Налоговая полиция ФРГ – «Штойфа»: права и полномочия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальным органом ми­нистерства финансов ФРГ, в компетенцию которою входят вопросы практической реали­зации налоговой политики страны, является налоговая полиция - "Штойфа" (“Steufa”).

Налоговая проверенная полиция начала функциони­ровать в 1922 году. Однако наименование "служба налогового преследования" (Steuerfahndungstelle) - "Штойфа" офици­ально введено в 1934 году приказом имперского мини­стерства. В настоящее вре­мя не существует единой организации налогового сы­ска. Земли ФРГ, каждая в соответствии со своим зако­нодательством, создали собственные структуры.

В большинстве земель "Штойфа" является составной частью министерства финансов. Исключение составляют г. Бремен и земля Северный Рейн-Вестфалия, где налоговый розыск входит в Главную финансовую дирекцию. Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная полиция: сотрудники "Штойфы" имеют право на проведение обысков, личный осмотр, на доступ к любым интересующим их документам и, при необходимости на безусловное их изъятие в интересах проводимого расследования, на задержание подозреваемых лиц. Правда, сотрудники налогового розыска не имеют права носить оружие.

Оперативно-розыскные под­разделения и следственный ап­парат "Штойфы" занимаются расследованием правонаруше­нии, связанных с сокрытием доходов и уклонением от упла­ты налогов, а также под про­курорским надзором осуществ­ляют специальные оперативные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению различных видов преступлений в экономической сфере.

Необходимо отметить, что Уголовный кодекс Германии содержит лишь три параграфа, предусматривающих ответ­ственность за правонарушения в сфере налогообложения.

Так, § 353 предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа. Часть первая данного парагра­фа устанавливает, что должно­стное лицо, завышающее раз­мер налогов, сборов или дру­гих выплат для общественной кассы, если оно знает, что должник обязан выплатить значительно меньшую сумму или не платить ее вообще, и при этом указанное выше должно­стное лицо противоправно не вносит в кассу данную завы­шенную сумму целиком или частично, наказывается лише­нием свободы от 3 месяцев до 5 лет. Часть вторая указывает, что так же наказывается долж­ностное лицо, которое при служебных выплатах денежных сумм или натуральных выдачах противоправно удерживает их и учитывает выплату как полно­стью выданную.

Параграф 355 УК ФРГ уста­навливает ответственность за нарушение налоговой тайны в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежного штрафа - для тех, кто неправо­мерно:

1) разглашает или исполь­зует сведения о другом лице, ставшие ему известными как должностному лицу:

а) в ходе процесса по делу, подлежащему ведению админи­стративных учреждений или по налоговому делу,

б) в ходе уголовного произ­водства по налоговому право­нарушению или производства по назначению и взиманию штрафа за налоговое наруше­ние,

в) по другому поводу вслед­ствие сообщения финансовому органу или законно предписан­ного представления платежно­го извещения в финансовый орган, или представления об обложении налогами;

2) разглашает или исполь­зует чужую производственную или коммерческую тайну, ко­торая стала ему известна как должностному лицу в ходе на­званного производства.

К должностным лицам при­равниваются:

— лица, специально упол­номоченные на выполнение публичных обязанностей;

— эксперты, выполняющие должностные функции;

— служители церкви и дру­гих религиозных обществ пуб­личного права, выполняющие должностные функции.

Данное деяние преследует­ся только по заявлению началь­ника по службе виновного лица или потерпевшего. При деяни­ях, совершенных экспертом, выполняющим должностные функции, руководитель учреж­дения, которого касается про­изводство, вносит предположе­ние о возбуждении уголовного дела помимо потерпевшего.

Ответственность за нарушение обязанности ведения бух­галтерских книг предусмотрена § 283b УК ФРГ. Лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом наказыва­ется:

1) тот, кто не ведет торго­вые книги, хотя это является его законной обязанностью, или ведет эти книги, но изме­няет их таким образом, что зат­рудняет представление о своем имущественном положении;

2) утаивает, скрывает, раз­рушает или повреждает торго­вые книги либо иную докумен­тацию, хранение которой яв­ляется его обязанностью, ус­тановленной торговым правом, до истечения срока хранения, предусмотренного законода­тельством, и тем самым затруд­няет представление о своем имущественном положении;

3) нарушая торговое право:

а) составляет баланс таким образом, что затрудняет пред­ставление о своем имуществен­ном положении,

b) не составляет баланс сво­его имущества или не проводит инвентаризацию в предпи­санные сроки.

Права и обязанности сотруд­ников «Штойфы», а также не­которые виды ответственности за совершение налоговых пра­вонарушений и преступлений устанавливает Налоговый ко­декс Германии.

Статьи 28—93 Налогового кодекса Германии устанавлива­ют, что при проведении рас­следований по делам, связан­ным с нарушениями финансо­вого и налогового законода­тельств, представители «Штойфы» имеют те же права, что и сотрудники полиции, руковод­ствующиеся в своей деятельно­сти соответствующими положе­ниями уголовно-процессуального кодекса.

Вместе с тем, по заключе­нию западных экспертов, опе­ративные возможности сотруд­ников «Штойфы» даже не­сколько шире, чем у служащих Федеральной уголовной поли­ции. В частности, ст. 399 и 404 Налогового кодекса предо­ставляют значительные полно­мочия налоговой полиции на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержа­ние подозреваемых лиц и кон­фискацию документов.

В соответствии со ст. 208 Налогового кодекса руковод­ство «Штойфы» имеет право назначать специальное рассле­дование по любому факту на­рушения налогового законода­тельства. При этом налоговая полиция наделена исключи­тельным правом изъятия до­кументов и получения необхо­димых ей сведений практически из всех государственных и част­ных учреждений страны, за ис­ключением некоторых специаль­ных служб. Начиная с 1989 г. «Штойфа» имеет право контроля за деятельностью всех кредитно-финансовых институ­тов, что в ряде других стран рассматривается как нарушение банковской тайны.

По оценкам экспертов, го­сударственная казна Германии за счет финансовых махинаций и налоговых правонарушений ежегодно недополучает свыше 10 млрд. марок. В связи с этим правительство страны в начале 1992 г. обязало германские банки отслеживать и предостав­лять «Штойфе» информацию обо всех финансовых операци­ях населения, превышающих 30 тыс. марок.

Немецкие эксперты отмеча­ют, что действующие статьи налогового и уголовного зако­нодательств, а также традици­онные криминалистические методы часто не являются эф­фективными в отношении юри­дически подготовленных про­фессионалов налоговой пре­ступности, давно уже вырабо­тавших приемы и способы про­тиводействия обычным мерам налоговых расследований.

Рассматривая ответствен­ность за налоговые правонару­шения и преступления по за­конодательству Германии, не­обходимо отметить, что в не­мецкой судебной практике в делах по расследованию фактов уклонения от налогов различа­ют следующие стадии правона­рушении:

— уклонение от налогов — завершенное действие;

— попытка уклонения;

— подготовительные дей­ствия к уклонению от налогов.

В случае с фиксированны­ми налоговыми ставками (по­доходный налог, налог с обо­рота, с капитала, средств про­изводства, с наследования) — завершенным действием считается сам факт неуплаты нало­га, т.е. невыполнение требо­вания об уплате налога по ис­течении установленного срока. При этом началом срока счи­тается время, когда в данном административном округе за­кончен процесс установления соответствующим финансовым органом этих налоговых ставок.

Попыткой уклонения от на­лога считается неуплата налога в период до наступления завер­шенности действия. Попытка уклонения от налога, как и само уклонение, подлежат на­казанию.

При отсутствии попытки уклонения, если имеют место лишь подготовительные дей­ствия по целенаправленному уклонению от налогов, они квалифицируются как подго­товка к действию и наказанию не подлежат.

Например, неправильное ведение книг бухгалтерского учета или неправильное запол­нение декларации не считает­ся уклонением от налога. Ук­лонение от уплаты налога на­ступает с момента предъявле­ния налоговому инспектору неправильно заполненных дек­лараций или бухгалтерских книге преднамеренными иска­жениями. В судебном процес­се при расследовании фактов уклонения от налогов различа­ются также непосредственное исполнение и соучастие. При этом соучастие может быть как непосредственное, так и опос­редованное, например подстрекательство к действию.

Исполнителями о делах по уклонению от налогов могут быть не только налогоплатель­щики, но и их законные пред­ставители, доверенные лица, представители органов налого­обложения, другие юридичес­кие и физические лица, кото­рые также подлежат наказа­нию, — штрафу.

Уклонение от налога может выражаться в активных или пассивных действиях. Актив­ным действием считается пред­ставление неправильно запол­ненной налоговой декларации с целью занижения суммы, подлежащей налогообложению.

К пассивным действиям от­носятся случаи непредставле­ния декларации. Как в пер­вом, так и во втором случае действия квалифицируются по ст. 153 Налогового кодекса как уклонение от налогов, однако характер конкретных действий учитывается при вынесении приговора.

При расследовании дел раз­личают также временное укло­нение от уплаты налогов и по­стоянное уклонение. Если на­логоплательщик вводит в заб­луждение налоговые органы или затягивает сроки выплаты налогов, то это квалифициру­ется как временное уклонение от налогов. Такие правонару­шения, равно как и занижение налоговой суммы, не расцени­ваются как случаи основного состава уклонения от уплаты налогов. Некоторые немецкие юристы и эксперты по налогово-правовым вопросам счита­ют, что неуплата налога ввиду отсутствия налоговой деклара­ции со стороны налогоплатель­щика не должна быть уголовно наказуема, т.к. на практике довольно сложно определить, в каком случае речь идет о вре­менном, а в каком случае о постоянном уклонении от уп­латы налогов.

Таким образом, немецкое налоговое право предоставляет налогоплательщикам возмож­ность в свое оправдание заявлять, что они лишь временно уклонялись от уплаты налогов или не представляли своевре­менно налоговую декларацию.

Важным является также ус­тановление точной суммы на­логовой задолженности, по­скольку от этого зависит мера наказания для налогоплатель­щика, нарушившего налоговое законодательство. Эта задача входит в обязанности не нало­гового инспектора или поли­цейского, а судьи, который рассматривает дело. Определяя сумму налоговой задолженно­сти, судья не должен ориенти­роваться на суммы задолженно­сти, выявленные до него на­логовыми и правоохранитель­ными органами.

Все приведенные выше по­ложения, регулирующие ответственность за налоговые правонарушения, имеют (как, впро­чем, и в судебных расследова­ниях по другим делам) право­вое значение и влияют на вы­бор санкций.

Уклонение от налогов в Гер­мании наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, а также денежными штрафами в размерах, определяющихся с учетом величины суммы, по­лученной при уклонении от налогообложения. В настоя­щее время чаще применяется лишение свободы условно от одного года до двух лет. Что касается назначения денежных штрафов, то самый низкий штраф составляет 2 марки, а самый высокий — 10 тыс. не­мецких марок.

В случаях значительного обогащения в результате укло­нения от уплаты налогов, что считается злостным нарушени­ем законодательства, возмож­но совмещение лишения сво­боды с денежным штрафом.

В соответствии с § 370 На­логового кодекса в особо слож­ных случаях предусмотрено ли­шение свободы сроком до 10 лет, например, если лицо в результате уклонения от уп­латы налогов получило доход в крупном размере и при этом использовало фальшивые доку­менты.

При наказаниях, связанных с лишением свободы на срок свыше одного года виновным может быть запрещено работать в государственных учреждени­ях, участвовать в выборах. У них могут быть конфискованы товары, продукция н другие вещи, которые приобретались на деньги, вырученные от ук­лонения от уплаты налогов, а также транспортные средства, использовавшиеся при этих действиях. В этих случаях виновные могут быть лишены во­дительских прав, а также воз­можности заниматься, прежней профессией.

Анализ деятельности нало­говых органов Германии в пос­ледние годы дает основание считать, что накопленный ими положительный опыт может быть использован в России для совершенствования законода­тельства и практической дея­тельности органов по выявле­нию и пресечению правонару­шений, связанных с уклонени­ем от уплаты налогов.

Социологи и криминалисты Германии различают две основ­ные причины уклонения от уп­латы налогов: дела фирмы идут слишком плохо, чтобы платить налоги; дела фирмы идут слиш­ком хорошо, чтобы платить на­логи. Поэтому в налоговом ро­зыске делят налогоплательщи­ков на три основные группы:

предприниматели, уклоняю­щиеся от уплаты налогов с целью создания стартового капи­тала; предприниматели, укло­няющиеся от уплаты налогов с целью вложения сокрытых средств в дело, в расширение сферы деятельности фирмы;

предприниматели, уклоняю­щиеся от уплаты налогов с це­лью ведения светского образа жизни. Разумеется, и меры наказания к представителям этих групп различны. Но к пос­ледним, как правило, приме­няются довольно жесткие меры.

Быстрое увеличение объема сокрытых от налогообложения денег в обороте предприятий вынуждает их владельцев ис­пользовать различные способы для легализации таких денег во избежание административных или уголовных санкций со стороны налоговых и судебных органов.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.