Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, система земельного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, система земельного права

 

Земельное право – это система норм, регулирующих земельные отношения. Таким образом, предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Земельные отношения возникают по поводу очень специфического объекта – земли. Земля – это базис любой жизнедеятельности, особый стратегический ресурс государства. Именно поэтому нельзя отождествлять данный объект с другими вещами, а необходимо его выделение из всех существующих объектов правоотношений, закрепление специальных правил по его использованию и охране. Этому и способствует «Земельное право России».

Земельное право обладает собственными методами правового регулирования. Для земельного права характерны два основных метода.

Императивный метод, устанавливающий обязательные для исполнения предписания и не оставляющий субъектам возможности выбора поведения (например, положения, устанавливающие правило о целевом использовании земли);

Диспозитивный метод, представляющий участникам экологических отношений самим выбирать возможность поведения в рамках закона (например, отношения по распоряжению, принадлежащим собственнику земельным участком).

Система земельного права. Учебный курс «Земельное право» состоит из двух частей: Общей и Особенной. Структура учебной дисциплины обусловлена структурой главного источника земельного права – Земельного кодекса РФ. В Общей части изучаются такие институты земельного права, как предмет, метод, принципы, нормы, источники земельного права, право собственности и иные вещные права на землю, сделки с землей, управление земельными отношениями, охрана земли, ответственность за совершение земельного правонарушения и другие.

 

В Особенной части изучается правовой режим использования и охраны отдельных категорий земельных участков: земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и других.

 

Вопрос 6. Право собственности на землю

Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Пользование – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Распоряжение – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещь.

 

Дарение.

 

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) земельный участок в собственность, а одаряемый обязуется принять дар.

 

Особенности заключения такого договора также вытекают из природоохранных норм земельного законодательства (это и требования о кадастровом учете, и требования к минимальным и максимальным размерам земельных участков и др.)

Данная сделка может заключаться лишь на вторичном земельном рынке и, как правило, лишь между гражданами. На первичном рынке заключение подобного рода договора невозможно. Так, нельзя рассматривать как дарение решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка в собственность на безвозмездной основе. Несмотря на одни и те же последствия данных актов, их природа различна, следовательно, их нельзя отождествлять.

На дарение земельных участков распространяются также запреты, установленные ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, (запрещено дарение от имени малолетних, между коммерческими организациями и др.).

 

Залог.

Земельный участок является недвижимым имуществом, следовательно, его залог регулируется ФЗ от 16.07.1998 «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона: по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Глава ХI указанного Федерального закона регулирует особенности ипотеки земельных участков. Так, если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка.

Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Если договором об ипотеке не предусмотрено иное, при ипотеке земельного участка право залога распространяется также на находящиеся или строящиеся на земельном участке здание или сооружение залогодателя.

Не допускается ипотека земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными правовыми актами.

 

Указанным Федеральным законом установлен также ряд других особенностей.

 

Мена.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Так земельный участок может меняться на другой земельный участок или на иное имущество. Главное отличие договора мены от договора купли-продажи заключается в том, что земельный участок передается в обмен на иную вещь, а не на деньги. В остальном эти два вида обязательств схожи.

В рамках законодательных изменений земельного законодательства стал активно развиваться институт мены земельных участков. Так, в Земельном кодексе РФ появилась специальная глава V.2. «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности», которая конкретизирует положения, связанные с процессом совершения данной сделки.

В ст. 39.21 Земельного кодекса РФ установлено, что обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:

1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;

2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен для размещения общественно значимых объектов.

 

Наследование.

 

Наследование – это односторонняя сделка. Правовое регулирование наследования земельных участков осуществляется ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.11.2001. В Российской Федерации наследство может открываться как по завещанию, так и по закону. Приоритет отдается завещанию как документу наиболее очевидным образом излагающему волю умершего. Наследники по закону вступают в наследство, если не имеется наследников по завещанию.

Наследниками по закону могут быть граждане и государство (например, вымороченное имущество переходит к собственности Российской Федерации). Круг наследников по завещанию значительно шире. Ими могут быть граждане, юридические лица, государство и муниципальные образования.

 

Вопрос 29. Землеустройство

 

Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Федерального закона от 18.06.2001 «О землеустройстве», в ст. 1 которого определено, что землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустройство бывает двух видов:

 

1. Территориальное. Проводится в отношении земель, а не земельных участков, например, при определении границ территориальных образований, охранных зон при запуске линейных объектов и др.

2. Внутрихозяйственное землеустройство – это планирование и организация наиболее рационального использования земель и их охраны. Проводится внутрихозяйственное землеустройство в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Составляется проект землеустройства, в котором отражается весь комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование этих земель. То есть проект землеустройства – это, по сути, план эксплуатации земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственное землеустройство должно осуществляться с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения. Землеустройство является одной из важнейших форм регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения.

За проведением землеустройства осуществляется государственный контроль на основании Постановления Правительства РФ от 26.04.2002 № 273 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства».

 

Вопрос 32. Плата за землю

 

Платность использования земли – это один из главных принципов земельного права. Любое использование земли является платным. Платность землепользования преследует несколько целей. Такими целями является стимулирование землепользователей к рациональному использованию тех земельных участков, за которые они платят, к повышению эффективности их природоохранительной деятельности, а также пополнение соответствующего бюджета земельными платежами.

Законодательством предусмотрены две формы платы за землю:

1. Земельный налог. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Земельным налогом не облагаются земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; водными объектами в составе водного фонда, земельные участки из состава земель лесного фонда.

Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Частью 5 ст. 391 Налогового кодекса установлены льготы по уплате земельного налога для некоторых категорий граждан-налогоплательщиков (Героев, инвалидов и других). В ст. 395 Налогового кодекса перечислены налогоплательщики-организации, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога (религиозные организации и др.)

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента кадастровой стоимости за квадратный метр земельного участка в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

 

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Земельный налог является местным налогом, то есть засчитывается в бюджет соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления также могут устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога на своей территории.

 

Арендная плата.

 

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка. Размер и порядок взимания арендной платы зависят от того, в какой форме собственности находится земельный участок. Если земельный участок находится в частной собственности, то размер и порядок уплаты арендной платы согласуются сторонами и закрепляются в договоре аренды.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то действуют особые правила определения арендной платы. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», среди которых названы:

принцип экономической обоснованности,

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы,

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы,

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и другие.

В соответствии со ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может определяться двумя способами:

1. Если земельный участок предоставляется в аренду по результатам земельного аукциона, то размер ежегодной арендной платы определяется по итогам этого аукциона.

2. Если договор аренды земельного участка заключается в «заявительном порядке», то размер арендной платы устанавливается собственником земельного участка в соответствующих нормативных правовых актах. Если государственная собственность на землю не разграничена, то размер арендной платы устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Также определяются случаи, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может превышать размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (например, с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков и др.).

 

 

Вопрос 33. Оценка земли

 

Оценка земли – это деятельность уполномоченных лиц по определению стоимости земельного участка. Выделяют следующие виды стоимости земли:

1. Рыночная стоимость. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется для ряда случаев:

– в случае совершения возмездных сделок с земельными участками;

– в иных случаях, когда необходимо определить рыночную стоимость земельного участка (например, для разрешения спора в суде).

Если земельный участок находится в частной собственности, то в случае совершения большинства сделок с ним (кроме ипотеки) собственник самостоятельно определяет его рыночную стоимость, руководствуясь определенными экономическими показателями спроса и предложения.

Если же земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и в соответствии с законом требуется определение его рыночной стоимости (например, для определения начальной цены при проведении земельного аукциона) либо же требуется официальная рыночная оценка земельного участка, то в этих случаях ее осуществляет независимый оценщик – лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Существуют определенные методики расчета рыночной стоимости земельного участка, которые оценщик может использовать для своей работы.

2. Кадастровая стоимость земельных участков.

Кадастровая оценка земель осуществляется для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Для кадастровой оценки земель каждой категории разработаны специальные методические рекомендации.

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальными органами.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду разрешенного использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Вопрос 40. Земельные споры

 

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются судом. Таким образом, Земельный кодекс РФ сузил понятие земельного спора, определив, что не все конфликтные ситуации между участниками земельных отношений являются в юридическом смысле земельными спорами, а лишь те, которые доходят до суда, рассматриваются именно этим государственным органом.

Поэтому основными элементами земельного спора можно считать: субъектов спора (их не может быть менее двух), предмет спора: земельные отношения; рассмотрение спора судом. Таким образом, земельный спор имеет место при совокупном наличии всех этих элементов.

Земельные споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По субъектам:

– споры межу гражданами и юридическими лицами;

– споры между гражданами, юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти или местного самоуправления с другой стороны;

 

– споры между органами государственной власти с одной стороны и органами местного самоуправления с другой.

2. По предмету спора:

– споры о границах земельного участка;

– споры о праве на земельный участок;

– споры, вытекающие из сделок с земельными участками;

– споры об оспаривании решения органа власти (например, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, постановке земельного участка на кадастровый учет, решения о привлечении к ответственности за земельные правонарушения, о переводе земель из одной категории в другую, об изъятии земельного участка и другие);

– споры об оспаривании оценки земель;

– другие.

 

Вопрос 43. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

 

Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с землепользованием и охраной земельных ресурсов. Правонарушение может, к примеру, состоять в неисполнении должностным лицом предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования, повлекших загрязнение земель. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень земельных дисциплинарных проступков отсутствует. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительно органа работников.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности – административной, уголовной, гражданской.

 

Вопрос 57. Земли транспорта

 

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Таким образом, данная подкатегория также является составной, в нее входят также подкатегории в зависимости от вида транспорта.

Земли железнодорожного транспорта. На них размещаются железнодорожные пути, строения, здания, сооружения, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; а также полосы отвода и охранные зоны железных дорог.

Порядок установления, использования и размеры полос отвода и охранных зон железных дорог определяются Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Правительством Российской Федерации.

Земли автомобильного транспорта. На них размещаются автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, стационарные посты органов внутренних дел; устанавливаются полосы отвода автомобильных дорог.

 

Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в частности Указом Президента РФ от 27.06.1998 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего использования», Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420.

Земли морского и внутреннего водного транспорта. На них размещаются искусственно созданные внутренние водные пути, морские и речные порты, причалы, пристани, гидротехнические сооружения, другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта. Выделяется береговая полоса. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Земли воздушного транспорта. Выделяются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. Могут предоставляться для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта. Правовой режим земельных участков для воздушного транспорта определен также Воздушным кодексом РФ.

Земли трубопроводного транспорта. Предназначены для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Вопрос 65. Земли запаса

 

В соответствии со ст. 103 Земельного кодекса к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

В состав земель запаса должны в большей степени входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно. Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления. В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, то есть временного изъятия из оборота.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

 

 

Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, система земельного права

 

Земельное право – это система норм, регулирующих земельные отношения. Таким образом, предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Земельные отношения возникают по поводу очень специфического объекта – земли. Земля – это базис любой жизнедеятельности, особый стратегический ресурс государства. Именно поэтому нельзя отождествлять данный объект с другими вещами, а необходимо его выделение из всех существующих объектов правоотношений, закрепление специальных правил по его использованию и охране. Этому и способствует «Земельное право России».

Земельное право обладает собственными методами правового регулирования. Для земельного права характерны два основных метода.

Императивный метод, устанавливающий обязательные для исполнения предписания и не оставляющий субъектам возможности выбора поведения (например, положения, устанавливающие правило о целевом использовании земли);

Диспозитивный метод, представляющий участникам экологических отношений самим выбирать возможность поведения в рамках закона (например, отношения по распоряжению, принадлежащим собственнику земельным участком).

Система земельного права. Учебный курс «Земельное право» состоит из двух частей: Общей и Особенной. Структура учебной дисциплины обусловлена структурой главного источника земельного права – Земельного кодекса РФ. В Общей части изучаются такие институты земельного права, как предмет, метод, принципы, нормы, источники земельного права, право собственности и иные вещные права на землю, сделки с землей, управление земельными отношениями, охрана земли, ответственность за совершение земельного правонарушения и другие.

 

В Особенной части изучается правовой режим использования и охраны отдельных категорий земельных участков: земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и других.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 222.