Задача экономических изысканий – сбор, обработка, систематизация и анализ исходных данных для обоснования развития транспортных сооружений, установления целесообразности, очередности строительства транспортных сооружений. Для разработки ТЭО проводятся предпроектные изыскания. Для обоснования строительства объектов проводятся экономические изыскания технико-экономических характеристик проекта.
Экономические изыскания включают сбор данных и обработку материалов. Они проводятся в соответствии с инструкцией. Формируется комплексная группа из экономистов, строителей, геологов под руководством главного инженера проекта. ТЭО разрабатывается 1 – 1,5 года. Разработка ТЭО включает этапы: подготовительный, полевой, камеральный. Полевой проводится в районе размещения транспортного сооружения. В подготовительный период знакомятся с районом размещения объекта по картам, литературным источникам, работам проектных институтов. В полевой период уточняют район тяготения (обслуживания сооружения), природные условия, обеспеченность материалами.
Для оценки работы автотранспортных предприятий исследуют транспортно-экономические связи. Материалы обследований согласовывают с плановыми органами муниципальной администрации. В камеральный период разрабатывают ведомость транспортных связей и объемов перевозок по проектируемым транспортным сооружениям.
Собранные сведения должны быть достаточными для оценки эффективности капитальных вложений в строительство объектов, оценки затрат, потерь и результатов. Применяется ЭВМ для оценки транспортных связей, грузонапряженности, интенсивности движения, учета движения (по опросу). Анализируются существующая интенсивность движения и ежегодные изменения. От этого зависит выбор конструктивных решений. Интенсивность движения определяется в обоих направлениях. Среднегодовая суточная интенсивность движения рассчитывается по типам автомобилей на текущий момент и перспективу. В расчете среднегодовой интенсивности движения учитывают состав и структуру видов транспорта, грузонапряженность транспорта, число дней работы объекта в году и ряд коэффициентов (пробега, использования грузоподъемности и другие). Для оценки перспективной интенсивности движения используются методы экстраполяции рядов интенсивности движения, многофакторный анализ показателей и др.
Оценка и выбор вариантов конструктивных решений транспортных сооружений
Выбор вариантов конструктивных решений транспортных сооружений в случае сопоставимости потребительского уровня качества объектов осуществляется по критерию минимальных совокупных затрат:
Зic = Ci + ECiэ; Зic min, (5.1)
где Ci – сметная стоимость работ для конструктивных решений
для i-го варианта решения (на основе сметных расчетов);
Ciэ – эксплуатационные затраты по ремонту и содержанию
конструкций (по нормативам эксплуатации конструкций);
Е – норма рентабельности капитала.
В случае применения конструктивных решений долговременного использования с большей производительностью средств (пропускной способностью сооружений) рекомендуется формула оценки экономической эффективности проектных решений:
Э = З1 φ + Эn – З2, (5.2)
где: З1, З2 – совокупные затраты для вариантов конструкций нововведения,
базисного;
– коэффициент увеличения производительности
(или пропускной способности) для варианта нововведения;
φ – коэффициент увеличения долговечности варианта
нововведения
, (5.3)
где: ρ1, ρ2 – нормы реновации для конструкций в зависимости от
срока службы;
Эn – экономический эффект у потребителя от использования
конструкций варианта нововведения.
Сметная стоимость конструкций включает затраты:
C = , (5.4)
где – затраты на изготовление и доставку j-х конструкций;
– затраты на СМР, исключая затраты на изготовление и доставку конструкций.
; (5.5)
, (5.6)
где – текущие издержки на изготовление j-х конструкций без
учета амортизации основных фондов;
– текущие издержки на выполнение СМР, исключая затраты на
изготовление и доставку j-х конструкций, а также
амортизацию основных фондов;
– нормы реновации j-х основных фондов, задействованных
при изготовлении конструкций, и φ-х основных фондов,
задействованных при производстве СМР (устройстве j-х
конструкций);
– балансовая стоимость j-х основных фондов и их
ликвидационная стоимость;
– балансовая и ликвидационная стоимость φ-х основных фондов;
– время задействования j-х основных фондов на объекте и по
балансу годового времени использования;
– время задействования φ-х основных фондов на объекте и
по балансу годового времени использования.
Эксплуатационные затраты по ремонту и содержанию конструкций определяются:
(5.7)
где – затраты на ремонт конструкций в t-й год;
– затраты на содержание конструкций в t-й год.
аt – коэффициент учета разновременных затрат
аt = 1/ (1+ Е ) t. (5.8)
При оценке и выборе проектных решений анализируется совокупность стоимостных и натуральных показателей эффективности проектных решений. Решающее значение в анализе имеют стоимостные показатели.
Все технико-экономические показатели проекта сооружения делятся на общие и частные, основные экономические и удельные ресурсные. К основным экономическим показателям относятся: сметная стоимость СМР, удельные капитальные вложения в производственные фонды, структура сметной стоимости СМР, сопряженные капитальные вложения в промышленность строительных материалов, затраты по освоению территории. Общими эксплуатационными показателями проекта являются годовой выпуск продукции по основной номенклатуре (годовой объем услуг по перевозкам грузов), себестоимость всей продукции (услуг), затраты на 1 руб. продукции (услуг), прибыль годовая. Рассчитываются совокупные затраты на 1 м3 конструкций.
К удельным ресурсным показателям относятся: расход стали, цемента, бетона, трудозатраты на единицу измерения конструкций, их сравнение с аналогами и нормативами. Рассчитываются коэффициент сборности, число типоразмеров железобетонных конструкций.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 235.