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права. Казань, 1975.
103. Философия права. Ответ. Ред. М.Н. Марченко. В 2-ух т. М., 2011.
104. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
105. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб, 1998.
106. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб, 2001.
107. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. М., 1995.
108. Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972.
109. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
110. Черненко А.К. Методология познания права и государства. Новосибирск. 2005
111. Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2003.
112. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004; Краснодар, 2010.
113. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.
114. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1987.
115. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978
116. Эффективность закона. Методология и конкретные исследования. Отв. Ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. М., 1997.
117. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
8. Материально-техническое обеспечение
В целях освоения учебной программы дисциплины необходимы следующие материально-технические и программные средства:
-компьюторы с проектором
Приложение к п.8
Для материально-технического обеспечения дисциплины используются специальные помещения. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин. Демонстрационное оборудование представлено в виде мультимедийных средств. Учебно-наглядные пособия представлены в виде экранно-звуковых средств, печатных пособий, слайд-презентаций, видеофильмов, макетов и т.д., которые применяются по необходимости в соответствии с темами (разделами) дисциплины.
Для самостоятельной работы обучающихся помещения оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.
Предусмотрены помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
Перечень специальных помещений ежегодно обновляется и отражается в справке о материально-техническом обеспечении основной образовательной программы.
Состав необходимого комплекта лицензионного программного обеспечения ежегодно обновляется, утверждается и отражается в справке о материально-техническом обеспечении основной образовательной программы.
№ п\п | Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом | Наименование специальных* помещений и помещений для самостоятельной работы | Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа |
| История и методология юридической науки | Аудитории №….- согласно Расписанию занятий в РГУП, - аудитория для лекционных, семинарских (практических) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (либо аналог) | Лицензионный договор № ЭЛ-2048 от 21.01.2015 Договор от 01 ноября 2014г, срок действия - бессрочно Договор № 13/КМ-143/2018 от 28 сентября 2018г., срок действия - бессрочно |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.