Применительно к потребностям налогоплательщика планируется перестроить организационную структуру службы. В настоящее время СВД насчитывает 33 окружных отделения и 10 центров обслуживания — всего 43 структурные единицы. Каждое из этих структурных подразделений несет ответственность за обслуживание налогоплательщиков всех категорий, зарегистрированных на данной территории. При смене места жительства налогоплательщик попадает под юрисдикцию другого регионального подразделения. В системе взимания налогов и сборов существуют три подсистемы органов, эксплуатирующие три независимые вычислительные системы. При этом каждая независимо от других собирает данные по тем категориям налогоплательщиков.
Между заместителем руководителя СВД и рядовым инспектором, непосредственно работающим с налогоплательщиком, можно насчитать восемь промежуточных звеньев управления. Хотя количество окружных подразделений в последние годы было уменьшено, структура налогового ведомства США продолжает оставаться слишком громоздкой и характеризуется низкой ответственностью по вертикали.
Следуя логике организации частных финансовых организаций, руководство СВД предлагает перестроить структуру своего ведомства с ориентацией на четыре крупные категории налогоплательщиков[4]. Каждое из четырех крупных подразделений будет решать все вопросы, возникающие у налогоплательщиков определенной категории, и нести полную ответственность за качество их обслуживания. Такие подразделения заменят собой четыре окружных подразделения и возьмут на себя значительную часть функций центрального аппарата, что даст возможность центру уделять больше внимания решению стратегических вопросов.
К первому подразделению будут отнесены примерно 90 млн. налогоплательщиков, которые имеют только трудовые доходы и доходы от инвестиций. Основная потребность этой многочисленной группы налогоплательщиков (они составляют почти 80% всех налогоплательщиков) — получение помощи при подаче деклараций и сборе финансовых данных. Проблемы с взысканием недоимки практически не возникают, поскольку основная масса налогов взимается посредством удержания у источника выплат. Поэтому основная работа с налогоплательщиками этой категории сводится к разрешению возможных проблем, связанных с вычетами на содержание иждивенцев, другими льготами, зачетами. Эти проблемы предлагается решать, в том числе, за счет просвещения налогоплательщиков силами добровольцев и специалистов по заполнению деклараций. Другое направление работы с этой категорией налогоплательщиков
— телефонное обслуживание и обслуживание непосредственно в структурных подразделениях службы, где налогоплательщик может получить незамедлительную помощь в личном общении с представителем СВД.
Вторая важная группа налогоплательщиков — представители малого бизнеса, включая предпринимателей без образования юридического лица. В США к этой категории относятся примерно 40 млн. налогоплательщиков, и у них значительно чаще возникают сложности при заполнении деклараций. Здесь нередки проблемы, связанные с уплатой налогов через уполномоченные банки, с необходимостью ежеквартально подавать декларации об удержании налога с наемных работников, с необходимостью заполнения множества других деклараций и анкет. Предоставление услуг налогоплательщикам этой категории характеризуется значительными трудностями, в том числе в обеспечении налогопослушания и принудительном взыскании налогов. В особом внимании налоговиков нуждаются начинающие предприниматели малого бизнеса.
Налогоплательщики крупных предприятий, количество которых ограничено, образуют третью категорию. Эти налогоплательщики выплачивают значительную часть доходов федерального бюджета в виде налогов, удерживаемых у источника, акцизов, налога на прибыль Отличительные особенности этой категории налогоплательщиков — громоздкость и запутанность налогового законодательства и финансово-бухгалтерской отчетности. Здесь нередко возникают проблемы, связанные с международной деятельностью компаний.
Последняя, четвертая категория, включает в себя налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения (так называемые пенсионные программы, некоммерческие организации, органы власти штатов и органы власти на местах). Это — налогоплательщики многих учреждении социальной сферы и управления с совершенно особыми потребностями с точки зрения обслуживания налоговым ведомством. Хотя обычно налогоплательщики этой категории освобождаются от выплаты налога на прибыль, они дают более 190 млрд. долл. в год поступлений в виде отчислений в фонды социального страхования и налогов, удерживаемых со служащих у источника. Кроме того, под контролем налоговой службы находятся необлагаемые активы суммарной стоимостью 5 трлн. долл.
Налогоплательщики этой категории под прикрытием освобождения от налогообложения могут задуматься коммерческой деятельностью, уходя тем самым от уплаты налогов. Поэтому, освобождение от налогов вовсе не означает освобождение от внимания со стороны налогового ведомства.
Ожидается, что построение налогового ведомства с ориентацией на обслуживание четырех упомянутых категорий налогоплательщиков позволит сократить количество промежуточных звеньев управления и ускорить прохождение информации по вертикали. Это облегчит понимание задач административным руководством и позволит добиться общего повышения ответственности исполнителей.
В каждом подразделении будет создана своя группа управления. Организация работы с определенной категорией налогоплательщиков, имеющих примерно одинаковые отношения с налоговой службой, позволит быстро распознавать возникающие проблемы, находя наиболее оптимальные способы их решения, и вырабатывать адекватную реакцию налоговых органов.
Большое значение в процессе модернизации СВД предполагается придать решению проблемы правильного выбора внутренних «производственных показателей». В настоящее время показатели качества работы в СВД ориентированы на оценку исполнения внутренних процедур, не отражают настроений налогоплательщиков и степень их удовлетворенности работой налогового ведомства. Новые показатели будут связаны с внешними оценками, соответствовать главным целям СВД и будут учитывать:
- общий уровень налогопослушания данной категории налогоплательщиков;
- удовлетворенность клиентов налоговой службы — налогоплательщиков — уровнем ил обслуживания;
- удовлетворенность сотрудников налоговой службы своей работой;
- интенсивность усилий, предпринимаемых сотрудниками налогового ведомства в направлении совершенствования внутренних технологических процедур
Одним из направлений модернизации СВД является переоснащение этой службы вычислительной техникой. Известно, что компьютерные системы являются существенным фактором, организующим технологические операции внутри ведомства и в значительной степени отражающим его сложившуюся организационную структуру. Переосмысление технологических процедур и перестройка организационной структуры ведомства создадут основу для эффективного перехода на новую технику.
Представив на суд общественности новую концепцию модернизации налоговой службы, СВД планирует провести ее всестороннюю оценку, а затем составить четкий график ее реализации. Концепцию предполагается обсудить как с работниками своего ведомства, так и с внешними консультантами. В качестве одного из них была выбрана консультационная фирма по международному менеджменту к технологии Booz-Allen & Hamilton, которая выполнит оценку рисков и анализ проекта модернизации.
II. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ФРГ.
Специального налогового ведомства в ФРГ не существует. Налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура построения которой здесь довольно своеобразна. Она отражает федеративное построение государства, относительную самостоятельность земель: существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Главное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органам). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы.
К примеру, общая численность работников Министерства финансов земли Шлезвиг-Гольштейн, Верховной финансовой дирекции и налоговых инспекций — 4 тыс. человек (в Минфине —200 сотрудников, а в Верховной финансовой дирекции —400).
В Федеральном министерстве финансов наряду с другими имеются управления: пошлин и акцизов, имущества и налогов со сделок, финансовых взаимоотношений между Федерацией и землями. Они занимаются и земельными налогами, но указаний землям давать не могут. В земельном Министерстве финансов существует налоговый отдел с подразделениями по отдельным налогам.
В Верховной финансовой дирекции, являющейся по существу посредническим органом, также есть отдел пошлин и налогов на предметы потребления, относящийся к федеральной части дирекции, и отдел налогов на имущество, относящийся к земельной части. Наряду с федеральными и земельными государственными чиновниками в ФРГ имеются консультанты по налогам. Это не работники Министерства финансов, но последний выдает им лицензию на право деятельности. Они дают платные консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство ФРГ довольно сложно.
В налоговых инспекциях трудятся от 100 до 300 человек. Например, всего в 20 налоговых инспекциях земли Шлезвиг-Гольштейн насчитывается 3450 сотрудников (примерная численность определяется из расчета один сотрудник на 600 жителей района). Инспекцию возглавляет начальник, как правило юрист. Юристы возглавляют и отделы, которые, в свою очередь, разделены на подотделы: правовой, по налогу с зарплаты, по автотранспорту, по налогу с оборота предприятий, по налогу с приобретения земельных участков. Имеется оценочный отдел — по оценке имущества, земельных участков, сельхозпредприятий и угодий, что необходимо при расчете налога с наследства. Кроме того, есть подотделы рассрочки платежей, регистрации НДС, проверки предприятий (крупные предприятия проверяются специальным отделом Верховной финансовой дирекции), автоматизации процессов работы. В налоговой инспекции есть финансовая касса со штатом конфискаторов.
В больших инспекциях существуют отделы налога с юридических лиц, следственные и розыскные отделы (заметим, что в ФРГ нет специальной налоговой полиции и в случае сопротивления привлекается обычная). В одной из инспекций г. Киля действует единственный на всю землю Шлезвиг-Гольштейн отдел наследства и подарков. Земли в ФРГ делятся на общины, и везде в них имеется налоговый отдел.
Здесь существует четыре уровня государственной службы, каждому из них соответствует определенная степень образования и номенклатура должностей. От их категории зависит и размер заработной платы. К низшему (А1—А5) уровню службы относятся завхоз, курьер и т. п. Средний уровень (А5—А9) предполагает наличие аттестата зрелости и двухгодичного обучения в финансовой школе (должности ассистента, секретаря, инспектора службы). Категория А9 — начальная для повышенного уровня службы (А9—А13), здесь необходимо специальное трехлетнее образование. Эта категория является начальной для налоговых инспекторов, их месячный оклад составляет 2147 марок. После категории А13 —высший уровень службы (А13—А16), к ней относится руководство инспекций. Оклад каждого работника (на той же должности) автоматически повышается каждые два года. Например, начальный оклад сотрудника среднего уровня службы (категория А5) с 1716 марок возрастает через два года до 1779 марок. После 18 лет службы максимальный оклад в этой должности составит 2259 марок.
Кадровые ресурсы налоговой инспекции земли Бранденбург: общая численность специалистов —2800 человек, из них рабочие и младший обслуживающий персонал —122 человека (4,35%); работники среднего уровня службы с административно-хозяйственными функциями —1807 (64,55%); повышенного уровня службы, инспекторы и другие специалисты —838 (29,93%); высшего уровня службы (руководители)—33 человека (1,17%).
Органы финансового сыска ФРГ работают в тесном взаимодействии с уголовной полицией и прокуратурой. Они могут проводить расследование как по запросам последних, так и по собственной инициативе. Сотрудники финансового сыска принимают также участие в следственных мероприятиях по уголовным делам, если они касаются наряду с другими обстоятельствами правонарушений в сфере налогообложения.
Всеобъемлющий финансовый контроль за денежными операциями населения со стороны налоговых служб, а через них и со стороны правоохранительных органов и спецслужб в странах с развитой рыночной экономикой стал возможен на основе бурного развития систем безналичных расчетов с широким использованием компьютерных систем. Наделение налоговых служб этих стран правами и функциями правоохранительных органов, в частности создание в их рамках подразделений финансового сыска, которые используют специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения, а тесное взаимодействие налоговых служб с правоохранительными органами, прежде всего в части обмена информацией, способствовало заметной активизации борьбы с определенными видами преступлений.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.