Вопрос 3. Источники земельного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под источниками земельного права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Все источники земельного права условно можно разделить на следующие группы:

1. Конституция Российской Федерации – главный источник земельного права. В Основном законе сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений. Так, в ст. 9 закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма-принцип является основополагающей для всего земельного права. То есть Конституция выделяет особый объект – землю, таким образом давая законодателю установку на закрепление в нормативных актах особых правил для ее использования и охраны. Пункт 2 ст. 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю. Отмечается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах. Статья 36 Конституции определяет, что собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, Конституция определила главное направление земельного законодательства – природоохранное, таким образом закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».

Немаловажное значение для земельного права имеет ст. 72 Конституции РФ, закрепляющая, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1), а также само земельное законодательство (п. «к» ч. 1) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

 

Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории. Данное положение является очень позитивным, так как земельные отношения по своей природе неразрывно связаны с местностью, на которой расположены земельные участки.

2. Вторая группа источников земельного права – федеральные законы, основным из которых является Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. Принятие Земельного кодекса РФ – важнейшее достижение земельной реформы. Именно после его принятия земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным. Само принятие Земельного кодекса далось законодателю не легко (он был принят лишь спустя более десятка лет с начала проведения земельной реформы). Такая ситуация сложилась из-за ряда причин, в том числе сложности земельного вопроса, вызывающего бурный общественный резонанс. В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:

Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральный закон от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10.01.1996 «О мелиорации земель»;

Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие.

Источниками земельного права можно также считать следующие федеральные законы, имеющие иной предмет правового регулирования, но тем не менее касающиеся земельных отношений:

Федеральный закон от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 и другие.

3. Наиболее многочисленная группа источников земельного права – это подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти: Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты (Приказы, Инструкции Министерств). Они направлены на реализацию положений законов.

4. Самую обширную группу источников земельного права составляет земельное законодательство субъектов Российской Федерации. Сегодня субъекты Российской Федерации активно формируют собственную законодательную базу, регулирующую земельные отношения, а в некоторых случаях федеральные законы обязывают субъектов регулировать те или иные вопросы и таких вопросов немало.

Однако важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. По правилам законотворческой техники законодательство субъектов РФ также не должно повторять нормы федеральных законов, а регулировать лишь те отношения, которые являются специфическими для их региона.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 256.