· правильное обследование пациента и постановка диагноза,
· налаживание полного взаимопонимания между пациентом и лечащим врачом,
· грамотное планирование этапов лечения - три составляющие, которые в конечном итоге приведут к положительному результату лечения наших пациентов.
Чтобы получить полные и достоверные сведения нужно:
1. подготовиться к беседе с пациентом, во время которой необходимо расположить к себе человека, придавая важность разговору и демонстрируя свою искреннюю готовность проявить внимание и доброжелательность.
2. нельзя проявлять враждебность к пациенту (даже если он этого заслуживает), т.к. повышенный тон разговора, запальчивость только обостряют отношения и углубляют конфликт.
3. умение определить психологический тип пациента позволяет умело спланировать беседу и максимально эффективно использовать информационный канал для успешной мотивации пациента к лечению.
Методические условия проведения беседы следующие:
1. Умение расположить к себе собеседника. Это выражается проявлением уважения к нему, интересом к успехам его работы, его семье.
2. Умение слушать. Лицо и поза должны внушать внимание. Ни в коем случае нельзя отвлекаться на другие дела.
3. Говорить самому как можно меньше, при этом использовать паузы, не перебивая собеседника, но и не позволяя, особенно, при расспросе, уходить в сторону, заставляя отвечать на четко поставленные вопросы, представляющие профессиональный интерес.
4. Беседа должна завершиться внушением доброжелательного отношения к собеседнику, что будет способствовать новым контактам.
При налаживании контакта с пациентом необходимо уделить внимание следующему:
- Вступительные фразы должны быть умными и содержательными.
- Обращаться к пациенту необходимо по имени-отчеству.
- Внешний вид должен соответствовать общественному представлению о внешнем виде врача.
- Проявлять уважение к личности собеседника:
- Вы хотите...
- Вам будет интересно узнать...
- Конечно, Вам это хорошо известно...
- Согласны ли Вы с тем, что...
- Сейчас Вы сможете убедиться...
- Не думаете ли Вы, что...
- Так мы внушаем уважение к нему.
Техника аргументации в беседе состоит из двух основных конструкций:
- Доказательная аргументация, когда мы хотим что-то обосновать или доказать
- Контраргументация, с помощью, которой мы хотим опровергнуть доводы собеседника.
Для построения аргументации существует ряд риторических приемов:
- Метод противоречий; основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.
- Метод "да, но". Поскольку редко случается так, что в споре говорит только "за" или только "против", метод позволяет рассмотреть и другие альтернативные варианты решения проблемы. Мы можем спокойно согласиться с собеседником, а затем наступает так называемое "но".
- Метод "кусков"; состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы части: это совершенно верно; на это есть разные точки зрения; здесь Вы не правы.
- Метод видимой поддержки: мы не возражаем и не противоречим собеседнику и к его удивлению приходим ему на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Далее следует контрудар: Да, все это хорошо, но...
- Техника сведения контрудара к шутке. Остроумное или шутливое замечание часто может свести на нет любую тщательно подготовленную аргументацию.
- Техника использования авторитетов; состоит в цитировании известных людей, подходящее под доводы.
- Техника предотвращения ухода от решения проблемы. Когда собеседник не возражает на ваши аргументы, а, пытаясь обойти горячее место, старается вызвать у Вас интерес к другим проблемам. В данной ситуации необходимо проявить настойчивость и выдержку и попытаться вернуться к разговору в нужном для Вас русле.
- Апелляция: собеседник взывает к Вашему сочувствию, пытаясь воздействовать на Ваши чувства, отсрочить решение проблемы. Такой прием направлен на блокирование разума и этики. Блокировать это необходимо сразу.