навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6.1. Принципы организации логопедической работы по формированию навыков и умений связной речи

Определяя основные разделы системы обучения навыкам связной речи, следует исходить из утвердившегося в психо­лингвистике представления о речи как о совокупности отдель­ных речевых действий, которые следует формировать поэтап­но. Из этого следует, что невозможно обучить связной речи «глобально» только на основе задания логопеда: «Составь рас­сказ». При этом мы опираемся на следующие принципиальные положения:

• На принцип взаимообусловленности развития речи и мыш­ления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение ре­чи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого.

• Вместе с тем мы исходим из того, что единство развития ре­чи и мышления не исключает некоторой автономности становле­ния как мыслительной, так и речевой способности ребенка, что создает возможность для осуществления на определенном этапе раздельной коррекции умственной деятельности и коррекции речи. Возможность разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения, целью кото-


рого является полноценное овладение правилами смысловой и язы­ковой организации связного монологического сообщения.

• Мы опираемся на современные дидактические требования. Предусматривающие отход от традиционно принятого в практи­ке метода развития связной речи на основе практики языка, понятия, по мнению Л.В. Щербы, «более обывательского, чем методического». Данные требования предполагают осознанное усвоение правил смысловой (содержательной) и языковой (лекси-ко-синтаксической) организации текста, поскольку «упражнять ся можно только в чем-либо известном. Если же правила неиз­вестны, то и упражняться не в чем» (159).

• Определяя пути и методы нашей работы, мы также, исходим из теоретических посылок концепции Н.И. Жинкина, рекомен­дующего первоначальные представления о смысловых правилах формировать не на словесных, а на предметных отношениях, на­правляя ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в усло­вия решения мыслительной задачи, которая бы вначале решалась на материале небольшого рассказа, объем которого не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоя­щем из нескольких смысловых частей.

• Усвоение определенных знаний о правилах построения рассказа предполагает обращение к теории управления процес­сом усвоения знаний.

Как известно, любой сознательный навык формируется в про­цессе поэтапного овладения умственными действиями и проходит через ряд этапов: внешнего материализованного действия — громкой речи — внутренней речи (28). Особое внимание в дан­ной методике уделено этапу формирования действий по усво­ению внутренней и внешней программы связного речевого сооб­щения на этапе материализованного действия.

Рассматривая процесс обучения как формирование «новых действий и соответствующих им чувственных образов и поня­тий» (62), общий ход которого состоит из двух стадий: стадии предварительного усвоения системы ориентиров и стадии ак­тивных действий на основе усвоенных ориентиров, мы выдели­ли в предложенной системе развития связной речи четыре взаи­мосвязанных между собой раздела:

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.

II раздел. Формирование первоначального навыка связного го-­
ворения. Знакомство с правилами смысловой и языковой органи-­
зации связной речи.

Ш раздел. Закрепление правил смысловой и языковой органи­зации связной речи.

71


IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Далее остановимся на конкретных задачах, содержании, ме­тодах и приемах логопедической работы на каждом из выделен­ных разделов.

6.2. Формирование ориентировочной основы






Дата: 2019-07-30, просмотров: 432.