Концепция хозяйственного механизма перехода участников инвестиционно-строительной сферы страны к рынку включает следующие основные категории, принципы и модели экономических отношений.
Инвестиционно-строительная сфера – система предприятий и организаций по реализации инвестиций, выполняющая в общественном производстве функцию создания недвижимых основных фондов, необходимых и достаточных для деятельности предприятий всех отраслей экономики страны. Инвестиции в данном случае рассматриваются как форма капиталообразующих инвестиций, осуществляемых в воспроизводство основных фондов. Поэтому объектами деятельности в инвестиционно-строительной сфере являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях и сферах экономики.
Субъекты (инвесторы и участники) инвестиционно-строительной сферы – это отечественные и зарубежные юридические лица и граждане, имеющие право на участие в ней в качестве собственников (распорядителей) инвестиций или исполнителей заказов. Инвесторы являются субъектами инвестиционной деятельности, принимающими решения о вложении собственных и заёмных имущественных и интеллектуальных ценностей. Инвесторы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции других участников инвестиционно-строительной сферы.
К участникам инвестиционно-строительной сферы относятся заказчики, подрядчики, поставщики, банки, страховые общества, проектировщики, посредники, научно-консультационные фирмы, иностранные организации, которые по законодательству своей страны имеют право вести предпринимательскую деятельность.
Рыночные (товарные) отношения в инвестиционно-строительной сфере представляют собой отношения субъектов по поводу производства и реализации товара этой сферы. Особенность рыночных отношений в инвестиционно-строительной сфере заключается в том, что они, в отличие от промышленности, возникают, как правило, задолго до того, как продукция строительства приобретает конечную товарную форму.
Товар инвестиционно-строительной сферы – это полностью завершённые строительством и подготовленные к производственному функционированию и оказанию услуг предприятия, здания, сооружения и объекты социального назначения. Продукция, являющаяся промежуточным и относительно самостоятельным результатом отдельных технологических этапов процесса производства конечного товара инвестиционно-строительной сферы (работы и услуги разного вида и назначения (ПИР, СМР, транспортировка и т. д.)) – также может быть отнесена к товару инвестиционно-строительной сферы. В отличие от продукции промышленности, товар инвестиционно-строительной сферы, как правило, не выступает на рынке в поиске обезличенного покупателя, а создаётся по заказу в соответствии с заранее определённой моделью (проектом) и в заданном месте, будучи ориентированным на определённого заказчика.
Основной принцип хозяйственного механизма в инвестиционно-строительной сфере в условиях рыночных отношений – экономическая самостоятельность, независимость (суверенитет) предприятия в рамках государственного регулирования. Этим обеспечивается хозяйственная свобода и правовая защита деятельности предприятия с целью максимального удовлетворения потребительского спроса.
Принцип экономического суверенитета предприятия реализуется через:
· полную самостоятельность – подрядчик (подрядная строительная организация) самостоятельно формирует производственную программу, разрабатывает и утверждает все технико-экономические показатели своей деятельности;
· приоритет договора – подрядчик (подрядная строительная организация) самостоятельно заключает договоры, соглашения о намерениях как с заказчиком, так и с поставщиками ресурсов, банками, проектными организациями, а также по собственной деятельности в составе агрегированных структур;
· договорные цены - подрядчик (подрядная строительная организация) разрабатывает калькуляцию издержек, предусмотренных договором конечной продукции; калькуляция является коммерческой тайной подрядной строительной организации и не подлежит утверждению или экспертизе внешних организаций. Исходя из реальных, ожидаемых (прогнозируемых) издержек производства и с учётом желательной нормы прибыли и рыночной конъюнктуры, подрядчик предлагает рассчитанную им цену заказчику, которая, будучи им принята, не может быть никем изменена без согласия договаривающихся сторон. В случае неприемлемости для заказчика предложенной цены он вправе назвать свою цену (инвесторская смета), объявить конкурс (тендер), выбрать другого подрядчика;
· самостоятельное ценообразование – подрядчик собственными силами (или при помощи кого-либо) разрабатывает для себя различные нормативы ценообразования на свою продукцию с учётом региональной и технологической специфики, а также рыночной конъюнктуры;
· свободный выбор организационной и правовой формы участников инвестиционно-строительной сферы – предприятие участвует в создании и деятельности организационно-управленческих структур, а также в совместных предприятиях с зарубежными партнёрами.
Государственное регулирование рыночных отношений в инвестиционно-строительной сфере включает: правовое обеспечение интересов потребителя, налогообложение, финансово-кредитную политику, лицензирование, нормирование, стандартизацию, экологический и санитарный контроль, антимонопольные меры и др. Для достижения результата субъекты инвестиционно-строительной сферы вступают в договорные отношения, закреплённые договором, т.е. соглашением двух и более сторон, направленным на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 263.