Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оценка устойчивости персонала вокзала к воздействию ионизирующего излучения. Разработка мероприятий защиты рабочих в условиях радиационного заражения.

Высоко индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики и роста благосостояния, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экономической опасностью. Растет число крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляющими экологическую обстановку. Большой ущерб несет стихийное бедствие.

В связи с этим важное социальное и экономическое значение имеет профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Обеспечение безопасности человека - одна и главных задач общества, этим вопросом занимается РСЧС. РСЧС является составной частью системы общегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от современных средств поражения [1].

Основными задачами РСЧС являются:

защита гражданского населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и применение противником современных средств поражения;

повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства страны в чрезвычайных ситуациях;

проведение СДНР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и нападения противника при применение им оружия массового поражения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это неожиданная и внезапно возникающая обстановка при промышленных авариях и катастрофах, стихийных и экономических бедствиях, диверсиях и военных конфликтах, характеризующихся неопределенностью и сложностью принятия решений, значительным экономическом ущербом, человеческими жертвами и требующая крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательских работ и ликвидации последствий.

Анализ потенциальной опасности объектов экономики в чрезвычайных ситуациях предполагает обязательную процедуру прогнозирования и оценки обстановки, включающую в себя определение численных значений вероятности возникновения ЧС, параметры ЧС, алгоритм развития ЧС и оценку возможных последствий аварии.

При ядерном взрыве, авариях на АТС и других ядерных превращениях появляются и действуют ионизирующие излучения. Ионизация среды чем сильнее, тем больше мощность дозы проникающей радиации или радиоактивного излучения и длительное их воздействие.

Действие ионизирующего излучения на людей и животных заключается в разрушении живых клеток организма, которое может привести к различным заболеваниям, а в некоторых случаях и к смерти. Чтобы оценить влияние ионизирующих излучений на человека (животное), надо учитывать две основные характеристики: ионизирующую и проникающую способности [9].

Альфа-излучение обладает высокой ионизирующей и слабой проникающей способностью. Обыкновенная одежда полностью защищает человека. Опасным является попадание альфа-частиц внутрь организма с воздухом, водой и пищей. Бета-излучение имеет более мощную ионизирующую способность, чем альфа-излучение, большую проникающую способность. Одежда уже не может полностью защитить, нужно использовать любое прикрытие. Гамма - и нейронное излучение обладают очень высокой проникающей способностью, защиту от них могут обеспечить только убежища, противорадиационные укрытия, надежные подвалы и погреба.

Радиоактивное загрязнение местности происходит при взрывах ядерных боеприпасов, авариях на объектах с ядерными энергетическими установками, а также при нарушении условий хранения и транспортировки радиоактивных веществ.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому на следе радиоактивного облака происходит быстрый спад мощности дозы излучения. При авариях на АЭС характерно радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), многие из которых обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. Поэтому такого резкого уменьшения мощности дозы, как это имеет место на следе ядерного взрыва, не наблюдается.

При ядерном взрыве и образовании следа для людей главную опасность представляет внешнее облучение (90-95% от общей дозы). При авариях на АЭС с выбросом накопившихся радионуклидов картина иная. Значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего сгорания - 85%.

Доза облучения на радиоактивно зараженной территории пропорциональна мощности дозы (интенсивности) гамма-излучения (уровню радиации), продолжительности облучения и обратно пропорциональна коэффициенту ослабления излучений.

При радиоактивном загрязнении местности от ядерных взрывов или при авариях на ядерных энергетических установках трудно создать условия, которые бы полностью исключали облучение. Поэтому при действии на местности, загрязненной радиоактивными веществами, устанавливаются определенные допустимые дозы облучения на тот или иной промежуток времени. Все это направленно на то, чтобы исключить радиационные поражения людей [31].

Вокзал находится в городской черте.

В результате аварии на АЭС здание вокзала окажется в зоне радиоактивного загрязнения местности. Исходные данные: время замера после аварии - 2 ч, мощность дозы облучения - 8,3 мрад/ч, расчетная продолжительность работы предприятия после аварии - 12 мес., установленная доза облучения за расчетный период - 0,8 рад.

Коэффициенты ослабления защитных сооружений, производственных и жилых зданий приведены в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1

Коэффициенты ослабления

  ПРУ на объекте ПРУ в жилом секторе Производственное малоэтажное здание Жилой каменный одноэтажный дом Открытая местность Транспорт
Коэф-фициент   20-50   40-50   7   10   1   2
Время пребыва-ния   2   2   6   9   3   2

 

Определение характера РМЗ в районе предприятия

Мощность дозы облучения (Д2) через 2 ч. После аварии составляет 8,3 мрад/ч., коэффициент пересчета (Кt2) равен 0,83/2. Определим мощность дозы на 1 ч. после аварии (Д1) по формуле 6.1:

 

Д1 = Д2/ Кt2 (6.1)

 

Подставив данные, получим: Д1 = 8,3/0,83 = 10 мрад/ч.

Вычислим мощность доз на время 12, 18 и 24 час по формуле 6.2 (коэффициенты пересчета соответственно равны 0,48; 0,42 и 0,37):

 

Дn = Д1*КM (6.2)

 

где n - выбранное время.

Подставим данные, получим:

 

Д12 = 10*0,48 = 4,8 мрад/ч.

Д18 = 10*0,42 = 4,2 мрад/ч.

Д24 = 10*0,37 = 3,7 мрад/ч.

 

По этим данным строим график спада мощностей доз облучения, представленный на рис.6.1.


мрад/ч.

   12

   10

     8

     6

     4

     2

     0

 

                            1   2         12       18       24

                                                                                                       час

Рис.6.1 График спада мощностей доз облучения

 

Определение ожидаемых доз облучения (ДОЖ) рабочих.

Значение ДОЖ определяются по формуле 6.3:

 

Д ОЖ = Д ОМ / С (6.3)

 

где ДОМ - ожидаема доза облучения людей при условии их постоянного нахождения на открытой местности, рад; С - коэффициент защищенности.

ДОМ определяется из выражения 6.4:

 

ДОМ = ∑ ДСРI * ТI (6.4)

 

где ДСРI - средняя мощность дозы для i-го промежутка работ (Т I), мрад/ч.

Д СРI определяется из выражения 6.5:

 

Д СРI = (Д HI + Д КI) / 2 (6.5)

 

где Д HI - мощность дозы в начале i-го промежутка времени;

Д КI - мощность дозы в конце i-го периода.

Результат расчетов сведем в таблицу 6.2.

 

Таблица 6.2

Расчет накапливаемых доз облучения

Интервалы времени (после аварии, ч) Средняя мощность дозы облучения в интервале, мрад/ч Доза облучения в интервале, мрад Накапливаемая доза, мрад
3-7=4  (7,5+5,8) /2=6,65 6,65*4=26,6 26,6
7-12=5  (5,8+4,8) /2=5,3 5,3*5=26,5 53,1
12-18=6  (4,8+4,2) /2=4,5 4,5*6=27 80,1
18-24=6  (4,2+3,7) /2=3,95 3,95*6=23,7 103,8
24-36=12  (3,7+3,2) /2=3,45 3,45*72=41,4 145,2
36-48=12  (3,2+2,8) /2=3 3*12=36 181,2
48-120=72  (2,8+1,9) /2=2,35 2,35*72=169,2 350,4
120-240=120  (1,9+1,3) /2=1,6 1,6*120=192 542,4
240-360=120  (1,3+1,1) /2=1,2 1,2*120=144 686,4
360-720=360  (1,1+0,7) /2=0,9 0,9*360=324 1010,4
720-1440=720  (0,7+0,5) /2=0,6 0,6*720=432 1442,4
1440-4320=2880  (0,5+0,2) /2=0,35 0,35*2880=1008 2450,4
4320-8640=4320  (0,2+0,1) /2=0,15 0,15*4320=648 3098,4

 

Общая доза (Д ОМ) за период работы (12 мес.) - 3098,4 мрад (3,1 рад)

Коэффициент защищенности С вычисляется по формуле 6.6.:

 

С = 24 (6.6)

t + t1/k1 + t2/k2+. + tI/kI

 

где t - время пребывания на открытой местности, ч., t1 - время пребывания в зданиях, защитных сооружениях, машинах и т.д., ч.; k1 - коэффициент ослабления дозы радиации зданиями, защитными сооружениями, машинами. Подставим данные из таблицы 6.1, получим:

 

С = 24 = 24 = 4,08

3 + 2/30 + 2/40 + 6/7 + 9/10+2/2 5,88

 

Следовательно,

 

Д ОЖ = 3,1/4,08 = 0,76 рад.

 

Определим отношение Д ОЖ/ Д УСТ = 0,76/0,8 = 0,95. Следовательно, предприятие может работать в обычном режиме весь запланированный период работы. В связи с этим разработка специального режима радиационной защиты не требуется, но необходимо планировать другие мероприятия, обеспечивающие повышение надежности защиты производственного персонала. К ним относятся: дезактивация местности, повышение герметизации жилых и производственных зданий, подготовка систем вентиляции для работы в режиме очистки воздуха от радиоактивной пыли и другие.

При авариях, сопровождающихся выбросом радиоактивных веществ, происходит радиоактивное заражение территории, на которой находится объект. Необходимо:

оповещение;

определение и доведение режимов поведения Р и С на зараженной территории;

контроль за радиационной обстановкой;

уточнение расчетов на проведение эвакомероприятий из зоны поражения;

организация взаимодействия КЧС Железнодорожного района;

организация жизнеобеспечения Р и С при проведении эвакомероприятий.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - это функциональная структура органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющей подсистемой или звеном РСЧС, либо проведением видов работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации. [1].




Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.