Заболевания органов пищеварения в структуре общей заболеваемости занимают одно из первых мест. Они чаще всего имеют хронический характер и поражают людей трудоспособного возраста.
Причинами этих заболеваний являются: инфекционный фактор (перенесенные острые кишечные инфекции влекут за собой продолжительные расстройства органов пищеварения); пищевой фактор (пищевые отравления некачественными продуктами); химический фактор (отравления препаратами бытовой химии, ядохимикатами, хронические интоксикации); нейропсихогенный фактор (стрессы), который создает благоприятный фон для воздействия перечисленных факторов на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ); иногда прослеживается действие наследственного фактора.
Упражнения в воде помогают ликвидировать остаточные явления после воспалительных процессов, которыми сопровождаются заболевания пищеварительной системы. При хронических формах таких заболеваний, как гастрит, колит, холецистит и др., механизм положительного воздействия плавания на человека сводится к повышению общего тонуса всего организма, усилению обмена веществ, активизации секреторных и моторных функций органов пищеварения.
Поэтому в программу занятий можно включать не только обучение технике передвижения в воде, но и элементарную тренировку, умеренную по общему объему и интенсивности выполнения упражнений.
Гастрит — воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки желудка. По результатам массовых обследований, гастрит обнаруживается более чем у 50 % взрослого населения индустриально развитых стран. При остром гастрите развитие воспалительных изменений в желудке наступает в течение нескольких часов. Однако чаще наблюдается хронический гастрит — постепенное развитие воспалительного процесса, изменений в слизистой оболочке желудка, нарушения моторной и секреторной функций желудка. Нередко страдают и другие органы, например: печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, нервная и эндокринная системы. Гастрит является постепенно прогрессирующим заболеванием, периоды обострения которого сменяются состоянием ремиссии. Причины хронического гастрита: длительное нарушение питания, употребление раздражающих слизистую оболочку продуктов, пристрастие к горячей пище и питью, плохое разжевывание пищи, еда в сухомятку, частое употребление алкогольных напитков, неполноценное питание (недостаток белка, витаминов, железа). Другие заболевания органов пищеварения часто способствуют развитию хронического гастрита.
Основные симптомы заболевания: боли (через 1 — 1,5 ч после еды или натощак), диспептические расстройства, изжога, отрыжка, чувство давления, жжения, распирания в подложечной области, запоры, иногда рвота, порой наблюдается похудение (признаки гиповитаминоза). Существует две основные формы гастрита: 1) хронический гастрит с пониженной секреторной функцией (секреторная недостаточность); 2) хронический гастрит с нормальной или повышенной секреторной функцией.
Методика лечебного плавания
Когда обострение гастрита стихает, проводят занятия для улучшения кровообращения в брюшной полости и создания благоприятных условий для регенеративных процессов, для улучшения трофики слизистой оболочки желудка, воздействия на секреторную, моторную функции желудка и нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов. На занятиях лечебно-оздоровительным плаванием рекомендуется средняя нагрузка, применяются обычная ходьба, дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание), во второй половине второго периода ЛФК включаются упражнения для мышц брюшного пресса.
При гастрите с пониженной секреторной функцией занятие проводится за 2 ч до еды для улучшения кровообращения в желудке в течение 30 — 40 мин, групповым методом, с использованием игр, эстафет для повышения эмоционального фона. Основные задачи:
- повышение общего тонуса организма;
- усиление обмена веществ;
- стимуляция секреторно-моторной функции желудка.
Примерный комплекс упражнений № 22, применяемый во втором периоде ЛФК при гастритах с пониженной секреторной функцией
1.Любые упражнения в ходьбе. Темп свободный.
2. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до пояса, выполнять энергичные одновременные круговые движения руками с ритмичным дыханием. 10—20 раз.
3. Плавание 25 м при помощи движений ногами брассом на груди с дыханием (в руках — круг). То же, но руками кролем на спине (в ногах — круг) (рис.33).
4. Скольжение на груди с удлиненным выдохом в воду, скольжение «винтом» (см. рис.8). 1 мин.
5. Упражнения в парах. И. п. - лежа на груди, зацепиться стопами с разных сторон за обруч, круг или дорожку. Работая руками кролем на задержке дыхания, постараться перетянуть соперника (см. рис.26). 2—3 раза по 5—10 с.
6. «Летающий дельфин». Выпрыгивания из воды (см. рис.16). 5 раз. Затем выполнить 10 выдохов в воду.
7. Плавание на груди любым способом, толкая впереди себя мяч (см. рис.26). Упражнение можно проводить в виде игр или эстафеты. До 25 м.
8. И. п. —лежа на воде на груди, держаться вытянутыми вперед руками за бортик. Выполнять выдохи в воду (см. рис.26). При опускании головы ноги должны всплывать на поверхность воды. 10 раз.
9. Плавание на груди с помощью движений ногами и одной рукой кролем с дыханием (в другой руке — доска). По 25 м каждой рукой (см. рис.14).
10.Плавание брассом на спине 20 м в медленном темпе, затем перевернуться на грудь и плыть кролем на груди 5 м на задержке дыхания в быстром темпе. 4 раза.
11.И. п. — стоя на дне, изучать движения двумя руками кролем с дыханием.
12.Игра «Водное поло» по упрощенным правилам. 3—5 мин.
13.Плавание на спине 25 м с помощью движений ногами брассом со скольжением и расслаблением, кролем на спине 25 м в полной координации. Затем — 10 выдохов в воду.
14.При выходе из воды выполнять движения руками, как при плавании баттерфляем с дыханием (см. рис.23).
Рис. 33. Специальное упражнение из примерного комплекса № 22, применяемое во втором периоде ЛФК при гастритах с пониженной секреторной функцией
выполняются в медленном и свободном темпе, ритмично, под легкую, спокойную музыку; применяются дыхательные упражнения и на расслабление. Продолжительность занятий — до 25 — 30 мин.
Примерный комплекс упражнений № 23, применяемый во втором периоде ЛФК при гастритах с нормальной и повышенной секреторной функцией
1.Плавание «по-своему» в свободном темпе 25 м.
2. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до груди, выполнять поочередные круговые движения руками назад — «мельница» (см. рис.19). Повторить 2 раза по 10 движений.
3. И. п. — лежа на воде на груди, в ногах — круг, в руке — доска, выполнять гребки свободной рукой кролем с дыханием (см. рис.24) и расслаблением руки в конце гребка. 10 раз каждой рукой.
4. Плавание на груди 50 м с помощью движений ногами брассом, с удлиненным выдохом и скольжением (в руках — доска).
5. И. п. — стоя у бортика, изучать движения руками кролем на груди с дыханием. 1 мин.
6. Плавание кролем на груди по 25 м с помощью: одних ног (в руках — круг), одних рук с дыханием (в ногах — круг), в полной координации. Затем 25 м кролем на спине. Темп свободный.
7. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до пояса, выполнять упражнение под счет: на «раз» — подняться на носки, руки — вверх, сделать вдох; на «два» — присесть под воду, делая выдох, постараться коснуться дна руками (см. рис.24). 3—4 раза.
8. Плавание брассом на спине 100 м (см. рис. 1.9), обращая внимание на фазу скольжения с расслаблением и долгим выдохом.
9. Упражнение «Медуза» с длинным полным выдохом и «оседанием» на дно (рис.34).
Рис.34. Специальное упражнение из примерного комплекса № 23, применяемое во втором периоде при гастритах с нормальной и повышенной секреторной функцией
11.«Подводная лодка» (см. рис.22).
12.Плавание при помощи движений ногами брассом на груди 50 м, голову не опускать, дыхание свободное, особое внимание на фазе скольжения.
13.Лежание на спине. Делая небольшие поддерживающие гребковые движения кистями, необходимо как можно дольше продержаться на воде. До 3 мин.
14.Расслабленное купание. 2—3 мин.
В третьем периоде ЛФК и в фазе ремиссии применяется оздоровительное плавание в качестве систематической тренировки.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся язвообразованием в соответствующей зоне. Развитию данного заболевания способствуют предшествующий гастрит, разнообразные поражения нервной системы (острые психотравмы, умственное перенапряжение, неврозы), гормональный фактор (нарушение выработки пищеварительных гормонов), нарушение режима питания и состава пищи, инфекционная (вирусная) среда, наследственные и конституциональные факторы. Основные симптомы заболевания: боли (натощак или после еды, а также ночные), изжога, отрыжка, рвота с кислым содержимым после еды. Наиболее опасное осложнение язвенной болезни — прободение стенки желудка, сопровождающееся острой болью и признаками воспаления брюшины, при котором требуется немедленное оперативное вмешательство.
Методика лечебного плавания
Задачи лечебного плавания:
- общее укрепление и оздоровление организма;
- улучшение крово- и лимфообращения в брюшной полости;
- воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов.
Плотность занятий плаванием средняя, продолжительность — до 30 мин.
Группы упражнений, применяемые при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
1. Общеразвивающие упражнения у бортика, в ходьбе.
2. На освоение с водой.
3. Изучение техники плавания.
4. Дыхательные упражнения, обращая внимание на диафрагмальное дыхание.
5. Специальные упражнения: приседания и «Велосипед» у бортика; смена положений в упражнениях «Поплавок» — «Звездочка»; на укрепление мышц туловища; на удержание на поверхности воды в вертикальном положении (движения ногами брассом, руками — «восьмерки»).
6. Подвижные игры, эстафеты.
Во втором периоде объем, продолжительность и интенсивность занятий плаванием увеличиваются (до 40 — 60 мин), включаются элементы водного поло, прикладного плавания, изучается стартовый прыжок, применяется «круговая тренировка» (повторения серий упражнений).
Энтерит, колит — воспаление соответственно тонкого или толстого кишечника, часто с вовлечением в патологический процесс соседних отделов ЖКТ. Как правило, данные заболевания — результат инфекционного или вирусного заражения, иногда причина кроется в нарушении питания, интоксикации, алкоголизме, пищевой аллергии. У больных отмечаются тупые боли в области живота, тошнота, метеоризм, общее недомогание, иногда рвота, диарея (понос). Лечебно-оздоровительное плавание является высокоэффективным средством в период реабилитации, поскольку состояние «невесомости» и горизонтальное положение уменьшают внутрикишечное давление. Методика проведения занятий плаванием аналогична методике, применяемой при язвенной болезни. Больше внимания уделяется релаксации (произвольному расслаблению).
Дискинезии {дисфункции) кишечника — нарушения функции кишечника по гипомоторному (атония кишечника) или гипермоторному типу. Дискинезия кишечника возникает обычно после перенесенных желудочно-кишечных заболеваний, вследствие нарушения питания.
Гипомоторный тип проявляется болями, нарушениями стула (поносы или запоры), возможны метеоризм, распирание, урчание в животе, общая слабость, быстрая утомляемость. Гипермоторный тип характеризуется усилением и увеличением продолжительности сокращений толстой кишки (спазм), сопровождающихся замедлением опорожнения содержимого кишки и кишечными коликами (приступы болей в животе).
Дискинезии желчевыводящих путей — функциональные нарушения тонуса и моторики желчного пузыря и желчных путей. Различают гипокинетическую и гиперкинетическую формы. Гипокинетическая форма проявляется периодически возникающими болями и чувством распирания в правом подреберье, а также диспептическими явлениями. Для гиперкинетической формы характерны приступообразные боли после сильных психоэмоциональных напряжений, физической перегрузки, нередко — диспептические явления (тошнота, рвота, нарушение стула), ухудшение общего состояния.
Методика лечебного плавания
Задачи лечебного плавания:
- активизация крово- и лимфообращения в брюшной полости;
- улучшение моторной функции кишечника;
- создание условий для оттока желчи;
- воздействие на механизмы регуляции пищеварительной системы;
- поднятие тонуса и общее оздоровление организма.
Существенное место отводится дыхательным упражнениям, а также применяются общеразвивающие упражнения у бортика, на освоение с водой, изучение техники плавания. При дискинезии желчевыводящих путей обязательно используется плавание на левом боку и на спине для улучшения оттока желчи. Особенности методики следующие.
При заболеваниях по гипомоторному типу используются упражнения для мышц брюшного пресса с постепенным повышением нагрузки и в сочетании с расслаблением, движения ногами с большой амплитудой; упражнения для туловища (наклоны, повороты) выполняются аккуратно, так как возможно появление тошноты; используются подвижные игры, ходьба. Применяется частая смена исходных положений для упражнений у бортика и способов плавания. Все движения должны быть плавными, с постепенно возрастающей амплитудой, чередоваться с дыхательными движениями. Продолжительность занятия — 25 — 35 мин.
При заболеваниях по гипермоторному типу занятие рекомендуется начинать с расслабляющего массажа, упражнений на релаксацию. Ограничиваются упражнения для крупных мышечных групп, в том числе для мышц брюшного пресса и нижних конечностей, статические напряжения. Включаются паузы для отдыха, релаксации, дыхательных упражнений. Темп выполнения движений — от медленного до среднего. По мере устранения спастики занятия активизируются, дополняются малоподвижными играми. В целом нагрузка носит щадящий характер. Продолжительность занятия — 20 — 30 мин.
Спланхоптоз — опущение органов брюшной полости (гастроптоз — желудка, энтероптоз — кишечника), которое может быть врожденным (обусловленным особенностями конституции) или приобретенным, вследствие ослабления и растяжения связочного аппарата и мышц брюшного пресса (значительная потеря веса, удаление крупных опухолей брюшной полости, астеническое телосложение, сидячий образ жизни, длительная работа с поднятием тяжестей и т.п.). Желудок, кишечник и тазовые органы смещаются вниз, а связки, удерживающие их, растягиваются. Типичными симптомами являются: неприятное ощущение после еды, чувство тяжести, боли в животе, отрыжка, иногда головокружение, сердцебиение, общая слабость.
Методика лечебного плавания
Упражнения в и. п. стоя во втором периоде ЛФК могут применяться только в воде. Специальные упражнения сочетаются с общеразвивающими, дыхательными, на координацию, на формирование правильной осанки. Исключаются упражнения, вызывающие смещение органов брюшной полости вниз (силовые, резкие наклоны туловища, прыжки, задержка дыхания). Техника движений ногами брассом изучается в конце второго периода ЛФК. Темп выполнения движений средний. Продолжительность занятия — до 25 — 30 мин.
Специальные упражнения, применяемые во втором периоде ЛФК при спланхоптозе
Рис. 35. Специальные упражнения при спланхоптозе во втором периоде ЛФК
же, но в другую сторону. По 5 раз в каждую сторону.
2. И. п. — стоя спиной к бортику, держаться за него руками. Поднять ноги и выполнять «Велосипед» (см. рис.5). 2 раза по 10—15 с.
3. И. п. — стоя спиной к бортику, руки держать перед грудью. Выполнять 2 рывка руками в стороны, затем повернуться влево и выпрямленной левой рукой коснуться стенки бортика (см. рис.10). Вернуться в и. п. То же, но в правую сторону. По 5—7 раз в каждую сторону.
4. И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки опущены, ладони прижаты к туловищу. Выполнять упражнение «Насос» — наклон в сторону (рука скользит по туловищу вверх) с выдохом в воду в сторону наклона (см. рис.2). По 5 раз в каждую сторону.
5. И. п. — стоя у бортика, держаться за него одной рукой. Отведение, приведение и вращение прямой ногой (см. рис.6, 17).
6. И. п. — стоя спиной к бортику, держаться за него двумя руками. Поднять прямые ноги и выполнять ими различные движения (в том числе движения, как при плавании кролем) (рис. 35, 1).
7. Ныряния с выдохом в воду за предметом на дне. Продолжительность — 1 мин (рис.35, 2).
8. Выполнять любые упражнения у бортика на укрепление мышечного корсета.
9. И. п. — стоя у бортика. Втягивание заднего прохода. 5—6 раз.
10.Упражнения в ходьбе скрестным шагом с высоким подниманием бедра.
11.Плавание на спине кролем в полной координации до 200 м.
Заболевания почек приводят к различным нарушениям функций мочевыделительной системы. Расстройство их работы оказывает неблагоприятное действие на весь организм, изменяются функции сердечно - сосудистой (повышение АД, почечная гипертония, гипертрофия миокарда) и других систем, развиваются почечные отеки из-за повышения проницаемости капилляров и задержки воды в организме. При задержке веществ, подлежащих выведению с мочой, в организме скапливаются шлаки и может развиться самоотравление организма токсическими веществами.
Нефрит — воспалительное заболевание почек, которое возникает в виде осложнений после инфекционных заболеваний (ангина, грипп и др.) Больные жалуются на головную боль, боли в пояснице, слабость, одышку. В моче появляются эритроциты и белок. Хронический нефрит — следствие неизлечимого острого нефрита. Нефроз — заболевание, характеризующееся дегенеративными поражениями почек с нарушением всех видов обмена веществ. Причиной заболевания обычно является интоксикация организма (при туберкулезе, бронхоэктазе). Уменьшается выделение мочи, с ней выводится большое количество белка, развиваются сильные отеки. Пиелит — инфекционное воспаление органов мочевыделения, которое бывает острым или хроническим. При остром течении температура поднимается до 39—40 °С, появляются озноб, боли в пояснице. Моча мутная с большим количеством лейкоцитов. Почечнокаменная болезнь развивается при нарушении в организме обменных процессов и характеризуется образованием камней в почках. Их образованию способствует характер питания (употребление в больших количествах мясной пищи, недостаток витамина А и др.), а также состав питьевой воды. При ущемлении камня в почке или мочеточнике внезапно возникают резкие боли — почечные колики, которые могут препятствовать оттоку мочи.
Методика лечебного плавания
При воспалительных заболеваниях почек занятия в бассейне назначаются только в стадии ремиссии, в теплой воде (t воды — не менее 30 °С).
Основные задачи:
- общее укрепление организма;
- закаливание организма;
- повышение иммунитета.
Для этого необходимы систематические занятия оздоровительным плаванием. При почечнокаменной болезни показанием для занятий лечебно-оздоровительным плаванием может быть наличие в мочеточнике камня или камней диаметром менее 1 мм, противопоказанием — обострение болезни, сопровождающееся повышением температуры, поясничными болями, почечной и сердечно - сосудистой недостаточностью. На фоне общеразвивающих применяются специальные упражнения в воде для укрепления мышц брюшного пресса, повороты и наклоны туловища, на развитие диафрагмального дыхания, ходьба с высоким подниманием бедра, выпадами, бег с высоким подниманием коленей, резкие изменения положения туловища, плавание с помощью движений ногами брассом, дельфином, поворот сальто, прыжки с бортика и тумбочки, игры с мячом, эстафеты. Рекомендуется частая смена исходных положений и способов плавания. Занятие длится 30 — 45 мин. Необходимо строго дозировать физическую нагрузку в зависимости от самочувствия, состояния сердечно - сосудистой системы, возраста, пола, физической подготовленности и клинических данных больного.
Плавание положительно влияет и на обмен веществ в организме. Чтобы успешно плыть, пловец должен сохранять горизонтальное положение тела, прикладывая большие мышечные усилия. В отличие от других способов передвижения человека при плавании наблюдаются самые высокие энерготраты при более низкой абсолютной скорости передвижения (КПД = 0,5 — 7,8%). Активная работа мышц усиливает расход энергии. Невысокая температура воды увеличивает потери тепла. Так, за 15 мин пребывания в воде при / воды = 30°С теряется 30 Ккал, а при / воды = 24 °С — 100 Ккал. Многократные повторные воздействия низких температур воды вызывают сложные биохимические реакции, происходящие в клетках и тканях организма человека. Эти факторы способствуют изменению темпа работы различных органов и систем нашего организма. Биохимические процессы активизируются, а мышечная деятельность и интенсивное дыхание еще более усиливают данный процесс, поэтому плавание нормализует процессы обмена веществ в организме.
Ожирение — группа болезней и патологических состояний организма, которые характеризуются избыточным отложением жира в подкожной жировой клетчатке и других тканях и органах из-за нарушения обмена веществ, сопровождается изменениями функционального состояния различных органов и систем организма. По данным ВОЗ, в мире ожирением страдают 25 — 30% взрослых и 12 —20 % детей. Причины данного заболевания условно можно разделить на внешние (экзогенные) — переедание, снижение двигательной активности и внутренние (эндогенные) — генетические, поражения ЦНС. На жировой обмен оказывают влияние стрессовые факторы (психическая травма).
Ожирение является серьезным заболеванием и может существенно влиять на все важнейшие органы и системы организма, являясь фактором риска развития сердечно -сосудистых заболеваний. Существует зависимость между степенью ожирения и дыхательной недостаточностью; выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта; обычно увеличена печень; возрастает статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат (артрозы коленных и тазобедренных суставов, плоскостопие, остеохондроз и т.д.); развиваются диабет, нарушения менструального цикла, бесплодие, подагра и др. Ожирение может являться причиной функциональных нарушений деятельности нервной системы (ослабление памяти, головокружения, головные боли, сонливость днем и бессонница ночью и т.п.), могут возникать депрессивные состояния.
Методика лечебного плавания
При реабилитации больных с ожирением применяется комплексное лечение, включающее и лечебное плавание, основные задачи которого следующие:
- улучшение и нормализация обмена веществ, в частности жирового обмена;
- уменьшение избыточной массы тела;
- восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам;
- нормализация функций сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожирении;
- улучшение и нормализация двигательной функции больного;
- повышение неспецифической сопротивляемости к заболеваниям.
Упражнения на выносливость (длительные умеренные нагрузки) способствуют расходу большого количества углеводов, задействуют нейтральные жиры, расщепляя и преобразовывая их. Подбор упражнений должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям больных, обеспечивая повышенные энерготраты.
Занятия лечебным плаванием по возможности используются начиная с I (вводного, подготовительного) периода ЛФК. Цель этого периода — преодолеть двигательную пассивность, адаптировать организм к физическим нагрузкам, восстановить обычно отстающие от возрастных нормативов двигательные навыки и физическую работоспособность, активизировать желание страдающих ожирением систематически заниматься физкультурой. Остальные задачи решаются во втором периоде ЛФК.
В начале занятия проводятся общеразвивающие упражнения, а также изучается техника плавания в зале или у бортика (до 15 мин). В основной части применяется плавание умеренной интенсивности различными способами с паузами для отдыха и дыхательных упражнений (до 35 мин). В заключительной части предлагаются упражнения у бортика для восстановления функций кровообращения и дыхания (до 10 мин). Чтобы жиры стали «работать» и освобождались от энергии, они должны подвергнуться окислению, поэтому на занятиях лечебно-оздоровительным плаванием большое внимание уделяется правильному дыханию. Кроме того, все движения выполняются с большой амплитудой, в работу вовлекаются крупные мышечные группы, используются игры. Занятия должны быть длительными — до 45 — 60 мин и более.
Примерный комплекс упражнений № 24, применяемый в первом периоде ЛФК при ожирении
1.И. п. — стоя лицом к бортику, держаться за него руками. Присесть с выдохом в воду (см. рис.2). 10 раз.
2.И. п. — стоя спиной к бортику, прямые руки вытянуты вперед. Поднять прямую правую ногу, постараться коснуться пальцев ноги пальцами левой руки. То же, но левой ногой. По 5—6 раз (рис.36, 1).
3.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, выполнять выпрыгивания из воды, делая толчки двумя ногами, затем каждой ногой (см. рис.10, 16). 1 мин.
4.И. п. — стоя спиной к бортику, руки развести в стороны, ладони опираются на плавающие доски. Топить доски руками попеременно, затем — одновременно. 1 мин (рис. 36, 2).
5.И. п. — стоя у бортика, изучать дыхание при плавании кролем на груди (с подниманием головы вперед, поворотом в сторону). 2—3 мин.
6.И. п. — стоя у бортика, выполнять повороты и наклоны туловища, вращение тазом. 1 мин.
7.Лежание на воде, упражнения «Звездочка» на спине, «Поплавок», перевороты.
8.Плавание «по-своему» до 50 м.
9.И. п. — стоя у бортика, изучать движения руками кролем на спине (см. рис. 9).
10. Лежа на воде на спине, держаться руками за бортик. Изучение движений ногами кролем (см.рис.2). То же, но на груди, затем с дыханием
(см. рис.18).
11. «Водный футбол» (см. рис.19). 1—2 мин.
12.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем — 25 м, кролем на спине в полной координации — 25 м. Темп свободный. 2 раза.
13.Плавание на груди до 100 м с помощью движений ногами кролем в ластах с дыханием.
14.И.п. — стоя на глубине — вода до груди, развести руки в стороны и назад, прогнуться, сделать вдох. Описывая руками круг вперед, медленно присесть, выполнить полный длинный выдох в воду (см. рис.25). 5—6 раз.
15. Игры с мячом, эстафеты.
16.И.п. — стоя у бортика, изучать движения ногами брассом на груди и на спине. 2—3 мин.
17.Плавание с помощью движений ногами брассом на спине — 25 м, на груди (голову не опускать, дыхание свободное) — 25 м, кролем на спине в полной координации — 50 м. Темп свободный. Затем 10 выдохов в воду. 1 —2 раза.
18. Выполнить упражнение «Подводная лодка» (см. рис.22). 1 мин.
Рис.36. Специальные упражнения из примерного комплекса № 24, применяемые на первых занятиях лечебно-оздоровительным плаванием при ожирении
20.Выполнить упражнение на расслабление «Медуза».
21.И. п. — лежа на спине на воде (можно с опорой). Следить за дыханием. При глубоком вдохе приподнимается живот, длинный полный выдох и пауза (см. рис.26). 1 мин.
22.Выход из воды — ходьба с движениями руками, как при плавании брассом с дыханием.
При эндокринных и церебральных формах ожирения нагрузка умереннее, длительность занятий — до 20 — 30 мин. Упражнения на выносливость применяются через несколько занятий, осторожно, силовые упражнения не рекомендуются.
Подагра — нарушение белкового обмена. Общее заболевание организма, характеризующееся отложением мочекислых солей в сухожилиях, слизистых сумках, хрящах, преимущественно в области суставов. Возникновению подагры способствует употребление в больших количествах мясных продуктов, особенно копченостей, регулярное потребление алкоголя, ухудшение работы почек в сочетании с малоподвижным образом жизни, а также наследственная предрасположенность. Общая характеристика заболевания: воспалительный процесс в суставах (местное повышение температуры, опухание, покраснение в области сустава, сильные боли), постепенно происходит деформация суставов, нарушается их подвижность, боли, несколько уменьшаясь, становятся постоянными. Подагра чаще поражает мелкие суставы кистей и стоп, иногда - позвоночник.
Методика лечебного плавания
Лечебное плавание применяется, когда в результате комплексного лечения снимается воспаление и уменьшаются боли. Упражнения выполняются в теплой воде (t воды — от 30 °С). Перед занятием желательно проводить массаж и физиопроцедуры.
Задачи лечебного плавания:
- активизация и нормализация обмена веществ;
- усиление диуреза (выведения мочевой кислоты из организма);
- урегулирование деятельности ЦНС и эндокринной системы;
- стимуляция кровообращения в пораженных суставах;
- предупреждение ограничения подвижности в них;
- восстановление объема движений в суставах.
Методика проведения занятий аналогична применяемой при артритах и травмах соответствующих суставов. Используется также плавание на длинные дистанции освоенными способами в свободном темпе.
Сахарный диабет — заболевание, обусловленное недостаточной выработкой инсулина в организме, характеризуется серьезным нарушением обмена углеводов, повышением содержания сахара в крови. Развитию сахарного диабета способствуют нарушения центральной нервной регуляции, инфекционные заболевания, нарушения питания, чрезмерное употребление углеводов и т.д. Вследствие повышенного содержания сахара в крови ткани организма обезвоживаются, больные испытывают постоянное чувство жажды, употребляя много жидкости и выделяя много мочи, характерен повышенный аппетит. В связи с усиленным сгоранием белков и жиров больные худеют, мышечная сила их падает, отмечается сухость кожи и слизистых оболочек. Затруднения в использовании глюкозы тканями приводит к нарушению функций ЦНС, сердечно - сосудистой системы, печени, мышечной ткани и, как следствие, к снижению работоспособности. Частое осложнение — атеросклероз.
Основные методы лечения: диетотерапия (питание с ограничением углеводов), инсулинотерапия, ЛФК, в частности лечебно-оздоровительное плавание. Под воздействием правильно дозированной физической нагрузки у больных уменьшается содержание сахара в крови и моче, усиливается действие инсулина. Физическая тренировка в воде позволяет занимающемуся преодолевать мышечную слабость, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, оказывает положительное воздействие на нервную и сердечно - сосудистую системы, является эффективным средством профилактики атеросклероза.
Методика лечебного плавания
Противопоказаниями к занятиям плаванием являются тяжелая форма сахарного диабета, резкие колебания уровня сахара во время специальных функциональных проб и при тяжелых сопутствующих заболеваниях сердечно - сосудистой системы.
Основное упражнение — проплывание длинных дистанций (до 400 м) различными способами плавания в полной координации, без задержек дыхания, в спокойном темпе (например, 8 х 50 м с небольшими паузами отдыха для выдохов в воду, упражнения на расслабление). У бортика выполняются только упражнения на изучение техники плавания с большим количеством повторений. Именно такая (и со временем постепенно повышающаяся) физическая нагрузка вызывает усиленное потребление глюкозы мышцами и ее сгорание. При легкой форме заболевания движения выполняются с большой амплитудой в медленном и среднем темпе, продолжительность занятия — 30 — 40 мин. При средней форме темп обычно медленный, амплитуда движений ниже максимальной, плотность занятия ниже средней (30 — 40%), продолжительность занятия — 20 — 30 мин. Обязателен строгий врачебный контроль.
2.7. Плавание в гинекологии и при беременности
В гинекологической практике лечебно-оздоровительное плавание является методом восстановительной терапии и применяется для укрепления мускулатуры брюшного пресса и тазового дна, восстановления нормального положения матки в послеоперационном периоде.
Лечебное плавание в гинекологии применяется: 1) после оперативных вмешательств (удаление фибромы, кисты, операции в пределах тазовой области, по поводу внематочной беременности и т. п.) в позднем послеоперационном периоде и 2) при неправильном положении половых органов (загиб матки кзади и кпереди, опущение матки 1-й степени, опущение влагалища). Загиб матки может быть связан с нарушением ее тонуса, перерастяжением связочного аппарата и мышц тазового дна, а также может возникать после воспалительных заболеваний женских половых органов, при образовании спаек, при наличии вредной привычки задерживать мочеиспускание и т.д.
Причины опущения и выпадения матки: снижение тонуса или нарушение целостности (разрыв промежности при родах) мышц тазового дна, которые удерживают половые органы в нормальном положении, ослабление связочного аппарата матки и мышц передней брюшной стенки. Симптомы заболевания: тянущие боли внизу живота, нарушения мочеиспускания (недержание при кашле, нагрузке), возникновение запоров.
Методика лечебного плавания
Основные задачи лечебного плавания — укрепление мышц тазового дна и брюшного пресса, профилактика заболевания.
Примерный комплекс упражнений № 25, применяемый при гинекологических заболеваниях
1.Ходьба скрестным шагом, с высоким подниманием бедра (касаясь коленом разноименного локтя согнутой руки), передвижение прыжками на глубине — вода до груди. 1 мин.
2.И. п. — стоя на глубине — вода до пояса, выполнять приседания с выдохом в воду (см. рис.2). 10 раз.
3.Изучение движений ногами кролем на спине и на груди у бортика (см. рис.2,18). 2 мин.
4.И. п. — стоя спиной к бортику, руки находятся перед грудью. Выполнять 2 рывка руками в стороны, затем повернуться влево и выпрямленной левой рукой коснуться стенки бортика (см. рис.10). Вернуться в и. п. То же, но в другую сторону. По 5—7 раз.
5.Скольжение (максимально длительное) с толчком от бортика на задержке дыхания. Скольжение «винтом» (см. рис.8). 1 мин.
6.Плавание на спине 25 м с помощью движений ногами кролем. Пауза отдыха, исправление ошибок. 1—2 раза.
7.И. п. — стоя у бортика, выполнять упражнение на втягивание заднего прохода и промежности. 10 раз.
8.И. п. — вис на высоком бортике лицом или спиной к бортику, держаться за него руками. Поднять ноги и выполнять упражнение «Велосипед» (см. рис.5), прямыми ногами — «ножницы» (см. рис.8). 1 мин.
9.Изучение дыхания у бортика с подниманием головы на вдохе. То же, но
с движением ногами кролем на груди. 1 мин.
10.Плавание 25 м с помощью движений ногами кролем на груди с дыханием. Пауза отдыха, исправление ошибок. 1—2 раза.
11.Смена положений «звездочка» на груди и на спине, затем «Поплавок». 1 мин.
12.И. п. — вис на высоком бортике спиной к нему. Упражнение выполняется под счет: на «раз» - согнуть ноги в коленях; на «два» - подтянуть их к животу; на «три-четыре» - дотянуться коленями до стенки бортика справа; на «пять-шесть» -то же, но в другую сторону; на «семь-восемь» — вернуться в и. п. и расслабиться (см. рис.18). 5-6 раз.
13.Плавание «по-своему» — 50 м.
14.И. п. — стоя на дне, в руках — доска. Попеременно сгибая ноги, касаться коленом доски, одновременно напрягая мышцы ягодиц. Темп медленный. По 10 раз каждой ногой (рис.37, 1).
15.У бортика изучение движений руками кролем на спине (см. рис.9). 1 мин.
16.Плавание до 100 м кролем на спине в полной координации.
17.Ныряния за предметом, который лежит на дне на расстоянии 5 м от пловца (см. рис.35). 1 мин.
18.И. п. — стоя у бортика левым боком, расстояние — один шаг, держаться за него вытянутой рукой. Прямой правой ногой попеременно огибать левую ногу спереди и сзади, дотягиваться (носком) до стенки бортика (положение туловища стараться сохранить). То же, но стоя к бортику правым боком и выполняя движения левой ногой. По 15—20 раз (рис.37, 2).
19.И. п. — лежа на воде на груди, в руках — доска, в ногах — круг. Поднять голову — вдох; выполняя медленный выдох, одновременно топить доску и круг, приподнимая таз. 6—8 раз (рис.37, 3).
20.Купание, свободное плавание. 2—3 мин.
При загибах матки кзади используется больше упражнений и способов плавания с и. п. лежа на воде на груди; при загибах кпереди — соответственно лежа на спине. Продолжительность занятий — 30 — 40 мин, курс занятий (при частоте 2 — 3 раза в неделю) — не менее 2 мес.
Лечебно-оздоровительное плавание применяется в качестве профилактического и общеукрепляющего средства во время беременности и в послеродовом периоде. Физические упражнения в воде позволяют оптимизировать режим функционирования основных систем организма в изменившихся условиях. Известно о пагубном влиянии гиподинамии на беременность. Следствием гиподинамии являются угроза прерывания беременности и токсикоз в первой половине беременности, слабость родовой деятельности и увеличение продолжительности родов, уменьшение суточной секреции молока в 2 раза.
Преимущества лечебно-оздоровительного плавания в период беременности по сравнению с занятиями лечебной физкультурой в зале заключаются в следующем: в разные периоды беременности не рекомендуется использовать некоторые упражнения, например такие, как одновременные движения прямыми ногами; переход из положения лежа в положение сидя; резкие наклоны и прогибания туловища; ограничиваются и. п. стоя, лежа на спине и на животе. Эти ограничения при занятиях гимнастикой в зале не распространяются на занятия лечебно-оздоровительным плаванием, поскольку в воде тело находится практически в состоянии невесомости.
Методика лечебного плавания
Занятия физическими упражнениями показаны всем женщинам с неосложненной беременностью. Противопоказаниями могут быть следующие симптомы: резковыраженный токсикоз (неукротимая рвота); эклампсия (бессознательное состояние с припадками судорог); маточное кровотечение; изменения в шейке матки; изменения, связанные с замедлением роста плода; привычные выкидыши; систематическое появление схваткообразных болей после занятий, а также остролихорадочные заболевания, туберкулез, острое заболевание почек, расстройства кровообращения, хронический аппендицит с наклонностью к обострению, повышенное артериальное давление, разрыв плевры, заболевания сердечно - сосудистой системы.
Обязательным условием перед началом занятий плаванием является консультация с врачом-гинекологом. Занятия строятся с учетом уровня физической подготовленности беременных. Частота занятий — 3 раза в неделю. Купальник не должен быть плотно облегающим, стесняющим движения. Плавание должно проводиться при t воды от 28 до 30 °С. Поскольку очень важен эмоциональный фон, занятия проводятся в группах, используются игры, музыкальное сопровождение. Исходные положения должны быть разнообразными. После упражнений, связанных с работой больших мышечных групп, необходимо выполнять статические дыхательные упражнения с глубоким выдохом при максимальном расслаблении всех мышц. По мере освоения упражнений изучается техника плавания. Целесообразно плавать на короткие дистанции, отдыхая и выполняя упражнения в воде. После занятия желательно не спешить, в душе и раздевалке расслабиться, отдохнуть 10—15 мин.
Задачи I триместра беременности (до 12-й недели):
-общее оздоровительное действие водных процедур на организм женщины;
-обучение навыкам полного дыхания, диафрагмального дыхания;
-обучение произвольному напряжению и расслаблению мускулатуры;
-адаптация сердечно - сосудистой системы к нагрузкам.
Используются простые упражнения на большие мышечные группы, из разных исходных положений, выполняемые в медленном и среднем темпе по 4 —6 раз с полной амплитудой. Не рекомендуются упражнения на растяжение. В вводной части применяют упражнения в воде с и.п. стоя у бортика: движения в голеностопных и лучезапястных, коленных и локтевых суставах, дыхательные, на расслабление, освоение с водой. В основной части применяются дыхательные упражнения, для мышц тазового дна и брюшного пресса, изучение техники плавания кролем на спине, брассом. В заключительной части — общеукрепляющие упражнения без включения больших мышечных групп, дыхательные, на расслабление. Продолжительность занятия — 15 — 20 мин. В сроки, соответствующие менструации, продолжительность занятий уменьшается до 10—12 мин (за счет уменьшения количества повторов).
Желательно первые занятия проводить в разное время суток. Необходимо учитывать, что в первом триместре беременности у женщин часто наступает быстрое утомление, появляется тошнота, поэтому упражнения должны выполняться с особой осторожностью.
Задачи II триместра (от 13-й до 27-й недели беременности):
-укрепить мышцы живота, укрепить и сделать более эластичными мышцы промежности;
-увеличить подвижность позвоночника, крестцово-подвздошных сочленений;
-укрепить мускулатуру тела;
-увеличить адаптацию сердечно - сосудистой системы к физической нагрузке.
В первой половине II триместра применяются все упражнения, рекомендованные для I триместра, и вводятся следующие: упражнения с задержкой дыхания на вдохе, в напряжении и расслаблении ягодичных мышц с одновременным втягиванием заднего прохода; на укрепление мышц живота и таза; плавание кролем на спине и брассом в медленном темпе. У бортика используются повороты и наклоны туловища, попеременное сгибание и разгибание, отведение и приведение прямой и согнутой ноги, выгибание
и прогибание спины, выпады и полуприседания с опорой одной ногой о ступеньку лестницы или уступ на стенке; профилактические упражнения для стоп.
Во второй половине II триместра для борьбы с отеками половина упражнений выполняется ногами, для профилактики нарушения осанки повышенное внимание уделяется укреплению мышц спины. Ограничиваются упражнения на задержке дыхания, с ускорениями, с одновременным подъемом коленей к груди, «Велосипед» в вертикальном положении (только лежа на воде, держась руками за бортик). Продолжительность занятия — 30 — 40 мин.
Примерный комплекс упражнений № 26, применяемый во II триместре беременности
Рис. 38. Специальное упражнение из примерного комплекса № 26, применяемое во II триместре беременности
1.И. п. — стоя боком к бортику, держаться за него рукой. Упражнение «Гусеничка» (см. рис.16); потянуть носок на себя, оттянуть; вращение стопы; сгибание ноги в колене, стараясь дотянуться пяткой до ягодиц, затем поднимая колено к животу. То же, но другой ногой. 1—2 мин.
2.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, сжать пальцы в кулак, выпрямить; вращение кулаками; выполнение «восьмерок»; ходьба с движением руками, как при плавании брассом. 1—2 мин.
3.Упражнение «Медуза» на задержке дыхания (в конце триместра — с выдохом в воду). И.п. — стоя на глубине — вода до груди, слегка присесть с выдохом в воду (см. рис.3) (движения расслабленные, выдох полный и длинный, стараться открывать глаза под водой).
4.Повторение у бортика движений руками, как при плавании кролем: на задержке дыхания, затем с дыханием, в ходьбе. 2 мин.
5.И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик. Выполнять движения ногами кролем (см. рис.2), «ножницы» (см. рис.17). 1 —2 мин. Затем — 10 выдохов в воду.
6.И. п. — стоя у бортика, выполнять наклоны и повороты туловища, вращение тазом. 1 мин.
7.Плавание до 100 м кролем на спине. Темп свободный.
8.И. п. — стоя боком к бортику, держаться за него рукой. Сгибание и разгибание, отведение и приведение прямой и согнутой в колене ноги. То же, но другой ногой, повернувшись другим боком. Темп медленный. По 4—6 раз каждое движение.
9.Плавание до 100 м брассом на спине. Темп свободный.
10.И. п. — стоя на дне, опереться одной ногой о ступеньку лестницы или уступ на стенке. Выполнять приседания (рис.38). По 5—6 раз каждой ногой. Выпады — по 4 раза каждой ногой.
11.Упражнение «Поплавок» с переходом в положение «Звездочка» на груди. 1—2 раза.
12.Плавание до 50 м при помощи движений ногами кролем на груди с поднятой головой.
13.И. п. — лежа на воде на груди, в руках — доска, в ногах — круг, выполнять дыхание с подниманием головы на вдохе и длинным выдохом в воду (см. рис. 37). 10 раз.
14.И. п. — лежа на воде на боку, держаться рукой за бортик. Изучение движений ногами, как при плавании на боку. 2 мин.
15.Плавание до 100 м брассом на груди в медленном темпе.
16.И. п. — стоя у бортика, выполнять упражнения на напряжение и расслабление ягодичных мышц с одновременным втягиванием заднего прохода. 1 мин.
17.Профилактические упражнения для стоп. Перекатывание палки, маленького мяча по дну. Приподняться на носках, покачаться (см. рис.7). 1 мин.
18.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки — впереди. Развести руки в стороны—назад, сделать вдох, присаживаясь и возвращая руки в и. п. — выдох в воду (см. рис.25). 4—5 раз.
19.Ходьба скрестным шагом, с высоким подниманием бедра, с дыхательными упражнениями. Следить за осанкой. 1 мин.
20.Любые упражнения на произвольное расслабление.
Задачи III триместра (с 28-й недели беременности до родов):
-устранение застойных явлений в малом тазу и ногах;
-стимуляция дыхания и кровообращения;
-поддержание достигнутого уровня физической активности;
-доведение до автоматизма и сохранение глубокого ритмичного дыхания при выполнении упражнений;
-выработка двигательных навыков, необходимых при родах.
В этот период происходит постепенное уменьшение нагрузки за счет снижения количества повторов. Включается больше упражнений на произвольное расслабление, дыхательные (особенно глубокое ритмичное или «грудное» дыхание). Продолжают укрепляться мышцы спины, брюшного пресса, таза (с обязательным расслаблением), мышцы свода стопы. Применяются упражнения в горизонтальном положении, подныривания с выдохом в воду, любые движения на глубине — вода до груди и плеч помогают уменьшить отеки. Вводная часть включает упражнения на мелкие и средние суставы, изучение техники движений руками кролем и брассом с дыханием, упражнения на углубленное дыхание с движением рук, частично — корпуса, расслабление отдельных мышечных групп. В основной части применяются упражнения на мышцы тазового дна, дыхание при напряженном брюшном прессе, глубокое дыхание, увеличение подвижности тазовых сочленений и позвоночника, плавание спортивными способами и свободное. Заключительный раздел составляют упражнения на статическое дыхание, общеукрепляющие для рук и ног с постепенным уменьшением нагрузки, лежание на воде, расслабление. Продолжительность занятия — 20 — 30 мин.
Изменения в дыхательной системе могут затруднять плавание на поздних сроках беременности, в таком случае выполняются только упражнения у бортика. Как и в I триместре, важны строгий контроль за занимающимися и осторожная дозировка нагрузки.
Необходимо продолжать занятия плаванием и в послеродовой период. Приступать к ним следует постепенно, когда женщина сама почувствует себя готовой к тренировкам (не раньше чем через 2 — 3 недели). В этот период женщина кормит грудью ребенка, но умеренные занятия в бассейне не влияют на количество и состав молока.
В послеродовой период физические упражнения в воде способствуют обратному сокращению матки и перерастянутых мышц живота, восстановлению правильного анатомического положения органов брюшной полости и малого таза. Улучшается деятельность кишечника и мочевого пузыря, предупреждаются осложнения, связанные с задержкой выделений из матки, увеличивается лактационная способность.
Основное внимание также уделяется укреплению мышечного корсета, мышц тазового дна, мышц и связок суставов, профилактике нарушений осанки и плоскостопия. При разрывах мягких тканей противопоказаны разведение ног, натуживания, приседания, плавание брассом. Через 3 мес после родов возможны полноценные оздоровительные тренировки.
2.8. Плавание в некоторых других случаях
Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях. Оно способствует более энергичному течению регенерации тканей и рубцеванию ран после различных оперативных вмешательств, восстановлению после длительной гипокинезии, а также является отличной тренировкой вестибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согласованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.
Велика гигиеническая роль плавания в открытых водоемах. Омывая тело пловца, вода очищает кожу от пыли, выделений потовых и сальных желез, отшелушивает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кожа становится гладкой и эластичной. Большое значение имеет химическое воздействие на кожу морской воды.
При ожогах и отморожениях после заживления и рубцевания ран упражнения в теплой воде (t воды — от 30 °С и более) позволяют использовать небольшую силу атрофированных мышц и тем самым способствуют профилактике контрактур. И конечно, обязательно используются общеразвиваюшие упражнения для непораженных мышечных групп.
Обычно занятия плаванием, как и упражнения в воде, вызывают положительные эмоции. Во время всплеска положительных эмоций в кровь выделяется адреналин, растет газообмен, усиливаются почти все энергетические процессы, происходит прилив сил, повышается работоспособность.
Плавание активизирует процессы обмена веществ в организме человека, в чем особенно нуждаются люди пожилого возраста. Для молодых людей занятия плаванием способствуют значительному развитию мускулатуры, так как сопровождаются активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создавая благоприятные условия для их работы (при повышенном снабжении мышечных волокон кислородом). Это связано с цикличностью плавания (ритмичность чередования напряжения и расслабления мышечных групп). Физическая нагрузка (сохранение горизонтального положения тела, приложение больших мышечных усилий для преодоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) вместе с действием температурных факторов (низкая температура воды способствует увеличению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспособность организма.
Оздоровительное плавание применяют и для повышения иммунитета. Иммунитет -невосприимчивость организма к различным инфекционным возбудителям, некоторым вредным веществам, природным ядам и т.д.
Водные процедуры также усиливают деятельность кроветворных органов, в которых происходит формирование элементов крови (селезенка, костный мозг и др.). Например, после водных процедур повышается количество лейкоцитов в крови, и защитная функция крови в отношении болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ увеличивается. Одно из основных активных средств повышения иммунитета — закаливание — научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
Медицинских отводов от закаливания нет (только острые лихорадочные заболевания). Мнение, что специальные закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям, глубоко ошибочно. Однако при закаливании необходимо соблюдать некоторые правила, нарушение которых не приводит к положительному эффекту. Перечислим их.
1.Необходимо систематически применять закаливающие процедуры независимо от времени года, не делая перерывов.
2.Постепенно увеличивать дозы закаливания.
3.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма.
4.Все процедуры должны проводиться На фоне положительных эмоций.
Понятие «закаливание» применяется по аналогии с технологией закаливания железа или стали, когда при сильном нагревании и последующем резком охлаждении металл приобретает большую стойкость и твердость. Нечто подобное происходит и с организмом человека, который в результате закаливающих процедур приобретает способность противостоять неблагоприятным природным факторам.
Закаленный человек — это человек, который сознательно приучил себя переносить холод, жару и другие неблагоприятные природные условия и развил соответствующую способность организма успешно противостоять им. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, используется с древних времен (дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет). Большое влияние на выработку устойчивости организма к неблагоприятным климатическим условиям оказывает наше сознание, образное мышление (с помощью самовнушения некоторые люди могут повышать на холоде свой энергообмен до 50 %).
Запуск механизмов приспособления организма к суровым климатическим условиям с помощью закаливающих процедур позволяет человеку лучше переносить температурные колебания, повышает общую устойчивость организма к различным болезням, делает организм человека здоровее на долгие годы. Для создания закаливающих условий наиболее широко применяют процедуры, связанные с теплом и холодом. В основном используют воду: в виде пара — для запуска механизмов приспособления к жаре; в виде ледяной воды — для запуска механизмов приспособления к холоду. Причем было подмечено, что запускать механизмы приспособления к суровым климатическим условиям с помощью закаливающих процедур лучше всего с момента рождения, а в дальнейшем регулярно их поддерживать. Активизируя процессы жизнедеятельности организма, закаливающие процедуры тонизируют организм. Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость — в 4 раза больше, чем воздуха.
Различают три фазы реакции организма на действие низких температур воды. Первая фаза — наблюдается повышенный спазм сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении — реакция под- кожно-жировой клетчатки. Вторая фаза — адаптируясь к низкой температуре воды, кожа становится красной, снижается артериальное давление, активизируются особые клетки в сосудистых «депо» кожи и подкожной клетчатки, освобождая биологически активные вещества. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) — приспособительные возможности организма исчерпываются, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания действие первой фазы сокращается, быстрее наступает вторая фаза закаливания. Необходимо всегда следить, чтобы не наступила третья фаза.
Воздействие воды на организм человека во время плавания начинается с воздействия на кожу, поверхность которой составляет в среднем 1,5 — 2 м2. Рецепторы кожи передают импульсы по нервному пути в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществляться перестройка функций всех органов и систем и, как следствие, приспособление организма к водной среде. Если воздействия повторяются систематически, организм вырабатывает стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппарата терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания при оздоровительном плавании.
Самое эффективное закаливание — комбинированное, с использованием нескольких факторов. Например, купание в естественных водоемах в теплое время года, в открытых бассейнах круглогодично.
В настоящее время широко используют метод контрастного закаливания — чередование бани или сауны с купанием в холодной воде. В процессе такого закаливания организм вырабатывает способность реагировать на жару, как на холод, и наоборот. Человек, занимающийся контрастным методом температурного закаливания, способен хорошо переносить как низкие, так и высокие температуры окружающей среды, наименее подвержен простудам.
Итак, в лечебных и оздоровительных целях занятия плаванием доступны и полезны людям всех возрастов практически при всех заболеваниях, нарушениях и травмах.
Литература
1. Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с
2. Викулов А.Д. Плавание. – М: Владос пресс, 2006. – 400с.
3. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 360 с
4. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. — Ростов н/Дону: Феникс, 2001.-200 с
5. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400 с
6. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. С. Н. Попова. — Ростов н/Дону: Феникс, 2000.-380 с
7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Гардарики, 2003. – 308 с
Дата: 2019-07-31, просмотров: 512.