6.1. Принципы организации логопедической работы по формированию навыков и умений связной речи
Определяя основные разделы системы обучения навыкам связной речи, следует исходить из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. Из этого следует, что невозможно обучить связной речи «глобально» только на основе задания логопеда: «Составь рассказ». При этом мы опираемся на следующие принципиальные положения:
• На принцип взаимообусловленности развития речи и мышления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого.
• Вместе с тем мы исходим из того, что единство развития речи и мышления не исключает некоторой автономности становления как мыслительной, так и речевой способности ребенка, что создает возможность для осуществления на определенном этапе раздельной коррекции умственной деятельности и коррекции речи. Возможность разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения, целью кото-
рого является полноценное овладение правилами смысловой и языковой организации связного монологического сообщения.
• Мы опираемся на современные дидактические требования. Предусматривающие отход от традиционно принятого в практике метода развития связной речи на основе практики языка, понятия, по мнению Л.В. Щербы, «более обывательского, чем методического». Данные требования предполагают осознанное усвоение правил смысловой (содержательной) и языковой (лекси-ко-синтаксической) организации текста, поскольку «упражнять ся можно только в чем-либо известном. Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем» (159).
• Определяя пути и методы нашей работы, мы также, исходим из теоретических посылок концепции Н.И. Жинкина, рекомендующего первоначальные представления о смысловых правилах формировать не на словесных, а на предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи, которая бы вначале решалась на материале небольшого рассказа, объем которого не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоящем из нескольких смысловых частей.
• Усвоение определенных знаний о правилах построения рассказа предполагает обращение к теории управления процессом усвоения знаний.
Как известно, любой сознательный навык формируется в процессе поэтапного овладения умственными действиями и проходит через ряд этапов: внешнего материализованного действия — громкой речи — внутренней речи (28). Особое внимание в данной методике уделено этапу формирования действий по усвоению внутренней и внешней программы связного речевого сообщения на этапе материализованного действия.
Рассматривая процесс обучения как формирование «новых действий и соответствующих им чувственных образов и понятий» (62), общий ход которого состоит из двух стадий: стадии предварительного усвоения системы ориентиров и стадии активных действий на основе усвоенных ориентиров, мы выделили в предложенной системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного го-
ворения. Знакомство с правилами смысловой и языковой органи-
зации связной речи.
Ш раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
71
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
Далее остановимся на конкретных задачах, содержании, методах и приемах логопедической работы на каждом из выделенных разделов.
6.2. Формирование ориентировочной основы
Дата: 2019-07-30, просмотров: 432.