Вопрос 14. Земельный сервитут
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Земельный сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут может быть установлен, если не имеется иной возможности обеспечения потребностей заинтересованного. Согласно ранее действовавшей редакции Земельного кодекса РФ сервитуты были разделены на два вида: публичным и частным. Новой редакцией ст. 23 Земельного кодекса РФ отменено понятие «частного» сервитута.

По общему правилу правое регулирование установления земельного сервитута осуществляется гражданским законодательством. Статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. То есть перечень этих оснований не является исчерпывающим.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Из общего понятия «земельный сервитут» выделяется особый вид земельного сервитута – публичный сервитут. Его установление подчинено требованиям земельного законодательства. Так, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Статья 23 устанавливается исчерпывающий перечень оснований для установления сервитута (например, для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры и др. (всего десять оснований). Сервитут может быть срочным или постоянным. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

 

Установление публичного и частного сервитута подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре).

Дата: 2019-07-31, просмотров: 285.