ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

Программа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Примерная рабочая программа ориентирована на обучающихся с РАС с условно сохранным интеллектом, которые получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде, и в те же сроки обучения (вариант 8.1) [6], либо получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (вариант 8.2)[7]. Таким образом, программы рассчитаны на детей с РАС, потенциально способных освоить программу начального общего образования по литературному чтению.

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе является одним из ведущих для всех детей, в том числе и для обучающихся с РАС, так как умение понимать и анализировать письменную речь является необходимой базой не только для изучения в дальнейшем всех учебных дисциплин, но и для успешной социализации личности в современном социуме. Кроме того, освоение предмета «Литературное чтение» стимулирует речевое и эмоциональное развитие школьников, что способствует развитию навыков социальной коммуникации у детей с РАС, несформированность которых является одной из самых проблемных сторон психического развития у данной категории учащихся.

Цели изучения предмета «Литературное чтение» обучающимися с РАС с учетом их особых образовательных потребностей[8] в первом дополнительном классе:

- освоение навыков осмысленного чтения;

- развитие устной и письменной речи, в том числе как средства коммуникации;

- обогащение активного и пассивного словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- развитие мотивации устного и письменного общения детей с РАС с окружающими людьми;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование возможности осмысленного использования усвоенных умений и навыков в различных жизненных ситуациях.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС

Курс «Литературного чтения» для обучающихся по варианту 8.1 и 8.2 в первом дополнительном классе начинается после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте», после чего предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» изучаются раздельно. При этом обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и их разделы соответствуют ФГОС НОО[9].

При разработке примерной рабочей программы учитывались особые образовательные потребности школьников с РАС: тенденция к механическому, неосмысленному воспроизведению отдельных слов, предложений, текстов; невозможность понимать чувства, эмоции других людей; неумение понимать скрытый смысл текстов, отсутствие понимания шуток и обмана. Поэтому и в целях, и в характеристике осваиваемого предмета необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает особую логику и последовательность процесса обучения литературному чтению детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Данная программа предполагает обучение по учебному пособию (авторы: Л.В. Егорова, В.Н. Рослякова, О.В. Караневская, Т.Ю. Хотылева, Л.В. Шаргородская; готовится к изданию).

При инклюзивном обучении детей с РАС на уроках литературного чтения целесообразно использовать только специально подобранные материалы для чтения и анализа текстов, состоящие из знакомых и понятных ребенку слов и выражений, с четкой структурой и заданиями, представляющими собой четкий алгоритм действий учащегося с РАС. Для изучения новых слов и выражений необходима предварительная работа, направленная на постепенное введение этих понятий в пассивный, а затем – в активный словарь ребенка

При изучении учащимся с РАС предмета «Литературное чтение» требуется отдельная работа по развитию понимания фразеологических выражений, иносказаний, метафор, подтекста. Пословицы, поговорки, иронические тексты, шутки должны прорабатываться дополнительно, долгое время понимание учащимся с РАС этого вида литературы не должно оцениваться. При оценивании учебной деятельности необходимо учитывать особенности формирования речи у ребенка с РАС и предъявлять требования, соответствующие его актуальному уровню развития: ответы на вопросы и позиция ребенка могут быть изложены кратко, требования к объему не должны предъявляться. На уроках необходимо уделять внимание формированию представлений о себе и окружающих, о чувствах других людей, понимании скрытых мотивов поступков литературных персонажей.

 

Алгоритмы обучения предмету «Литературное чтение» школьников с РАС, обучающихся по вариантам 8.1 и 8.2 АООП НОО

1) вариант 8.1 АООП НОО для обучающихся с РАС – «Русский язык» в первом дополнительном классе

Школьники, обучающиеся в соответствии с вариантом 8.1 АООП НОО для детей с РАС, осваивают Основную образовательную Программу в условиях инклюзии в те же сроки, что и сверстники, не имеющие ограничений по возможностям здоровья. Поэтому программа первого дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» для таких детей, так же, как и учебный план, должна соответствовать ФГОС НОО (раздел III, п.19.5).

Однако, с учетом особых образовательных потребностей школьника с РАС, рекомендуется организовывать индивидуальный подход на уроках литературного чтения (см. возможные формы работы, календарное планирование уроков) или проводить их в малой подгруппе.

2) вариант 8.2 АООП НОО для обучающихся с РАС

Перед школьниками, обучающимися в соответствии с вариантом 8.2 АООП НОО РАС, в первом дополнительном классе (после обучения в первом классе) ставятся задачи, адекватные по целям и содержанию тем, которые осваивают первоклассники, не имеющие ограничений по возможностям здоровья (соответствующие ФГОС НОО). Однако с учетом особых образовательных потребностей школьника с РАС, необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, использование таких методов обучения, форм работы (см. возможные формы работы, календарное планирование уроков) и учебных материалов, которые задействуют личный опыт ребенка, тесно связаны с его собственной жизнью. Так как понимание всех видов речи является одной из самых проблемных сфер деятельности для данной категории учащихся, необходимо минимизировать количество незнакомых слов, выражений, встречающихся ребенку на каждом занятии, использовать наиболее частотные слова и выражения.

Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе выделяется – 88 часов (4 ч в неделю, 22 учебные недели) после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте».

Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.