Тема 11. Инновации и инновационная деятельность предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновация (нововведение) – это новшество в виде созданной продукции, материала, технологии, оборудования, организации производства и управления и т.д. в первые внедренное в производство.

В основе возникновения инноваций лежит научно-технический прогресс, который определяет количественные и качественные изменения в общественном производстве в целом и на отдельном предприятии в частности.

По содержанию инновации делятся на:

- производственные, включающие новые виды оборудования, сырья, материалов, технологии производства и т.д.;

- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок и т.д.;

- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия управленческих решений на качественно новом уровне;

- социальные, охватывающие изменения условий труда, быта, экологии и т.д.

 

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

1. Выявление проблем предприятия;

2. Осуществление инновационного процесса;

3. Организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.

Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

 

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. Можно сказать, что инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество "вызревает" от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К ним относятся:

1. Инициация инновации;

2. Маркетинг инновации;

3. Выпуск (производство) инновации;

4. Реализация инновации;

5. Продвижение инновации;

6. Оценка экономической эффективности инновации;

7. Диффузия (распространение) инновации.

 

Инновационный проект – это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Методы:

1. Прямые: банковский кредит; средства от продажи (аренды) активов; доходы от продажи лицензий, патентов; собственные средства (прибыль, амортизация); форфейтинг; средства от эмиссии ценных бумаг и пр.

2. Косвенные: покупка в рассрочку (получение в лизинг) оборудования; приобретение лицензии с оплатой в форме «роялти»; приобретение потребных трудовых ресурсов и привлечение в проект в виде знаний, «ноу-хау».

Критерии:

1. Финансовые (стоимость; чистая текущ, стоим (NPV);

2. Научно –технические (новизна, патентная чистота, вероятность реализации),

3. Коммерческий успех (соответствие потребностям, емкость и доля рынка, стартовый капитал, вероятность ком, успеха),

4. Производственные (материалоемкость, экономичность, энергоемкость),

5. Реализуемость (риски),

6. Соответствие экон, развитию рынка (кол-во нов раб мест, воздействие на экологию)

 

Научно-технологический парк (технопарк) – субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого являются содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности.

Инновационный центр — это организация (хозяйствующий субъект, предприятие, подразделение чего-либо и т.п.), имеющая организационно-правовое оформление в виде юридического лица или без такового, деятельность которого является исключительно инновационной деятельностью.

Бизнес-инкубатор — объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, инновационных (венчурных) фирм, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических, маркетинговых и прочих услуг.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 201.