В строительстве транспортных сооружений и их эксплуатации отсутствуют показатели доходов и прибыли от реализации продукции, поэтому оценка экономической эффективности капитальных вложений осуществляется как сравнительная в сопоставлении с условиями при отсутствии проекта. Расчет ведется по формуле:
, (5.14)
где ∆ Сt – изменение текущих затрат в сферах эксплуатации транспортных сооружений в t-й год расчетного периода (в сравнении с условиями при отсутствии проекта);
∆ Kt – изменение единовременных (капитальных) затрат при
строительстве сооружений и в сопряженных сферах
материально-технической базы автотранспорта.
К текущим затратам относятся затраты по перевозкам грузов – Спер, затраты по перевозкам населения – В, потери от ДТП (дорожно-транспортных происшествий) и др. Затраты определяются для условий реализации проекта и при его отсутствии. Текущие затраты по перевозкам грузов определяются по формуле:
. (5.15)
Текущие затраты по перевозкам людей (населения) определяются по формуле:
, (5.16)
где L – длина транспортного сооружения;
Ni – интенсивность движения авт/сут для i-го вида транспорта;
φпер– переменная составляющая себестоимости перевозок для i-го вида транспорта;
φпост – постоянные расходы в себестоимости перевозок для i-го
вида транспорта;
αду – коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий;
di – часовые тарифные ставки водителей i-го вида транспорта;
VTi – техническая скорость i-го вида транспорта;
Спасс – потери народного хозяйства за 1 час пребывания пассажира
в пути;
Tпл – время потерь на простой за один рейс i-го вида транспорта;
Ri – среднее количество пассажиров в одной автотранспортной
единице i-го вида.
Параметры определяются по справочным таблицам.
Общественно-экономические потери от ДТП – Пдтп связаны с травмами людей и ущербом в перевозке грузов. Пдтп определяются по данным экспертов:
Пдтп = Njдтп х Нj , (5.17)
где Njдтп – количество ДТП j-й степени ответственности (тяжёлый травматизм, лёгкие травмы и т. д.);
Нj – норматив общественно-экономические потерь.
Капитальные вложения в строительство объекта определяются по смете с расчетом сметной стоимости объекта или по нормативам удельных капитальных вложений.
Капитальные вложения в капитальный, средний ремонт определяются по нормативам в процентах от сметной стоимости объекта.
Капитальные вложения в автотранспорт и автотранспортные предприятия определяются по формуле:
, (5.18)
где Сi – удельные капитальные вложения в один списочный автомобиль и автотранспортные предприятия, руб./авт;
α – коэффициент выпуска автомобилей на линию (0,7);
tn – время пребывания автомобиля в наряде (9-10 ч);
- эксплуатационная скорость движения (условно 0,7 Vt для i-го вида транспорта.
Изменение текущих и единовременных затрат определяется путем сопоставления показателей при реализации проекта и прогнозных данных при отсутствии проекта. Учитывается планируемый прирост интенсивности движения в перспективе. Для оценки целесообразности, эффективности строительства (реконструкции) транспортных сооружений рекомендуется формула:
, (5.19)
где К - сметная стоимость строительства сооружения;
- изменение капитальных затрат на ремонт сооружения;
- изменение текущих затрат на ремонт, содержание
сооружения;
αt, αp, αT – коэффициент дисконтирования в t-й год, в год ремонта
и в последний год расчетного периода;
λо - остаточная стоимость транспортного сооружения
в последний год расчетного периода;
βt – прирост интенсивности движения.
Условие экономической целесообразности проекта ЧДД ≥ 0.
Расчет показателей, составляющих формулы, рекомендуется осуществлять по каждому году расчетного периода в форме таблицы. Определяется итог по каждому году чистых потоков платежей, а также кумулятивный итог (по нарастающей). Момент времени перехода отрицательного значения кумулятивных итога в положительное определяет срок окупаемости проекта.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 227.