В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином ФРГ по согласованию с Бундесратом ФРГ, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.
Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.
Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако нм предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющие разветвленную производственную структуру.
Заслуживает внимания действующая в ФРГ система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок.
Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности), налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.
Сообщение о назначении проверки, предполагаемом сроке ее проведения с указанием фамилии проверяющих доводится до сведения налогоплательщика заблаговременно до начала проверки, если это не помешает последующей проверке. Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за 4 недели до ее начала, средние — 3 недели, малые и мелкие предприятия — 1 неделю.
По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин (болезнь налогоплательщика, его налогового консультанта или сотрудника предприятия, присутствие которого необходимо при проведении проверки, нарушение нормальной деятельности предприятия, вызванное реорганизацией или обстоятельствами непреодолимой силы и т.д.). Ходатайство налогоплательщика о переносе срока проверки может быть удовлетворено и в случае возложения на него налоговым органом обязанности выполнения подготовительных работ перед проведением проверки.
Средняя продолжительность контрольных проверок составляет:
на крупном предприятии — 25-30 дней;
на среднем предприятии — 15 дней;
на малом и мелком предприятиях — 6-8 дней.
Проверка среднего, малого или мелкого предприятия осуществляется, как правило, силами одного проверяющего, в то время как крупного — группой из двух или трех человек.
Во время проверки налоговый инспектор обязан устанавливать обстоятельства, имеющие существенное значение для исчисления и уплаты налогов. При этом налогоплательщик должен ставиться в известность в процессе проверки обо всех выявленных обстоятельствах дела и вероятных последствиях, если тем самым не наносится ущерб цели и ходу проверки.
Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения. Если плательщик или названные им лица не в состоянии сообщить необходимые сведения или если этих сведений недостаточно для выяснения существа вопроса, то проверяющий имеет право обратиться за необходимой информацией к другим сотрудникам предприятия.
По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки.
Налоговый орган по ходатайству налогоплательщика может, перед тем как подписывать, направить ему акт проверки, давая тем самым возможность выразить свою позицию по поводу его содержания в приемлемый срок.
По окончании налоговой проверки проводится собеседование с налогоплательщиком (его представителем), за исключением случаев, когда по результатам проверки размеры налоговых обязательств остаются без изменений, либо при отказе налогоплательщика от участия в собеседовании. На заключительном собеседовании обсуждаются спорные обстоятельства дела, а также дается правовая оценка фактов, выявленных в ходе проверки, и их последствия.
Анализ опыта ФРГ и других государств убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.
Заключение.
В заключение, необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.
1.Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.
2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.
3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
4. Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.
5. На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.
6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.
7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.
8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.
9. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.
10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.
Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.
Список использованной литературы:
1. Сашичев В.В. “Опыт организации налоговых проверок в ФРГ и некоторые проблемы совершенствования процедур налогового контроля в России”, //Налоговый вестник, М, № 10, 1997 г.
2. Л.С. “О налоговой реформе в ФРГ”, //БИКИ, М, № 7, 21 января 1999 г.
3. Соловьев И. “Организация борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями”, //Налоги, выпуск второй, 1999 г.
4. Болтроменюк В. “Германия: «Штойфа» выходит из тени”, //Налоговая полиция, М, № 5, 1997 г.
5. Платонова Л. “Они приходят без приглашения”, //Налоговая полиция, М, № 10, 1999 г.
6. Пикунов Н.И. “Организация работы налоговых органов США”, //Финансы, № 6, 1995 г.
7. Фомина О. “Налоговый контроль в США”, //Финансовый бизнес, № 7, 1995 г.
8. “Налоговая полиция США”, //Деловая жизнь, № 4, 1996 г.
9. “Американская налоговая служба: децентрализованная система”, //РЭЖ, № 3, 1997 г.
10. “В США своя реформа”, //Налоговая полиция, № 18, 1998 г.
11. Варнавская Н., Козловский В. “Вторая американская революция”, //Коммерсантъ власть, № 26, 14 июля 1998 г.
12. Воловик Е.М. “Федеральная налоговая служба США и крупные налогоплательщики”, //Финансовая газета - региональный выпуск, № 27, 1998 г.
13. Воловик Е.М. “Концепция модернизации Федеральной налоговой службы США ”, //Финансовая газета – региональный выпуск, № 36, 1998 г.
14. “О выборе налогоплательщика для проверки”, //Финансовая газета – региональный выпуск, № 23, 1999 г.
15. Мещерякова О.В. “Налоговые системы развитых стран мира” - М, Фонд “Правовая культура”, 1995 г.
16. Глухов В.В., Дольдэ И.В. “Налоги – теория и практика”, - СПб, “Специальная литература”, 1996.
17. David A. Mader, “Fiscal Year 2000 Budget In Brief”, Washington, Department of the Treasury Internal Revenue Service , 1999. Document 9940 (Rev. 1-1999). Catalog Number 23819V.
[1] Сбором акцизов также занимается Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, а вопросами, относящимися к взиманию таможенных пошлин, ведает Таможенная служба.
[2] Налоговая система Соединенных Штатов основана на идее добровольного согласия, предполагающей согласие налогоплательщиков следовать закону без того, чтобы их к тому принуждали насильственными средствами. Однако это отнюдь не означает свободу налогового субъекта самому решать - поступать в соответствии с законом или нег. Законы о налогообложении вправе изменять лишь Конгресс США. // Финансовый бизнес, - М, № 7, 1995
[3] Приложение №1, стр. 31.
1 Приложение №2, стр. 32.
1 Приложение №3, стр. 33.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.