Дивидендная политика (ДП) - совокупность всех финансовых мероприятий, которые входят в состав финансовой политик и акционерного общества, цель которых грамотно распределить прибыль компании. Основная задача ДП – обеспечить стабильный рост стоимости акции общества. Если эта задача выполняется, то общество развивается, что гарантирует получение еще большего количества дивидендов акционерами. Формированием дивидендной политики внутри общества заведует совет директоров и другие сотрудники компании (бухгалтера, экономисты, ведущие менеджеры и т.д.). Именно они определяют вектор дальнейшего развития общества и расставляют акценты на той или иной деятельности. Руководство компании стремится всеми возможными путями поднять стоимость акций на рынке, чтобы больше заработать, также от стоимости акций начисляются и дивиденды.
Дополнительно, руководящий состав должен осуществлять более практические аспекты управления, такие как:
· Действовать в рамках законодательства, то есть не обходить стороной правовые нормы и правила, касающиеся дивидендной политики. Обычно они прописаны в российском законодательстве, а также во внутренних документах самой компании;
· Действовать в рамках развития компания на рынке товаров и услуг. Развитие – это одно из главных условий для современного предприятия. Необходимо проводить дивидендную политику таким образом, чтобы иметь достаточно ресурсов для расширения компании, продвижения своей продукции и повышения объемов производства товаров или услуг;
· Стремиться держать основные экономические и финансовые показатели в норме, более всего это касается показателя ликвидности. Чем больше ликвидных активов на предприятии, тем лучше финансовая политика, а, следовательно, и дивидендная;
· Расширять границы собственного капитала и снижение заемных средств. Такой способ и метод управления обеспечивает компанию необходимыми финансовыми и экономическими возможностями, которые напрямую влияют на эффективность работы и развитие фирмы;
· Проводить политику поддержки акционеров с учетом их заинтересованности. Акционеры – это главные инвесторы для акционерного общества, их потеря означает крах предприятия, чего допустить никак нельзя. Полный учет интересов акционеров или политика компромиссов главная управленческая задача руководства. Таким образом, управление дивидендной политикой важная составляющая всей деятельности фирмы. Грамотное управление приводит компанию к развитию и повышению эффективности работы, а, значит, и к новым возможностям, что особенно важно в условиях современного рынка товаров и услуг. Таким образом, управление дивидендной политикой важная составляющая всей деятельности фирмы. Грамотное управление приводит компанию к развитию и повышению эффективности работы, а, значит, и к новым возможностям, что особенно важно в условиях современного рынка товаров и услуг.
Механизм распределения прибыли для целей выплаты дивидендов. Источниками выплаты дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используемые для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Схему распределения прибыли отчетного периода, упрощенно, можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а оставшаяся часть прибыли реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций. Основные этапы формирования ДП: 1. Учет основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики; 2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества; 3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики; 4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию; 5. Определение форм выплат дивидендов; 6. Оценка эффективности дивидендной политики.
42. Рынок слияний и поглощений. Эмпирические особенности российского рынка M&A
Слияния и поглощения — класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании. Слияние — это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица.
Слияние форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают своё существование в качестве автономных юридических лиц и налогоплательщиков. Компания, образованная путём слияния, берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний, принявших участие в слиянии.
Слияние активов — объединение компаний, при котором:
- собственники компаний передают исключительные права контроля над своими компаниями создаваемой компании в качестве вклада в уставный капитал;
- деятельность и организационно-правовая форма компаний сохраняются.
Присоединение — объединение компаний, при котором одна из объединяющихся компаний (основная) продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование в качестве юридических лиц. К основной компании переходят все права и обязательства присоединённых компаний.
Поглощение — сделка, совершаемая с целью установления 100% контроля основного общества над хозяйствующим обществом и осуществляемая путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании с последующим присоединением поглощаемой компании к основному обществу.
В зависимости от характера слияния (интеграции) выделяют следующие виды слияния компаний:
горизонтальное слияние компаний — объединение в одну компанию двух и более компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества: увеличение конкурентоспособности и др.;
вертикальное слияние компаний — слияние некоторого количества компаний, одна из которых — поставщик сырья для другой. Преимущества: снижение себестоимости продукции, увеличение рентабельности производства продукции;
родовые (параллельные) слияния компаний — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, объединение фирмы, производящей компьютеры, с фирмой, производящей комплектующие для компьютеров. Преимущества: концентрация технологического процесса производства внутри одной компании, возможность оптимизации издержек производства, увеличение рентабельности новой компании (по сравнению суммой рентабельностей компаний, участвовавших в слиянии);
· конгломератные (круговые) слияния компаний — объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями. Слияние такого типа — слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Выгода от такого слияния не очевидна и зависит от конкретной ситуации;
· реорганизация компаний — объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса. Выгода от такого слияния также зависит от конкретной ситуации.
Особенности российского рынка M&A
Несмотря на все многообразие типов и форм сделок M&A, в российском законодательстве законодательных актах существует только понятие «слияние», которое рассматривается не отдельно, а вместе с присоединением, разделением, выделением и преобразованием, частью является одной из форм реорганизации юридических лиц.
Основной законодательной базой, регулирующей сделки слияний и поглощений, является Гражданский кодекс Российской Федерации, который дополняется федеральными законами «Об акционерных обществах», а также «O государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «O защите конкуренции».
Российский рынок M&A находится только еще в стадии своего развития. Сделки M&A в основном происходят не публично, и компании редко привлекают профессиональных консультантов (инвестабанкиров), чтобы не платить за их услуги.
Рынок слияний и поглощений в России также характеризуется существенной ролью государства, которое все активнее принимает участие в формировании новых холдингов и конгломератов, особенно в финансовом и нефтегазовом секторах.
Кроме того, все больше растет доля участия в заключении сделок M&A инвесторов из Азии и Ближнего Востока, особенно в телекоме.
Еще одной тенденцией последних лет и даже месяцев является формирование со стороны ЦБ потенциального предложения для игроков M&A рынка посредством санации банков через созданную Банком России структуру – ФКБС. Санируемые банки становятся объектами потенциальных поглощений со стороны крупных игроков и конкурентов.
В среднесрочной перспективе это может привести к увеличению числа M&A сделок в финансовом секторе и доходов инвестбанков за счет роста объема рынка и их комиссий за консультационные услуги.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 331.