Деятельность в жизни человека и общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Труднее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение.

Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, то есть для удовлетворения своих жизненных потребностей.

Поведение человека отличается от поведения животных. Если животное приспосабливается к природной среде, то человек для удовлетворения своих потребностей изменяет эту среду. Для этого используются не только природные предметы, но прежде всего средства, созданные самим человеком. Таким образом, хотя в деятельности человека есть и приспособительный компонент, но в основном человеческая деятельность имеет преобразующий характер. Отметим, что преобразующая деятельность характерна в живой природе только для человека.

В основе поведения животного - биологическая программа, инстинкты. Животное действует неосознанно, так, как подсказывают внешние обстоятельства, так, как это делали и делают тысячи других животных. Человеческая деятельность характеризуется наличием определенной цели. При этом цель определяется самим человеком, а не продиктована внешними условиями. Человек действует осознанно, делая выбор между различными вариантами поведения. Человек способен выходить за рамки социальных предписаний, осуществлять деятельность по новому "сценарию".

Деятельность - это осознанное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Итак, человеческой деятельностью движет стремление удовлетворить потребности человека. Давайте разберемся, что же такое потребности и каков механизм из удовлетворения?

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и нормального развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, здесь предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, предметом потребности в этом случае является знание. Удовлетворение потребностей тесно связано с развитием личности. Как только потребности человека выходят за рамки его возможностей, человек стремиться расширить свои возможности, чтобы удовлетворить потребности. Например, наши возможности не позволяют прочитать произведения великого Гете на его родном немецком языке. Однако желание это сделать может быть настолько велико, что мы можем начать изучать немецкий язык для того, чтобы расширить свои возможности и удовлетворить возникшую у нас потребность читать Гете на немецком языке. Изучая иностранный язык, мы приобретаем новые знания и развиваемся как личности.

Наши потребности очень разнообразны. Наиболее часто потребности делятся на три группы:

Биологические - связаны с принадлежностью человека к природе (нужда в пище, дыхании, продолжении рода и др.);

Социальные потребности - порождаются жизнью человека в обществе (нужда в общении, признании, уважении и т.д.);

Идеальные потребности - познавать окружающий мир, получать знания, передавать свой жизненный опыт, осознать свое место в мире и цель своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности у человека взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности в конечном счете становятся социальными (в жаркие дни людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными, либо идеальные потребности сводятся лишь к развлечениям.

Однако в последнее время наибольшую известность приобрела классификация потребностей, сделанная американским социологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу выделял пять основных групп потребностей, которые расположил в виде пирамиды. Основанием пирамиды служат те потребности, которые человек стремиться удовлетворить в первую очередь. И только после этого у него возникают потребности следующего, более высокого уровня. Чем разностороннее развита личность, тем шире и разнообразнее у нее потребности.

Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.д.

Экзистенциальные (от латинского слова "существование"): в личной безопасности, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные потребности: в социальных связях, общении, любви, дружбе, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими.

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны окружающих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте.

Духовные потребности: в самореализации, в развитии, потребность быть личностью.

Говоря о структуре деятельности, необходимо отметить, что деятельность состоит из отдельных действий. При этом любая деятельность представляет собой цепь взаимосвязанных между собой последовательных отдельных действий. Их взаимосвязь обусловлена целями деятельности. При этом среди отдельных действий выделяют особый вид - поступки. Из поступков складывается поведение человека. Поведение человека - это внешнее проявление его деятельности. В поведении человека находит отражение его отношение к обществу, другим людям. Если поведение человека не соответствует принятым в обществе правилам, то такое поведение называют отклоняющимся или девиантным. Поступки - это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели. Поступок всегда имеет социальные последствия, затрагивает других людей. Поэтому именно по поступкам окружающие судят человека, оценивают его нравственные качества, определяют насколько полезен и безопасен человек для людей, общества, природы.

Поскольку наши потребности очень разнообразны, то и деятельность по их удовлетворению также весьма различна. В каждой сфере общественной жизни можно выделить свой вид деятельности - экономическая, политическая, социальная и др. Вообще существуем множество классификаций видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят:

Познавательная деятельность - отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.

Ценностно-ориентировочная деятельность - определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.

Прогностическая деятельность - планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Помимо этого выделяют трудовую деятельность, творческую (направленную на создание чего-либо нового), потребительскую, досуговую, образовательную и др.

 

Общение в жизни человека

 

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Детально исследует феномен общения психология. Ведь общение - необходимое условие формирования каждой отдельной личности. А кроме того, без общения не могло возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество.

В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.

Каждый человек имеет потребность в общении. Эта потребность трансформируется из детской потребности в физическом контакте с матерью. Маленький ребенок, слыша стук материнского сердца, успокаивается, чувствует себя в безопасности. Стремление вернуться в безопасное, внутриутробное состояние возникает в периоды отчаяния, тоски, опасности, страха. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, сохранять душевное равновесие, человек нуждается в контактах с окружающими его людьми.

Потребность в общении может быть различна. Она зависит от особенностей человеческой личности - характера, темперамента, образа жизни. Например эстрадные артисты в силу своей профессии обладают повышенной потребностью в признании, поэтому вполне осознанно стремятся завоевать популярность, приобрести как можно больше поклонников. Если ребенок в детстве получал мало тепла, ласки и заботы со стороны родителей и окружающих, то он вырастет замкнутым, необщительным человеком. Его потребность в общении будет невелика. И наоборот, человек, с малых лет окруженный теплом и любовью родителей, дедушек, бабушек, братьев и сестер вырастет жизнерадостным, общительным человеком. Потребность в общении зависит и от того, насколько мы знакомы партнером по общению, какие чувства к нему испытываем. Чем ближе мы знакомы и чем более симпатичен нам человек, тем выше наша потребность в общении с ним.

Так что же такое общение? Психология дает следующее определение этого понятия:

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.

Одной из функций общения является коммуникация - обмен информацией между людьми. При этом в любом общении есть коммуникационный компонент. Какую информацию можно передать, всего лишь поздоровавшись с человеком? Здороваясь, вы даете понять человеку, что вы его заметили, узнали, в зависимости от того как вы поздоровались, он может понять, рады или нет вы его видеть… А это тоже информация. Коммуникация - это непрерывный процесс, состоящий из нескольких стадий:

В сознании человека, назовем его "передатчик" информации, формируется какая-то идея - информация, которую надо передать другому человеку, назовем его "приемник" информации.

Кодировка информации. Для того, чтобы передать информацию, "передатчик" выбирает способ передачи и "кодирует" свою идею так, чтобы другой человек его понял. Информацию можно передать в письменном виде, устно, при помощи математических символов, рисунков, азбуки Морзе и т.д. "Передатчик" подбирает язык, стиль речи, то есть облекает информацию в понятную для восприятия форму.

Передача информации. "Передатчик", используя определенный информационный канал, передает сообщение. При этом при передаче могут возникать различные помехи, так называемые "барьеры коммуникации" (9). Коммуникативные барьеры искажают передаваемую информацию, в результате сообщение, которое хотели отправить, и то, которое получили - это два разных сообщения. В таком случае говорят, что люди не поняли друг друга.

Получение информации. "Приемник" получает закодированную информацию в виде письменного, устного, или в иной форме, сообщения. Теперь ему надо "раскодировать" его, понять, что же именно хотели ему сообщить.

Формирование ответа. Получив информацию и поняв ее в соответствии со своими знаниями, представлениями, системой ценностей, "приемник" отвечает на полученное сообщение. Для этого он проделывает все операции, которые до этого совершил "передатчик" - кодирует свой ответ в удобную для понимания форму, выбирает канал информации, передает ее (5-7). Теперь он становится "передатчиком", а его партнер по общению - "приемником". И все повторяется сначала.

Любое общение протекает по вышеописанной схеме. При этом для человека очень важно наличие обратной связи. Мы хотим знать, правильно ли понимают нас окружающие. В разговоре для этого используют различные уточняющие вопросы: "Ты меня понял?", "Вам понятно?", "Правильно я говорю?", "Что вы об этом думаете?" и др.

Общение людей очень разнообразно по своей форме. Существует множество видов общения. По способу передачи информации выделяют:

Вербальное общение - это словесное общение людей. При помощи слов мы передаем, как ни странно, только 30% информации. В основном это факты, сведения об окружающем мире, о происходящих событиях, о нашем отношении к чему-либо или к кому-либо.

Невербальное общение - язык наших жестов и мимики. При помощи этого языка мы передаем до 70% информации. Это информация о нашем эмоциональном состоянии, отношении к происходящим событиям, к окружающим людям, наши жесты безошибочно покажут - говорим мы правду или лжем. Если при помощи слов можно обмануть, замаскировать свое истинное отношение, то наше тело не позволит нам лукавить. Это сразу отразится в жестах и мимике. Важное значение имеет интонация голоса, жесты рук, движение глаз, походка, поза человека.

По сфере применения можно выделить:

Бытовое, повседневное общение - правила повседневного общения достаточно условны. Главными здесь являются общепринятые нормы вежливости. Повседневная разговорная речь отличается своей экономичностью. Для передачи мысли требуется меньше слов, по сравнению с письменной речью. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску некоторых из них, при этом наши слова дополняются языком жестов, что дает дополнительную информацию для собеседника. Именно эти особенности отличают живую разговорную речь от литературного языка. В повседневной речи отражается уровень образования человека, его воспитанность. Чем более развит человек, более образован, тем ярче и образнее его разговорная речь.

Деловое общение - оно более официально, чем повседневное общение. Форма общения определяется чаще всего функционально-ролевыми отношениями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к частому применению приказов, просьб и разрешений. В то же время общение сотрудников не подчиненных друг другу предполагает частое использование таких форм, как беседа, дискуссия, вопрос, рассуждение, совет. В деловом общении существуют строгие правила, этикет, нарушение которого может повредить работе, карьере, испортить отношения с коллегами, начальством, подчиненными.

Владеть техникой эффективного общения должен каждый. Это необходимое условие не только успешной трудовой деятельности, но и всей нашей жизни. Овладение навыками общения позволит избежать многих недоразумений и конфликтов, поможет найти новых друзей, убедить окружающих, одержать победу в споре. Но для того, чтобы научиться общаться, надо много работать над собой, не бояться признавать свои ошибки, пытаться их исправить, наблюдать, как общаются окружающие.

 

Человек: индивид и личность

 

Мы неоднократно в предыдущих лекциях использовали два понятия, близких по своему значению: "индивид" и "личность". В психологии и других науках, объектом изучения которых является человек, эти понятия имеют разный смысл.

Человек вышел из живой природы и создал свою сферу обитания - общество. Эти два обстоятельства накладывают отпечаток и на саму сущность человека. Он является биосоциальным существом. В человеческой природе биологическое сочетается с социальным.

Человек как представитель животного мира, как отдельная особь биологического вида называется "индивидом". Индивиду присущи такие качества, как внешность, физиология, состояние здоровья, возраст, темперамент, способности. Эти качества даются нам от природы и присущи человеку с самого рождения.

Общество накладывает свой отпечаток, формирует у человека качества, позволяющие ему жить в социуме - характер, привычки, ценностные установки, наклонности.

Личность - это совокупность социально-значимых качеств человека, мера освоения им общественных ценностей, норм и правил поведения.

Рождаясь индивидом, в течение жизни человек становится личностью. Процесс формирования и развития личности в науке получил название "социализации". Сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям того общества, в котором он родился и живет.

Социализация - это непрерывный процесс усвоения человеком социальных ценностей и норм, приобщение человека к материальной, духовной, интеллектуальной культуре общества.

Социализация - это непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Сначала человек учится жить в обществе, а потом приспосабливается к происходящим изменениям. Известный социальный психолог Г.М. Андреева выделяла следующие этапы социализации:

Первичная (дотрудовая) социализация - начинается с рождения человека и заканчивается примерно в 18-20 лет. На этапе дотрудовой социализации происходит формирование личности. Критерием окончания этапа дотрудовой социализации является получение молодым человеком образования и профессии и начало трудовой деятельности. Первичная социализация представляет собой процесс обучения человека основным правилам поведения. В детстве человек учится держать ложку, проситься на горшок, говорить "спасибо", "здравствуй", "до свиданья", "пожалуйста". Взрослые объясняют маленькому человечку, что такое хорошо, и что такое плохо. Ребенок приобретает первые навыки общения, труда, его способности начинают развиваться. Основным содержанием первичной социализации является воспитание, полученное в семье, детском саду, школе. Позже, научившись обслуживать себя, приобретя первичные навыки жизни в обществе, человек начинает получать образование, а затем и профессию.

Вторичная социализация - это процесс адаптации уже сложившейся личности к изменяющимся условиям социальной среды. Изменяется общество - появляются новая техника и технологии, сменяются правительства, изменяются ценности. Но с другой стороны меняется сам человек - взрослеет, стареет, теряет здоровье, приобретает новую профессию, под влиянием внешних обстоятельств изменяются взгляды человека на жизнь. Это вынуждает личность менять стиль поведения, образ жизни, приобретать новые знания и навыки, воспитывать в себе необходимые качества характера. Вторичная социализация делится на два периода:

Трудовая социализация - это период трудовой активности личности. На этом этапе человек приспосабливается к трудовому коллективу, под влиянием которого у него вырабатывается определенное отношение к работе, карьере. Человеку, чтобы соответствовать требованиям времени, необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, квалификацию, а может быть и менять профессию. На это время приходится самая активная часть жизни. На этапе трудовой социализации человек обзаводится семьей и детьми. Он сам становится воспитателем. Если до этого человек "впитывает" в себя чужой опыт, а теперь передает свой накопленный опыт другим. Личности приходится осваивать новые социальные роли - супруга, родителя, коллеги.

Послетрудовая социализация - начинается тогда, когда человек оставляет работу и выходит на пенсию. Это очень сложный этап в жизни личности. Лучшее время позади, жизнь почти прожита, здоровье все хуже, на работе все труднее соперничать с молодыми и активными коллегами, "держать марку". Многие пенсионеры с прекращением трудовой деятельности испытывают сильную депрессию, начинают болеть, теряют смысл в жизни. Поэтому послетрудовая социализация не менее важна в жизни человека, чем дотрудовая. Человеку нужно привыкнуть к тому, что у него появилось много свободного времени - дети выросли и живут своей жизнью, не надо с утра пораньше бежать на работу, можно заняться собой, почитать любимую книгу, отправиться в путешествие, завести хобби. Многие пенсионеры находят новый смысл жизни в воспитании внуков, кто-то начинает заниматься цветоводством, огородничеством, в последнее время в средствах массовой информации все чаще встречаются сообщения о студентах, чей возраст давно перевалил за 50 лет. Неважно, чем занимается пенсионер, главное - его душевное состояние. Цель послетрудовой социализации состоит в том, чтобы наполнить смыслом, спокойствием, уверенностью и радостью последний этап жизни человека.

Общество не бросает своих членов один а один с окружающей средой. Приспособиться человеку к обществу помогают так называемые "институты и агенты социализации" - учреждения и отдельные люди, которые являются для человека источниками знаний, норм и ценностей.

На всех этапах социализации большую роль играет семья. Самые первые знания о том, как себя вести в обществе, человек получает от своих родителей. Кроме семьи большую роль играет школа, сверстники, друзья, трудовой коллектив, а также средства массовой информации - газеты, радио, телевидение.

Успешным процесс социализации считается в том случае, если в результате сформировалась социально зрелая личность, раскрывшая свои способности, нашедшая свое место в мире, личность, которая усвоила нормы и правила поведения в обществе и не только знает, но и соблюдает их.


Тема 10. "Национальные отношения"

 


Нация: понятие и признаки

 

Особое место в системе общественных отношений занимают отношения национальные. Их название связано с нациями - наиболее зрелой и современной социально-этнической общностью, пришедшей на смену таким общностям как род, племя, народность. Философская энциклопедия дает такое определение нации:

Нация - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями.

Другими словами, нация - это народ, организованный в государство. Однако есть еще один определяющий признак нации - наличие национальной экономической системы (экономические связи внутри одного государства, основанные на разделении труда и отраслевой специализации отдельных районов страны). Первые нации возникли в 17-19 веках в Европе в период зарождения товарно-денежных отношений и складывания товарного производства.

Нация обладает рядом признаков:

Этническая общность (культура, язык, образ жизни, быт) - этническая общность своими корнями уходит в род и племя, когда существовала кровнородственная связь между членами общины. С ростом населения и развитию между людьми связей и отношений родовая община сменилась соседской. Главным признаком общности людей стало не родство, а общность территории, в пределах которой складывались связи и отношения, формировалась система ценностей, язык и культура. Кровнородственная связь сменилась этнической общностью как напоминанием о том, что когда-то все представители этого народа были родственниками.

Общая территория - на этой территории складываются хозяйственные и экономические отношения, на всю территорию государства распространяется действие законодательства. Границы территории признаются и уважаются другими государствами, охраняются законом от нарушения.

Развитая экономика - исторически сложившиеся экономические связи и отношения, принятые в данном обществе формы хозяйствования составляют национальную экономическую систему.

Государство - каждый народ может считаться нацией, если он организован в государство, имеет свое правительство, законодательство, систему государственных органов управления, механизм осуществления государственной власти в обществе.

Национальное самосознание - отнесение человеком себя к той или иной национальной общности. Если народ не осознает себя нацией, то несмотря на этническую общность, общую территорию, экономику, наличие государства, он не является нацией в полном смысле этого слова. Например, немцы после поражения во Второй мировой войне перестали считать себя нацией. Они называют себя немецким народом, но не нацией, хотя обладают всеми признаками, присущими данной форме этнической общности. И наоборот, американский народ осознает себя нацией, несмотря на то, что не обладает национальной однородностью. Таким образом, о нации как реально существующем явлении можно говорить только в случае наличия у людей национального самосознания. Если же национальное самосознание отсутствует, то можно говорить об общем этническом происхождении, но не более. О наличии национального самосознания можно судить по следующим признакам:

знание истории своего народа (этническая память),

знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций,

знание языка своего этноса,

чувство национального достоинства и национальной гордости.

Национальное самосознание позволяет чувствовать себя непохожим, отличающимся от других, и в то же время ощущать себя принадлежащим к определенному социальному целому - к этнической группе, к нации. Национальное самосознание способно защитить человека от чувства беззащитности и одиночества перед лицом опасностей современного мира - ядерной угрозы, экологических проблем, новых неведомых болезней.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.