Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личностные результаты освоения учебного предмета:

принятие социальной роли учащегося школы

формирование и развитие навыков социальной коммуникации

формирование социально приемлемого поведения

формирование мотивов учебной деятельности

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в различных учебных и вне учебных ситуациях

формирование способности к осмыслению социального окружения, своему месту в нем

формирование умения использования устной (альтернативной) речи, как средства коммуникации

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

формирование учебного поведения

формирование готовности слушать учителя

формирование готовности действовать по заданному алгоритму

Предметные результаты освоения учебного предмета:

формирование понимания, что русский язык – средство общения для граждан Российской Федерации

овладение техникой чтения (вслух и/ или про себя)

формирование понимания роли знаков препинания в тексте

формирование интереса к чтению доступных для понимания текстов

формирование умения находить в тексте необходимую (заданную) информацию

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

 

Данный курс является продолжением курса «Обучение грамоте», и преподается учащимся 1 класса по окончании букварного периода. Программа курса нацелена на овладение учащимися устойчивыми навыками чтения, слушания и пересказа текста. Важной особенностью данного курса является направленность на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с РАС, а именно потребностей, связанных с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения в школе, и потребностей, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития его эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Структура курса, подбор и последовательность предлагаемых тем для изучения и заданий, учитывают особенности взаимодействия ребенка с РАС с окружающим его миром и людьми. Узость представлений об окружающем мире, неумение понимать причинно-следственные связи, непонимание переносного смысла делает необходимым тщательный отбор текстов, используемых в курсе «Литературное чтение». Несмотря на то, что в рамках курса учащиеся знакомятся со всеми видами литературных текстов, большую часть произведений, предлагаемых для изучения составляют детские рассказы, стихи, отрывки из литературных произведений, имеющих простой смысл и рифму и апеллирующих к опыту учащихся.

Читательские умения, сформированные в курсе литературного чтения, являются базовыми умениями, необходимыми для освоения практически всех школьных предметов, поэтому особое внимание уделяется анализу текста, умению пересказывать текст, умению обобщать и выделять основное содержание текста, умению деления текста на части, составление плана и озаглавливание текста. Параллельно с обучением чтению проводится работа по совершенствованию устной речи детей с РАС, в том числе навыкам монологической речи и умению вести диалог. Для развития устной речи на уроке предусмотрены такие формы работы как рассказ на заданную тему или обсуждение темы с опорой на авторский текст.

Все виды работ на уроке (аудирование, чтение, пересказ текста и т.д.) направлены прежде всего на развитие устной и письменной коммуникации учащихся с РАС, освоение ими социально приемлемых речевых форм и правил их применения в различных ситуациях.

Данный курс предусматривает использование всех видов читательской и речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать. Для развития навыков чтения необходимо формировать и развивать чтение вслух и чтение про себя. При этом важно учитывать, что зачастую у учащихся с РАС возникают значительные сложности при освоении выразительного чтения вслух. Для преодоления этих трудностей в программу курса включены упражнения на умение модулирования тембра голоса, изменения темпа и громкости чтения.

На протяжении всего курса предполагается постепенное увеличение объема и сложности текстов для чтения. Последовательность вопросов для ответа после анализируемого текста также должна быть построена по принципу «от простого к сложному» с учетом особенностей детей с РАС. Сначала ребенок учится отвечать на вопросы «кто, что», «что сделал», затем на уточняющие вопросы «какой», «где», «откуда» и только потом учится вычленять в тексте причинно-следственные связи и логику социальных поступков героев.

Для обогащения и развития активного и пассивного словаря, на уроке учитель обязательно предлагает учащимся задания на анализ незнакомых слов текста и уточнение значения знакомых слов. Для решения этой задачи, а также для повышения учебной мотивации в рамках курса предполагается ведение каждым учащимся личного словаря и дневника прочитанных произведений.

Для того, чтобы уточнить понимание прочитанных на уроке текстов, в конце каждого урока учащимся предлагается выполнить собственный рисунок по прочитанному произведению.

Для предотвращения формального и механистического усвоения навыков чтения используются эмоционально значимые для учащегося с РАС темы занятий. Среди них темы, отражающие природные изменения в годовом цикле («Зима», «Здравствуй, лето»); темы, помогающие осмыслить ребенку его социальный опыт («Кто работает в школе?», «Что я люблю делать?» и др. Важными для введения ребенка с РАС в ситуацию обучения в школе являются темы, направленные на осмысление опыта, полученного детьми с РАС в школе («Что такое расписание?», «Школьные правила»).

В рамках курса учащиеся с РАС получают первоначальные представления о гражданственности («Моя страна – Россия», «Город, в котором я живу», «День Победы»).

Адаптированный курс «Литературное чтение» предусматривает использование проектной деятельности, связанной с темами внеучебной деятельности («Как я провел зимние каникулы»).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (1 класс)

(послебукварный период - 88 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Учеб-ные мате-риалы

Решаемые проблемы (цели)

Возможные формы организации образовательного процесса

Моя школа (9ч)

 

Соотнесение слова, предложения, текста с картинкой.

Составление слова из слогов, предложения из слов, текста из предложений.

Рисование и проигрывание смысла прочитанного слова, предложения, текста. Выполнение письменных инструкций. Нахождение и исправление ошибок в слове, предложении, тексте. Игра «вопросы – ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению/тексту и отвечают на них.

Нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание.

Раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение данного выбора.

Деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста.

Пересказ текста по иллюстрациям, по плану. Составление фраз, предложений, текстов по картинке. Работа с диафильмами.

Маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом. Отхлопывание знаков препинания при чтении. Чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Чтение по ролям.

 

  1-2 Путешествие по школе.

  Как устроено школьное здание, зачем нужны разные школьные помещения, чем они отличаются.   3-4 Кто работает в школе.

  Чем занимаются разные сотрудники школы. Школа как сообщество работников школы и учащихся.   5-6 Что такое расписание?

  Как устроен день, неделя, учебный год в школе. Зачем нужно расписание.   7-8 Школьные правила.

  Как можно и как нельзя вести себя в школе. Зачем нужны правила.   9 Завершающее занятие по теме "Моя школа"

     

Зима (11ч)

    10-11 Как мы узнаем о приходе зимы?

  Обобщение личных наблюдений ребёнка о мире, соотнесение их с временем года.   12-13   Зима в городе, зима в лесу

  Наблюдение за сезонными изменениями в родном городе. Их анализ и сравнение с изменениями в дикой природе.   14-15   Зимние игры

  Обращение к личному опыту ребёнка, расширение и обобщение знаний о зимних развлечениях.   16-17   Новый год

  Ориентировка в календаре, значение праздника, традиции празднования. Учимся выбирать подарки другим людям, учитывая их интересы.   18-19 Веселые каникулы Проект "Как я провёл зимние каникулы"

  Устный доклад на основе собственного опыта с опорой на наглядный материал. Учимся слушать и задавать вопросы.   20 Завершающее занятие по теме "Зима"

     

Что я люблю (9ч)

    21-22 Что я люблю делать

 

Осознание своих предпочтений, сравнение их с предпочтениями других людей. Учимся задавать вопросы и рассказывать о себе, находим общие интересы с одноклассниками.

  23-24   Мой любимый урок

    25-26   Мои любимые книги и мультфильмы

    27-28   Мой любимый праздник

    29   Завершающее занятие по теме "Что я люблю "

   

Дружба (9ч)

    30-33 Что такое дружба?

  Понятие дружбы.   34-37 Что мы делаем вместе?

  Разработка понятия дружбы через обсуждение общих видов деятельности.   38 Завершающее занятие по теме "Дружба"

     

Я и моя семья (11ч)

    39-40 Кто в семье самый старший?  

  Разные поколения в семье. История семьи.   41-42 Домашние обязанности

  Обязанности членов семьи, обязанности ребёнка.   43-44 Профессии моих родных

  Что делают мои родные вне дома?   45-46 Семейные вечера

  Семейные традиции. Роль семьи в жизни человека.   47-48 Моя мама

  Подготовка к Международному женскому дню. Проект "Моя мама".   49 Завершающее занятие по теме "Я и моя семья "

     

Жизнь зверей (9ч)

    50-51 Животные рядом с нами

  Обобщение личного опыта общения с животными. Домашние животные, животные в городе.

 

  52-53 Экскурсия в зоопарк

  Разнообразие животного мира, животные холодных и жарких стран.   54-55   Удивительные встречи

  Проектная работа, доклады.   56-57   Как я могу помочь животным

  Развитие гуманного отношения к животным, изучение потребностей животных.   58   Завершающее занятие по теме "Жизнь зверей "

     

Весна (9ч)

    59-62 Что происходит в природе весной?  

  Обобщение личных наблюдений ребёнка, соотнесение их с временем года.

 

  63-66 Подарки весны

  Возможные занятия весной. Исследование пробуждающейся природы.   67 Завершающее занятие по теме "Весна"

     

Мой город, моя страна (9ч)

    68-69 Моя страна - Россия 2ч Представление о своей стране, народах, языках. Флаг и гимн РФ.

 

  70-71 Город, в котором я живу 2ч История и достопримечательности родного города.   72-73 Мой дом, моя улица 2ч Рассказываем о себе, расспрашиваем друг друга, сравниваем.   74-75 День Победы 2ч Общее знакомство с историческим контекстом праздника. Знакомство с военными песнями, стихами.   76 Завершающее занятие по теме "Мой город, моя страна " 1ч    

Здравствуй, лето! (8ч)

    77-80 Яркие краски лета 4ч Обобщение личных наблюдений ребёнка, соотнесение их с временем года.

 

  81-84 Что я буду делать летом 4ч Летние развлечения, летние виды спорта. Путешествия.   85-88 Закрепление пройденного материала 4ч                      

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

При организации инклюзивного обучения детей с РАС рекомендуется следовать следующим принципам:

1. Выявление сильных сторон ребенка, его выраженных интересов и умение подобрать такие задания из этой области, которые смогут выгодно подчеркнуть способности ребенка, и которые помогут учителю привлечь внимание учащихся класса к сильным сторонам ученика с РАС.

2. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего и речевого развития, развития коммуникативных навыков, формирование «группы общения» для ребенка с РАС или выявления «ученика-проводника» между ребенком с РАС и остальными учащимися.

3. Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

4.         Специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком,

поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях. Педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением.

В качестве дополнительного учебно-методического обеспечения к данной программе рекомендуется использовать программы и учебные пособия для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, а также многочисленные методические и дидактические психологические, дефектологические, логопедические, нейропсихологические материалы, обучающие, тренировочные и тестирующие компьютерные программы, показавшие высокую эффективность в отечественной и зарубежной практике.

М атериально-техническое обеспечение реализации программы.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка с РАС, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей.

1. Необходима адаптация среды для детей с РАС, в которую входит:

а) Зонирование пространства класса, наличие учебной зоны и зоны отдыха;

б) наличие индивидуальной парты для учащегося с РАС с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил;

в) наличие стендов (магнитных досок и пр.) для мобильной смены дидактических материалов;

г) наличие специального оборудования: ширма /палатка, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве; наборы пиктограмм для составления визуализированного расписания видов деятельности на уроках; схемы, диаграммы, алгоритмы действий; правила поведения в классе; наличие другого специального оборудования в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка (наушники, специальные накладки на стул и пр.)

2. Необходима четкая организация учебного времени и пространства, использование стереотипов поведения.

Для минимизации дискомфорта необходимо:

  • размещать в фиксированном месте в начале урока план работы (визуализированное расписание);
  • напоминать ребенку за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности;
  • разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.);

3. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать, помимо общих требований к современной образовательной среде, следующее:

  • планирование хода урока для учащегося с РАС;
  • систематическое использование визуальных подсказок (планы, формулы, схемы фрагментов урока).
  • возможность для учащегося с РАС на уроке работать не на бумажном носителе, а с помощью планшета или компьютера;
  • возможность сдавать работу, выполненную на компьютере;

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

У учащегося с РАС сформируются следующие умения:

· слушать в группе других учащихся сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с программой обучения;

· осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов вслух и/или про себя небольшие тексты;

· участвовать самостоятельно или с помощью учителя в обсуждении текста на уроке, соотносить содержание текста с собственным опытом;

· отвечать на простые вопросы учителя по содержанию прочитанного;

· самостоятельно или с помощью взрослого опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;

· самостоятельно выполнять простые знакомые письменные инструкции;

· пересказывать текст с опорой на иллюстрации или план;

· составить собственный текст на основе художественного про­изведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта на заданную тему по вопросам или плану;

· знать наизусть 2-3 стихотворения.

 У учащегося с РАС сформируются следующие читательские умения:

· различать виды литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, загадка, пословица;

· узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

· находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

· знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

· различать книги по темам детского чтения;

· определять своё отношение к тексту, выделять любимые и нелюбимые книги;

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 


 


МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 8.2.), примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования. Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с РАС.

Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

 

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;

- формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;

- уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;

- формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

- учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;

- формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);

- развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;

- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.

С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

- научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме, размеру), активизируя необходимые мыслительные операции;

- научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания;

- сформировать осознанные навыки арифметических действий в пределах 10-ти;

- научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям (кроме круга);

- научить решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы:  Который по счету? Сколько всего? Сколько осталось?

- формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении условия задачи с помощью рисунка и/или схемы);

- учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности;

- развивать мелкую моторику как одно из условий становления графо-моторных навыков

- развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, принимать суждения других.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета:

Содержание программы по математике предусматривает интенсивную целенаправленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятии и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, симультанных и сукцесивных процессов, что отражает специфику обучения математике детей с РАС.

Особенности реализации: образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

- урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

- урок – презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

- урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

- урок-проектирование – место для решения проектных задач;

- учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над имеющимися затруднениями;

- групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу.

Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Формирование ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном овладении составом числа, которому в первом классе уделяется очень большое внимание. Помимо перечисленных при обучении математике решаются и общие коррекционно-развивающие задачи. Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение ориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, при решении задачи).

При обучении в первом классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник осваивает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью, овладевает начальными математическими званиями о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах; умением выполнять устно и письменно арифметические действия с числами в пределах 10-ти, решать текстовые задачи, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.  

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы:

 

Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинно-следственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное мышление.

При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности.

Содержание материала первого класса позволяет ввести в курс большое количество заданий «предметного» характера, предполагающих использование практических действий для их решения. Педагогу рекомендуется соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом наглядности, активизацией разных каналов восприятия (слухового, зрительного, тактильно-кинестетического).

Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно-практическом плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действий образного мышления.

При обучении детей с РАС важно взаимодействие специалистов. Осуществление взаимосвязи учителя[10] с психологом позволит учитывать рекомендации последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию учебных действий, а также произвольной регуляции деятельности.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей является необходимым условием для достижения планируемых результатов образования и формирования сферы жизненной компетенции.

 

       Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). При определении продолжительности в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Математика» в 1 классе включает следующие разделы:

Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см).

 Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения.

Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см).

Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема).

 

Планируемые результаты

 

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);

- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;

- развитие самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Математика» могут проявиться в:

- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формировании развитие навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);

- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников).

- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладением арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).

Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

- кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);

- осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п);

- сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.),

- обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

 

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);

- различать способы и результат действия (складываем или вычитаем);

- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок.

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по следующим направлениям: 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.