Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Загрязнения от объектов железнодорожного транспорта накладываются на фоновые загрязнения от хозяйственно-бытовой деятельности. В районах предприятий железных дорог фоновые загрязнения равны или превышают допустимые нормы.

Объекты потребляют воду, воздух, топливно-энергетические ресурсы, минеральные ресурсы. Функционирование предприятий связано с загрязнением окружающей среды выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах.

Для любого объекта требуется отвод определенного количества земли. Общее количество земель отведенное под территорию определяется по формуле:

 

Fобщ = (Fпол +Fотв +F лес) L + Fзд, (6.3)

 

где Fпол - земля под железнодорожное полотно;

Fотв - земля под полосу отвода;

Fлес - земля под лесные насаждения;

Fзд - земля под здания и сооружения;

L - длина предприятия.

Функционирование объектов обеспечивается вспомогательными и обслуживающими процессами: складскими, подъемно-транспортными, ремонтом оборудования, изготовлением оснастки и т.п.

На предприятиях потребляется большое количество различных видов топлива (угля, газа, дизельного топлива, бензина и др.), используемого для обеспечения производственных процессов, отопления и работы станционного подвижного состава [17].

Для обеспечения жизнедеятельности работников предприятий ежесуточно требуется на каждого человека 1,5-2,0 кг твердой пищи, 2 л питьевой воды, до 100 л хозяйственно бытовой воды и до 60 м3 воздуха.

Объекты потребляют большое количество кислот, щелочей и других химических веществ. В процессе функционирования потребляет воду и воздух. Вода используется для питьевых, хозяйственно-бытовых и производственных нужд. Общее потребление воды определяется по формуле:

 

Uобщ = Uпит P + Uхб P + Uпр N, (6.4)

 

где Uпит - вода на питьевые нужды;

Uхб - вода на хозяйственно-бытовые нужды;

Uпр - вода на производственные нужды;

P - число людей, работающих на объектах;

N - количество оборудования и процессов, потребляющих воду.

Воздух используется для вентиляции помещений, при сгорании топлива, в процессах сварки, окраски и др.

Факторы воздействия работы железнодорожных предприятий на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам:

· механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и др. машин);

· физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.);

· химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, ароматические углеводороды, краски и растворители, др.);

· биологические (макро - и микроорганизмы, бактерии, вирусы, простейшие и их производные).

Эти факторы могут действовать на окружающую среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе.

Экологические требования к функционированию железнодорожных предприятий.

Работающие на предприятиях обязаны принимать эффективные меры по предупреждению выхода на аварийные режимы эксплуатации объекта, грозящие авариями и катастрофами; выполнять требования законов и нормативных актов по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

К основным направлениям экологизации объектов транспорта следует отнести:

разработку и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимальное, вредное воздействие на природу, сберегающих природные ресурсы;

создание замкнутых систем водопользования, систем рекуперации воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;

оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;

рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира;

рационально использование природных топливных ресурсов: энергии солнца, ветра, термальных подземных вод;

создание средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений;

вторичное использование отходов для нужд производства;

создание зон озеленения для нормализации атмосферного воздуха.

Различают ряд направлений предотвращения ущерба от загрязнения окружающей среды. Самым распространенным из них является строительство сооружений по очистке сточных вод и улавливанию вредных компонентов из отходящих газов. Однако это направление не может быть признано наиболее эффективным, так как функционирование любого очистного сооружения требует привлечения дополнительных материальных, сырьевых и энергетических ресурсов, производство которых также может привести к загрязнению окружающей природной среды [19].

Известно также, что уровень затрат на очистные сооружения зависит от степени очистки и резко возрастает при ее повышении. Строительство очистных сооружений на отдельном источнике загрязнения, важное в экологическом отношении, в то же время может быть экономически невыгодным. Поэтому обоснование целесообразности строительства того или иного очистного сооружения должно осуществляться не только на основе сопоставления затрат и предотвращенного ущерба, но и с учетом экономических возможностей предприятий и региона.

Другое направление предотвращения ущерба от загрязнения окружающей природной среды - это радикальное совершенствование технологий, внедрение ресурсосберегающих технологий, предусматривающее суммарное снижение материало-, энерго- и природоемкости общественного производства.

Природоохранные мероприятия не только предотвращают загрязнение природной среды, т.е. предотвращают ущерб, но и могут сокращать потери и способствовать производству дополнительной продукции, например, за счет утилизации отходов.

В настоящее время традиционно используемое понятие "экономическая эффективность" хозяйственного решения, основанное на критерии приведенных затрат, трансформировалось в понятие "эколого-экономическая эффективность". Критерий эколого-экономической эффективности должен определяться отношением суммарного эколого-экономического эффекта к затратам живого и овеществленного труда и природы, тогда как критерий экономической эффективности общественного производства определяется отношением суммарного эффекта только к затратам живого и овеществленного труда.

В целом, принятие решения о строительстве хозяйственного объекта должно обеспечить такой эффект, который покрывал бы все дополнительные затраты, связанные с ликвидацией негативных экологических последствий, вызванных этим решением, а также затраты, связанные с воспроизводством. В качестве критерия эколого-экономического обоснования принятия хозяйственных решений предложено использовать аналог приведенных затрат с учетом ущерба, наносимого окружающей среде вследствие принятого решения.

Загрязнение территории отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды. На некоторых предприятиях и железнодорожных путях грунты пропитаны нефтепродуктами на значительную глубину, что создает угрозу как поверхностным водоемам, так и подземным водам. Во время снеготаяния и выпадения дождей образуются поверхностные сточные воды, которые, смывая пыль, различный мусор, нефтепродукты и другие загрязнения, сбрасывают их в ближайший водоем. Существенное отличие поверхностных сточных вод от производственных - непостоянно объемов стоков и состава загрязнений, зависящее от интенсивности и длительности выпадения осадков, степени загрязненности территории и вида ее покрытия.

Ввиду отсутствия новых современных методик оценки экономического ущерба на практике используют "Временную типовую методику определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды". По этой методике ущерб от загрязнения окружающей среды определяется суммой затрат на возмещение ущерба, причиненного отдельными источниками в пределах рассматриваемой территории.

По мере внедрения экологически обоснованных технологий, экономические показатели производства должны будут улучшаться за счет сокращения расходов на предотвращение загрязнения окружающей среды [20].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.