Плавание при заболеваниях органов пищеварения, мочевыделения и болезнях обмена веществ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заболевания органов пищеварения в структуре общей заболе­ваемости занимают одно из первых мест. Они чаще всего имеют хронический характер и поражают людей трудоспособного воз­раста.

Причинами этих заболеваний являются: инфекционный фактор (перенесенные острые кишечные инфекции влекут за собой про­должительные расстройства органов пищеварения); пищевой фак­тор (пищевые отравления некачественными продуктами); хими­ческий фактор (отравления препаратами бытовой химии, ядохими­катами, хронические интоксикации); нейропсихогенный фактор (стрессы), который создает благоприятный фон для воздействия перечисленных факторов на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ); иногда прослеживается действие наследственного фактора.

Упражнения в воде помогают ликвидировать остаточные явле­ния после воспалительных процессов, которыми сопровождаются заболевания пищеварительной системы. При хронических формах таких заболеваний, как гастрит, колит, холецистит и др., меха­низм положительного воздействия плавания на человека сводится к повышению общего тонуса всего организма, усилению обмена веществ, активизации секреторных и моторных функций органов пищеварения.

Поэтому в программу занятий можно включать не только обу­чение технике передвижения в воде, но и элементарную трени­ровку, умеренную по общему объему и интенсивности выполне­ния упражнений.

Гастрит — воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки желудка. По результатам массовых обследований, гастрит обнаруживается более чем у 50 % взрослого населения индустриально развитых стран. При остром гастрите развитие воспалительных изменений в желудке наступает в тече­ние нескольких часов. Однако чаще наблюдается хронический гаст­рит — постепенное развитие воспалительного процесса, измене­ний в слизистой оболочке желудка, нарушения моторной и секре­торной функций желудка. Нередко страдают и другие органы, на­пример: печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, нервная и эндокринная системы. Гастрит является постепенно прогресси­рующим заболеванием, периоды обострения которого сменяются состоянием ремиссии. Причины хронического гастрита: длитель­ное нарушение питания, употребление раздражающих слизистую оболочку продуктов, пристрастие к горячей пище и питью, пло­хое разжевывание пищи, еда в сухомятку, частое употребление алкогольных напитков, неполноценное питание (недостаток бел­ка, витаминов, железа). Другие заболевания органов пищеварения часто способствуют развитию хронического гастрита.

Основные симптомы заболевания: боли (через 1 — 1,5 ч после еды или натощак), диспептические расстройства, изжога, отрыж­ка, чувство давления, жжения, распирания в подложечной обла­сти, запоры, иногда рвота, порой наблюдается похудение (призна­ки гиповитаминоза). Существует две основные формы га­стрита: 1) хронический гастрит с пониженной секреторной функ­цией (секреторная недостаточность); 2) хронический гастрит с нормальной или повышенной секреторной функцией.

Методика лечебного плавания

Когда обострение гастрита стихает, проводят занятия для улуч­шения кровообращения в брюшной полости и создания благопри­ятных условий для регенеративных процессов, для улучшения тро­фики слизистой оболочки желудка, воздействия на секреторную, моторную функции желудка и нейрогуморальную регуляцию пи­щеварительных процессов. На занятиях лечебно-оздоровительным плаванием рекомендуется средняя нагрузка, применяются обыч­ная ходьба, дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание), во второй половине второго периода ЛФК включаются упражне­ния для мышц брюшного пресса.

При гастрите с пониженной секреторной функцией занятие про­водится за 2 ч до еды для улучшения кровообращения в желудке в течение 30 — 40 мин, групповым методом, с использованием игр, эстафет для повышения эмоционального фона. Основные задачи:

- повышение общего тонуса организма;

- усиление обмена веществ;

- стимуляция секреторно-моторной функции желудка.

 

Примерный комплекс упражнений № 22, применяемый во втором пе­риоде ЛФК при гастритах с пониженной секреторной функцией

 

1.Любые упражнения в ходьбе. Темп свободный.

2. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до пояса, выполнять энергич­ные одновременные круговые движения руками с ритмичным дыханием. 10—20 раз.

3. Плавание 25 м при помощи движений ногами брассом на груди с ды­ханием (в руках — круг). То же, но руками кролем на спине (в ногах — круг) (рис.33).

4. Скольжение на груди с удлиненным выдохом в воду, скольжение «винтом» (см. рис.8). 1 мин.

5. Упражнения в парах. И. п. - лежа на груди, зацепиться стопами с разных сторон за обруч, круг или дорожку. Работая руками кролем на задержке дыха­ния, постараться перетянуть соперника (см. рис.26). 2—3 раза по 5—10 с.

6. «Летающий дельфин». Выпрыгивания из воды (см. рис.16). 5 раз. Затем выполнить 10 выдохов в воду.

7. Плавание на груди любым способом, толкая впереди себя мяч (см. рис.26). Упражнение можно проводить в виде игр или эстафеты. До 25 м.

8. И. п. —лежа на воде на груди, держаться вытянутыми вперед руками за бортик. Выполнять выдохи в воду (см. рис.26). При опускании головы ноги должны всплывать на поверхность воды. 10 раз.

9. Плавание на груди с помощью движений ногами и одной рукой кролем с дыханием (в другой руке — доска). По 25 м каждой рукой (см. рис.14).

10.Плавание брассом на спине 20 м  в медленном темпе, затем перевернуться на грудь и плыть кролем на груди 5 м  на задержке дыхания в быстром темпе. 4 раза.

11.И. п. — стоя на дне, изучать движения двумя руками кролем с дыхани­ем.

12.Игра «Водное поло» по упрощенным правилам. 3—5 мин.

13.Плавание на спине 25 м с помощью движений ногами брассом со скольжением и расслаблением, кролем на спине 25 м в полной координации. Затем — 10 выдохов в воду.

14.При выходе из воды выполнять движения руками, как при плавании баттерфляем с дыханием (см. рис.23).

 

При гастритах с нормальной и повышенной секреторной функци­ей упражнения

 

Рис. 33. Специальное упражнение из примерного комплекса № 22, применяемое во втором периоде ЛФК при гастритах с пониженной секреторной функцией

 

выполняются в медленном и свободном темпе, ритмично, под легкую, спокойную музыку; применяются дыха­тельные упражнения и на расслабление. Продолжительность заня­тий — до 25 — 30 мин.

 

Примерный комплекс упражнений № 23, применяемый во втором периоде ЛФК при гастритах с нормальной и повышенной секретор­ной функцией

 

1.Плавание «по-своему» в свободном темпе 25 м.

2. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до груди, выполнять поочеред­ные круговые движения руками назад — «мельница» (см. рис.19). Повто­рить 2 раза по 10 движений.

3. И. п. — лежа на воде на груди, в ногах — круг, в руке — доска, выпол­нять гребки свободной рукой кролем с дыханием (см. рис.24) и расслабле­нием руки в конце гребка. 10 раз каждой рукой.

4. Плавание на груди 50 м с помощью движений ногами брассом, с удлиненным выдохом и скольжением (в руках — доска).

5. И. п. — стоя у бортика, изучать движения руками кролем на груди с дыханием. 1 мин.

6. Плавание кролем на груди по 25 м с помощью: одних ног (в руках — круг), одних рук с дыханием (в ногах — круг), в полной координации. Затем 25 м кролем на спине. Темп свободный.

7. И. п. — стоя на дне на глубине — вода до пояса, выполнять упражне­ние под счет: на «раз» — подняться на носки, руки — вверх, сделать вдох; на «два» — присесть под воду, делая выдох, постараться коснуться дна руками (см. рис.24). 3—4 раза.

8. Плавание брассом на спине 100 м (см. рис. 1.9), обращая внимание на фазу скольжения с расслаблением и долгим выдохом.

9. Упражнение «Медуза» с длинным полным выдохом и «оседанием» на дно (рис.34).

 

Рис.34. Специальное упражнение из примерного комплекса № 23, применяемое во втором периоде при гастритах с нормальной и повышенной секреторной функцией

 

 

10. Плавание кролем на груди с ритмичным дыханием — 25 м, кролем на
спине — 25 м.

11.«Подводная лодка» (см. рис.22).

12.Плавание при помощи движений ногами брассом на груди 50 м, голо­ву не опускать, дыхание свободное, особое внимание на фазе скольжения.

13.Лежание на спине. Делая небольшие поддерживающие гребковые движения кистями, необходимо как можно дольше продержаться на воде. До 3 мин.

14.Расслабленное купание. 2—3 мин.

     В третьем периоде ЛФК и в фазе ремиссии применяется оздо­ровительное плавание в качестве систематической тренировки.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хрони­ческое рецидивирующее заболевание, характеризующееся язвообразованием в соответствующей зоне. Развитию данного заболевания способствуют предшествующий гастрит, разнообразные поражения нервной системы (острые психотравмы, умственное перенапряже­ние, неврозы), гормональный фактор (нарушение выработки пище­варительных гормонов), нарушение режима питания и состава пищи, инфекционная (вирусная) среда, наследственные и кон­ституциональные факторы. Основные симптомы заболевания: боли (натощак или после еды, а также ночные), изжога, отрыжка, рво­та с кислым содержимым после еды. Наиболее опасное осложне­ние язвенной болезни — прободение стенки желудка, сопровож­дающееся острой болью и признаками воспаления брюшины, при котором требуется немедленное оперативное вмешательство.

Методика лечебного плавания

Задачи лечебного плавания:

- общее укрепление и оздоровление организма;

- улучшение крово- и лимфообращения в брюшной полости;

- воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеваритель­ных процессов.

Плотность занятий плаванием средняя, продолжительность — до 30 мин.

Группы упражнений, применяемые при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

 

1. Общеразвивающие упражнения у бортика, в ходьбе.

2. На освоение с водой.

3. Изучение техники плавания.

 

4. Дыхательные упражнения, обращая внимание на диафрагмальное ды­хание.

5. Специальные упражнения: приседания и «Велосипед» у бортика; сме­на положений в упражнениях «Поплавок» — «Звездочка»; на укрепление мышц туловища; на удержание на поверхности воды в вертикальном поло­жении (движения ногами брассом, руками — «восьмерки»).

6. Подвижные игры, эстафеты.

Во втором периоде объем, продолжительность и интенсивность занятий плаванием увеличиваются (до 40 — 60 мин), включаются элементы водного поло, прикладного плавания, изу­чается стартовый прыжок, применяется «круговая тренировка» (повторения серий упражнений).

 

Энтерит, колит — воспаление соответственно тонкого или тол­стого кишечника, часто с вовлечением в патологический процесс соседних отделов ЖКТ. Как правило, данные заболевания — ре­зультат инфекционного или вирусного заражения, иногда причина кроется в нарушении питания, интоксикации, алкоголизме, пище­вой аллергии. У больных отмечаются тупые боли в области живота, тошнота, метеоризм, общее недомогание, иногда рвота, диарея (по­нос). Лечебно-оздоровительное плавание является высокоэффек­тивным средством в период реабилитации, поскольку состояние «невесомости» и горизонтальное положение уменьшают внутрикишечное давление. Методика проведения занятий плаванием ана­логична методике, применяемой при язвенной болезни. Больше внимания уделяется релаксации (произвольному расслаблению).

Дискинезии {дисфункции) кишечника — нарушения функции кишечника по гипомоторному (атония кишечника) или гипермо­торному типу. Дискинезия кишечника возникает обычно после перенесенных желудочно-кишечных заболеваний, вследствие на­рушения питания.

Гипомоторный тип проявляется болями, нарушениями стула (по­носы или запоры), возможны метеоризм, распирание, урчание в животе, общая слабость, быстрая утомляемость. Гипермоторный тип характеризуется усилением и увеличением продолжительно­сти сокращений толстой кишки (спазм), сопровождающихся за­медлением опорожнения содержимого кишки и кишечными ко­ликами (приступы болей в животе).

Дискинезии желчевыводящих путей — функциональные наруше­ния тонуса и моторики желчного пузыря и желчных путей. Различа­ют гипокинетическую и гиперкинетическую формы. Гипокинетиче­ская форма проявляется периодически возникающими болями и чув­ством распирания в правом подреберье, а также диспептическими явлениями. Для гиперкинетической формы характерны приступо­образные боли после сильных психоэмоциональных напряжений, физической перегрузки, нередко — диспептические явления (тош­нота, рвота, нарушение стула), ухудшение общего состояния.

Методика лечебного плавания

Задачи лечебного плавания:

- активизация крово- и лимфообращения в брюшной полости;

- улучшение моторной функции кишечника;

- создание условий для оттока желчи;

- воздействие на механизмы регуляции пищеварительной системы;

- поднятие тонуса и общее оздоровление организма.

   Существенное место отводится дыхательным упражнениям, а также применяются общеразвивающие упражнения у бортика, на освоение с водой, изучение техники плавания. При дискинезии желчевыводящих путей обязательно используется плавание на ле­вом боку и на спине для улучшения оттока желчи. Особенности методики следующие.

При заболеваниях по гипомоторному типу используются упраж­нения для мышц брюшного пресса с постепенным повышением нагрузки и в сочетании с расслаблением, движения ногами с боль­шой амплитудой; упражнения для туловища (наклоны, поворо­ты) выполняются аккуратно, так как возможно появление тош­ноты; используются подвижные игры, ходьба. Применяется частая смена исходных положений для упражнений у бортика и способов плавания. Все движения должны быть плавными, с постепенно возрастающей амплитудой, чередоваться с дыхательными движе­ниями. Продолжительность занятия — 25 — 35 мин.

При заболеваниях по гипермоторному типу занятие рекоменду­ется начинать с расслабляющего массажа, упражнений на релакса­цию. Ограничиваются упражнения для крупных мышечных групп, в том числе для мышц брюшного пресса и нижних конечностей, статические напряжения. Включаются паузы для отдыха, релаксации, дыхательных упражнений. Темп выполнения движений — от медлен­ного до среднего. По мере устранения спастики занятия активизи­руются, дополняются малоподвижными играми. В целом нагрузка носит щадящий характер. Продолжительность занятия — 20 — 30 мин.

Спланхоптоз — опущение органов брюшной полости (гастро­птоз — желудка, энтероптоз — кишечника), которое может быть врожденным (обусловленным особенностями конституции) или приобретенным, вследствие ослабления и растяжения связочного аппарата и мышц брюшного пресса (значительная потеря веса,  удаление крупных опухолей брюш­ной полости, астеническое телосложение, сидячий образ жизни, длительная работа с поднятием тяжестей и т.п.). Желудок, кишеч­ник и тазовые органы смещаются вниз, а связки, удерживающие их, растягиваются. Типичными симптомами являются: неприятное ощущение после еды, чувство тяжести, боли в животе, отрыжка, иногда головокружение, сердцебиение, общая слабость.

Методика лечебного плавания

Упражнения в и. п. стоя во втором периоде ЛФК могут приме­няться только в воде. Специальные упражнения сочетаются с общеразвивающими, дыхательными, на координацию, на формирова­ние правильной осанки. Исключаются упражнения, вызывающие смещение органов брюшной полости вниз (силовые, резкие на­клоны туловища, прыжки, задержка дыхания). Техника движений ногами брассом изучается в конце второго периода ЛФК. Темп выполнения движений средний. Продолжительность занятия — до 25 — 30 мин.

Специальные упражнения, применяемые во втором периоде ЛФК при спланхоптозе

 

 

1.И. п. — вис спиной к высокому бортику. Согнуть ноги в коленях, подтя­нуть к животу, развернуть колени вправо, стараясь коснуться стенки бортика (см. рис.18). То

Рис. 35. Специальные упражнения при спланхоптозе во втором периоде ЛФК

 

же, но в другую сторону. По 5 раз в каждую сторону.

2. И. п. — стоя спиной к бортику, держаться за него руками. Поднять ноги и выполнять «Велосипед» (см. рис.5). 2 раза по 10—15 с.

3. И. п. — стоя спиной к бортику, руки держать перед грудью. Выполнять 2 рывка руками в стороны, затем повернуться влево и выпрямленной левой рукой коснуться стенки бортика (см. рис.10). Вернуться в и. п. То же, но в правую сторону. По 5—7 раз в каждую сторону.

4. И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки опущены, ладони прижаты к туловищу. Выполнять упражнение «Насос» — наклон в сторону (рука сколь­зит по туловищу вверх) с выдохом в воду в сторону наклона (см. рис.2). По 5 раз в каждую сторону.

5. И. п. — стоя у бортика, держаться за него одной рукой. Отведение, при­ведение и вращение прямой ногой (см. рис.6, 17).

6. И. п. — стоя спиной к бортику, держаться за него двумя руками. Под­нять прямые ноги и выполнять ими различные движения (в том числе движе­ния, как при плавании кролем) (рис. 35, 1).

7. Ныряния с выдохом в воду за предметом на дне. Продолжитель­ность — 1 мин (рис.35, 2).

8. Выполнять любые упражнения у бортика на укрепление мышечного корсета.

9. И. п. — стоя у бортика. Втягивание заднего прохода. 5—6 раз.

10.Упражнения в ходьбе скрестным  шагом с высоким подниманием бедра.

11.Плавание на спине кролем в полной координации до 200 м.

Заболевания почек приводят к различным нарушениям функ­ций мочевыделительной системы. Расстройство их работы оказы­вает неблагоприятное действие на весь организм, изменяются функ­ции сердечно - сосудистой (повышение АД, почечная гипертония, гипертрофия миокарда) и других систем, развиваются почечные отеки из-за повышения проницаемости капилляров и задержки воды в организме. При задержке веществ, подлежащих выведению с мочой, в организме скапливаются шлаки и может развиться само­отравление организма токсическими веществами.

Нефрит — воспалительное заболевание почек, которое возни­кает в виде осложнений после инфекционных заболеваний (анги­на, грипп и др.) Больные жалуются на головную боль, боли в пояснице, слабость, одышку. В моче появляются эритроциты и белок. Хронический нефрит — следствие неизлечимого острого нефрита. Нефроз — заболевание, характеризующееся дегенеративными по­ражениями почек с нарушением всех видов обмена веществ. При­чиной заболевания обычно является интоксикация организма (при туберкулезе, бронхоэктазе). Уменьшается выделение мочи, с ней выводится большое количество белка, развиваются сильные отеки. Пиелит — инфекционное воспаление органов мочевыделения, которое бывает острым или хроническим. При остром течении тем­пература поднимается до 39—40 °С, появляются озноб, боли в по­яснице. Моча мутная с большим количеством лейкоцитов. Почеч­нокаменная болезнь развивается при нарушении в организме об­менных процессов и характеризуется образованием камней в поч­ках. Их образованию способствует характер питания (употребле­ние в больших количествах мясной пищи, недостаток витамина А и др.), а также состав питьевой воды. При ущемлении камня в почке или мочеточнике внезапно возникают резкие боли — по­чечные колики, которые могут препятствовать оттоку мочи.

 Методика лечебного плавания

При воспалительных заболеваниях почек занятия в бассейне назначаются только в стадии ремиссии, в теплой воде (t воды — не менее 30 °С).

Основные задачи:

- общее укрепление организма;

- закаливание организма;

- повышение иммунитета.

Для этого необходимы систематические занятия оздоровитель­ным плаванием. При почечнокаменной болезни показанием для занятий лечебно-оздоровительным плаванием может быть нали­чие в мочеточнике камня или камней диаметром менее 1 мм, про­тивопоказанием — обострение болезни, сопровождающееся по­вышением температуры, поясничными болями, почечной и сер­дечно - сосудистой недостаточностью. На фоне общеразвивающих применяются специальные упражнения в воде для укрепления мышц брюшного пресса, повороты и наклоны туловища, на раз­витие диафрагмального дыхания, ходьба с высоким подниманием бедра, выпадами, бег с высоким подниманием коленей, резкие изменения положения туловища, плавание с помощью движений ногами брассом, дельфином, поворот сальто, прыжки с бортика и тумбочки, игры с мячом, эстафеты. Рекомендуется частая смена исходных положений и способов плавания. Занятие длится 30 — 45 мин. Необходимо строго дозировать физическую нагрузку в за­висимости от самочувствия, состояния сердечно - сосудистой си­стемы, возраста, пола, физической подготовленности и клини­ческих данных больного.

Плавание положительно влияет и на обмен веществ в организме. Чтобы успешно плыть, пловец должен сохранять горизонтальное положение тела, прикладывая большие мышечные усилия. В от­личие от других способов передвижения человека при плавании наблюдаются самые высокие энерготраты при более низкой абсо­лютной скорости передвижения (КПД = 0,5 — 7,8%). Активная работа мышц усиливает расход энергии. Невысокая температура воды увеличивает потери тепла. Так, за 15 мин пребывания в воде при / воды = 30°С теряется 30 Ккал, а при / воды = 24 °С — 100 Ккал. Многократные повторные воздействия низких температур воды вы­зывают сложные биохимические реакции, происходящие в клетках и тканях организма человека. Эти факторы способствуют измене­нию темпа работы различных органов и систем нашего организма. Биохимические процессы активизируются, а мышечная деятель­ность и интенсивное дыхание еще более усиливают данный про­цесс, поэтому плавание нормализует процессы обмена веществ в организме.

Ожирение — группа болезней и патологических состояний орга­низма, которые характеризуются избыточным отложением жира в подкожной жировой клетчатке и других тканях и органах из-за нарушения обмена веществ, сопровождается изменениями функ­ционального состояния различных органов и систем организма. По данным ВОЗ, в мире ожирением страдают 25 — 30% взрослых и 12 —20 % детей. Причины данного заболевания условно можно раз­делить на внешние (экзогенные) — переедание, снижение двига­тельной активности и внутренние (эндогенные) — генетические, поражения ЦНС. На жировой обмен оказывают влияние стрессо­вые факторы (психическая травма).

Ожирение является серьезным заболеванием и может существен­но влиять на все важнейшие органы и системы организма, являясь фактором риска развития сердечно -сосудистых заболеваний. Су­ществует зависимость между степенью ожирения и дыхательной недостаточностью; выявляются заболевания желудочно-кишечно­го тракта; обычно увеличена печень; возрастает статическая на­грузка на опорно-двигательный аппарат (артрозы коленных и тазо­бедренных суставов, плоскостопие, остеохондроз и т.д.); развива­ются диабет, нарушения менструального цикла, бесплодие, по­дагра и др. Ожирение может являться причиной функциональных нарушений деятельности нервной системы (ослабление памяти, головокружения, головные боли, сонливость днем и бессонница ночью и т.п.), могут возникать депрессивные состояния.

Методика лечебного плавания

При реабилитации больных с ожирением применяется комп­лексное лечение, включающее и лечебное плавание, основные задачи которого следующие:

- улучшение и нормализация обмена веществ, в частности жи­рового обмена;

- уменьшение избыточной массы тела;

- восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам;

- нормализация функций сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожи­рении;

- улучшение и нормализация двигательной функции больного;

- повышение неспецифической сопротивляемости к заболева­ниям.

Упражнения на выносливость (длительные умеренные нагруз­ки) способствуют расходу большого количества углеводов, задей­ствуют нейтральные жиры, расщепляя и преобразовывая их. Под­бор упражнений должен соответствовать возрастным и индивиду­альным особенностям больных, обеспечивая повышенные энерго­траты.

Занятия лечебным плаванием по возможности используются начиная с I (вводного, подготовительного) периода ЛФК. Цель этого периода — преодолеть двигательную пассивность, адаптиро­вать организм к физическим нагрузкам, восстановить обычно от­стающие от возрастных нормативов двигательные навыки и физи­ческую работоспособность, активизировать желание страдающих ожирением систематически заниматься физкультурой. Остальные задачи решаются во втором периоде ЛФК.

В начале занятия проводятся общеразвивающие упражнения, а также изучается техника плавания в зале или у бортика (до 15 мин). В основной части применяется плавание умеренной интенсивно­сти различными способами с паузами для отдыха и дыхательных упражнений (до 35 мин). В заключительной части предлагаются упражнения у бортика для восстановления функций кровообра­щения и дыхания (до 10 мин). Чтобы жиры стали «работать» и освобождались от энергии, они должны подвергнуться окислению, поэтому на занятиях лечебно-оздоровительным плаванием боль­шое внимание уделяется правильному дыханию. Кроме того, все движения выполняются с большой амплитудой, в работу вовлека­ются крупные мышечные группы, используются игры. Занятия должны быть длительными — до 45 — 60 мин и более.

 





Примерный комплекс упражнений № 24, применяемый в первом периоде ЛФК при ожирении

 

1.И. п. — стоя лицом к бортику, держаться за него руками. Присесть с выдохом в воду (см. рис.2). 10 раз.

2.И. п. — стоя спиной к бортику, прямые руки вытянуты вперед. Поднять прямую правую ногу, постараться коснуться пальцев ноги пальцами левой руки. То же, но левой ногой. По 5—6 раз (рис.36, 1).

3.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, выполнять выпрыгивания из воды, делая толчки двумя ногами, затем каждой ногой (см. рис.10, 16). 1 мин.

4.И. п. — стоя спиной к бортику, руки развести в стороны, ладони опира­ются на плавающие доски. Топить доски руками попеременно, затем — од­новременно. 1 мин (рис. 36, 2).

5.И. п. — стоя у бортика, изучать дыхание при плавании кролем на гру­ди (с подниманием головы вперед, поворотом в сторону). 2—3 мин.

6.И. п. — стоя у бортика, выполнять повороты и наклоны туловища, вра­щение тазом. 1 мин.

7.Лежание на воде, упражнения «Звездочка» на спине, «Поплавок», пе­ревороты.

8.Плавание «по-своему» до 50 м.

9.И. п. — стоя у бортика, изучать движения руками кролем на спине (см. рис. 9).

10. Лежа на воде на спине, держаться руками за бортик. Изучение движений ногами кролем (см.рис.2). То же, но на груди, затем с дыханием
(см. рис.18).

11. «Водный футбол» (см. рис.19). 1—2 мин.

12.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем — 25 м, кро­лем на спине в полной координации — 25 м. Темп свободный. 2 раза.

13.Плавание на груди до 100 м с помощью движений ногами кролем в ластах с дыханием.

14.И.п. — стоя на глубине — вода до груди, развести руки в стороны и назад, прогнуться, сделать вдох. Описывая руками круг вперед, медленно присесть, выполнить полный длинный выдох в воду (см. рис.25). 5—6 раз.

15. Игры с мячом, эстафеты.

16.И.п. — стоя у бортика, изучать движения ногами брассом на груди и на спине. 2—3 мин.

17.Плавание с помощью движений ногами брассом на спине — 25 м, на груди (голову не опускать, дыхание свободное) — 25 м, кролем на спине в полной координации — 50 м. Темп свободный. Затем 10 выдохов в воду. 1 —2 раза.

18. Выполнить упражнение «Подводная лодка» (см. рис.22). 1 мин.

 

19. И. п. — стоя спиной к бортику, достать хорошо заметный предмет, ле-
жащий на дне на расстоянии 3—4 м от занимающегося. При нырянии вы-
полнять длинный выдох (см. рис. 4.35). Повторить 2—3 раза.

Рис.36. Специальные упражнения из примерного комплекса № 24, применяемые на первых занятиях лечебно-оздоровительным плаванием при ожирении

 

20.Выполнить упражнение на расслабление «Медуза».

21.И. п. — лежа на спине на воде (можно с опорой). Следить за дыхани­ем. При глубоком вдохе приподнимается живот, длинный полный выдох и пауза (см. рис.26). 1 мин.

22.Выход из воды — ходьба с движениями руками, как при плавании брассом с дыханием.

При эндокринных и церебральных формах ожирения нагрузка умереннее, длительность занятий — до 20 — 30 мин. Упражнения на выносливость применяются через несколько занятий, осторож­но, силовые упражнения не рекомендуются.

 

Подагра — нарушение белкового обмена. Общее заболевание ор­ганизма, характеризующееся отложением мочекислых солей в сухо­жилиях, слизистых сумках, хрящах, преимущественно в области суставов. Возникновению подагры способствует употребление в боль­ших количествах мясных продуктов, особенно копченостей, регу­лярное потребление алкоголя, ухудшение работы почек в сочетании с малоподвижным образом жизни, а также наследственная предрас­положенность. Общая характеристика заболевания: воспалительный процесс в суставах (местное повышение температуры, опухание, покраснение в области сустава, сильные боли), постепенно про­исходит деформация суставов, нарушается их подвижность, боли, несколько уменьшаясь, становятся постоянными. Подагра чаще поражает мелкие суставы кистей и стоп, иногда - позвоночник.

Методика лечебного плавания

Лечебное плавание применяется, когда в результате комплексно­го лечения снимается воспаление и уменьшаются боли. Упражне­ния выполняются в теплой воде (t воды — от 30 °С). Перед заняти­ем желательно проводить массаж и физиопроцедуры.

Задачи ле­чебного плавания:

- активизация и нормализация обмена веществ;

- усиление диуреза (выведения мочевой кислоты из организма);

- урегулирование деятельности ЦНС и эндокринной системы;

- стимуляция кровообращения в пораженных суставах;

- предупреждение ограничения подвижности в них;

- восстановление объема движений в суставах.

Методика проведения занятий аналогична применяемой при артритах и травмах соответствующих суставов. Используется также плавание на длинные дистанции освоенными способами в свобод­ном темпе.

Сахарный диабет — заболевание, обусловленное недостаточ­ной выработкой инсулина в организме, характеризуется серьез­ным нарушением обмена углеводов, повышением содержания са­хара в крови. Развитию сахарного диабета способствуют наруше­ния центральной нервной регуляции, инфекционные заболевания, нарушения питания, чрезмерное употребление углеводов и т.д. Вслед­ствие повышенного содержания сахара в крови ткани организма обезвоживаются, больные испытывают постоянное чувство жажды, употребляя много жидкости и выделяя много мочи, характерен повы­шенный аппетит. В связи с усиленным сгоранием белков и жиров больные худеют, мышечная сила их падает, отмечается сухость кожи и слизистых оболочек. Затруднения в использовании глюкозы тка­нями приводит к нарушению функций ЦНС, сердечно - сосуди­стой системы, печени, мышечной ткани и, как следствие, к сни­жению работоспособности. Частое осложнение — атеросклероз.

Основные методы лечения: диетотерапия (питание с ограниче­нием углеводов), инсулинотерапия, ЛФК, в частности лечебно-оздоровительное плавание. Под воздействием правильно дозиро­ванной физической нагрузки у больных уменьшается содержание сахара в крови и моче, усиливается действие инсулина. Физиче­ская тренировка в воде позволяет занимающемуся преодолевать мышеч­ную слабость, повышает сопротивляемость организма к неблаго­приятным факторам, оказывает положительное воздействие на нервную и сердечно - сосудистую системы, является эффективным средством профилактики атеросклероза.

Методика лечебного плавания

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются тяжелая форма сахарного диабета, резкие колебания уровня сахара во вре­мя специальных функциональных проб и при тяжелых сопутству­ющих заболеваниях сердечно - сосудистой системы.

Основное упражнение — проплывание длинных дистанций (до 400 м) различными способами плавания в полной координации, без задержек дыхания, в спокойном темпе (например, 8 х 50 м с небольшими паузами отдыха для выдохов в воду, упражнения на расслабление). У бортика выполняются только упражнения на изу­чение техники плавания с большим количеством повторений. Имен­но такая (и со временем постепенно повышающаяся) физическая нагрузка вызывает усиленное потребление глюкозы мышцами и ее сгорание. При легкой форме заболевания движения выполняются с большой амплитудой в медленном и среднем темпе, продолжи­тельность занятия — 30 — 40 мин. При средней форме темп обычно медленный, амплитуда движений ниже максимальной, плотность занятия ниже средней (30 — 40%), продолжительность занятия — 20 — 30 мин. Обязателен строгий врачебный контроль.

 

2.7. Плавание в гинекологии и при беременности

 

В гинекологической практике лечебно-оздоровительное плава­ние является методом восстановительной терапии и применяется для укрепления мускулатуры брюшного пресса и тазового дна, восстановления нормального положения матки в послеопераци­онном периоде.

Лечебное плавание в гинекологии применяется: 1) после опе­ративных вмешательств (удаление фибромы, кисты, операции в пределах тазовой области, по поводу внематочной беременности и т. п.) в позднем послеоперационном периоде и 2) при неправиль­ном положении половых органов (загиб матки кзади и кпереди, опущение матки 1-й степени, опущение влагалища). Загиб матки может быть связан с нарушением ее тонуса, перерастяжением свя­зочного аппарата и мышц тазового дна, а также может возникать после воспалительных заболеваний женских половых органов, при образовании спаек, при наличии вредной привычки задерживать мочеиспускание и т.д.

Причины опущения и выпадения матки: снижение тонуса или нарушение целостности (разрыв промежности при родах) мышц тазового дна, которые удерживают половые органы в нормальном положении, ослабление связочного аппарата матки и мышц перед­ней брюшной стенки. Симптомы заболевания: тянущие боли вни­зу живота, нарушения мочеиспускания (недержание при кашле, нагрузке), возникновение запоров.

Методика лечебного плавания

Основные задачи лечебного плавания — укрепление мышц та­зового дна и брюшного пресса, профилактика заболевания.

 

Примерный комплекс упражнений № 25, применяемый при гинеко­логических заболеваниях

1.Ходьба скрестным шагом, с высоким подниманием бедра (касаясь ко­леном разноименного локтя согнутой руки), передвижение прыжками на глу­бине — вода до груди. 1 мин.

2.И. п. — стоя на глубине — вода до пояса, выполнять приседания с вы­дохом в воду (см. рис.2). 10 раз.

3.Изучение движений ногами кролем на спине и на груди у бортика (см. рис.2,18). 2 мин.

4.И. п. — стоя спиной к бортику, руки находятся перед грудью. Выполнять 2 рывка руками в стороны, затем повернуться влево и выпрямленной левой рукой коснуться стенки бортика (см. рис.10). Вернуться в и. п. То же, но в другую сторону. По 5—7 раз.

5.Скольжение (максимально длительное) с толчком от бортика на задерж­ке дыхания. Скольжение «винтом» (см. рис.8). 1 мин.

6.Плавание на спине 25 м с помощью движений ногами кролем. Пауза отдыха, исправление ошибок. 1—2 раза.

7.И. п. — стоя у бортика, выполнять упражнение на втягивание заднего прохода и промежности. 10 раз.

8.И. п. — вис на высоком бортике лицом или спиной к бортику, держать­ся за него руками. Поднять ноги и выполнять упражнение «Велосипед» (см. рис.5), прямыми ногами — «ножницы» (см. рис.8). 1 мин.

9.Изучение дыхания у бортика с подниманием головы на вдохе. То же, но
с движением ногами кролем на груди. 1 мин.

10.Плавание 25 м с помощью движений ногами кролем на груди с дыха­нием. Пауза отдыха, исправление ошибок. 1—2 раза.

11.Смена положений «звездочка» на груди и на спине, затем «Поплавок». 1 мин.

12.И. п. — вис на высоком бортике спиной к нему. Упражнение выполня­ется под счет: на «раз» - согнуть ноги в коленях; на «два» - подтянуть их к животу; на «три-четыре» - дотянуться коленями до стенки бортика справа; на «пять-шесть» -то же, но в другую сторону; на «семь-восемь» — вернуть­ся в и. п. и расслабиться (см. рис.18). 5-6 раз.

13.Плавание «по-своему» — 50 м.

14.И. п. — стоя на дне, в руках — доска. Попеременно сгибая ноги, ка­саться коленом доски, одновременно напрягая мышцы ягодиц. Темп мед­ленный. По 10 раз каждой ногой (рис.37, 1).

15.У бортика изучение движений руками кролем на спине (см. рис.9). 1 мин.

16.Плавание до 100 м кролем на спине в полной координации.

17.Ныряния за предметом, который лежит на дне на расстоянии 5 м от пловца (см. рис.35). 1 мин.

 

Рис. 37. Специальные упражнения из примерного комплекса № 25, применяемые при гинекологических заболеваниях

 

 

18.И. п. — стоя у бортика левым боком, расстояние — один шаг, держать­ся за него вытянутой рукой. Прямой правой ногой попеременно огибать ле­вую ногу спереди и сзади, дотягиваться (носком) до стенки бортика (положе­ние туловища стараться сохранить). То же, но стоя к бортику правым боком и выполняя движения левой ногой. По 15—20 раз (рис.37, 2).

19.И. п. — лежа на воде на груди, в руках — доска, в ногах — круг. Под­нять голову — вдох; выполняя медленный выдох, одновременно топить дос­ку и круг, приподнимая таз. 6—8 раз (рис.37, 3).

20.Купание, свободное плавание. 2—3 мин.

 

При загибах матки кзади используется больше упражнений и способов плавания с и. п. лежа на воде на груди; при загибах кпе­реди — соответственно лежа на спине. Продолжительность заня­тий — 30 — 40 мин, курс занятий (при частоте 2 — 3 раза в неде­лю) — не менее 2 мес.

Лечебно-оздоровительное плавание применяется в качестве про­филактического и общеукрепляющего средства во время беремен­ности и в послеродовом периоде. Физические упражнения в воде позволяют оптимизировать режим функционирования основных систем организма в изменившихся условиях. Известно о пагубном влиянии гиподинамии на беременность. Следствием гиподинамии являются угроза прерывания беременности и токсикоз в первой половине беременности, слабость родовой деятельности и увели­чение продолжительности родов, уменьшение суточной секреции молока в 2 раза.

Преимущества лечебно-оздоровительного плавания в период бере­менности по сравнению с занятиями лечебной физкультурой в зале заключаются в следующем: в разные периоды беременности не ре­комендуется использовать некоторые упражнения, например такие, как одновременные движения прямыми ногами; переход из положе­ния лежа в положение сидя; резкие наклоны и прогибания туло­вища; ограничиваются и. п. стоя, лежа на спине и на животе. Эти ограничения при занятиях гимнастикой в зале не распространяют­ся на занятия лечебно-оздоровительным плаванием, поскольку в воде тело находится практически в состоянии невесомости.

Методика лечебного плавания

Занятия физическими упражнениями показаны всем женщи­нам с неосложненной беременностью. Противопоказаниями могут быть следующие симптомы: резковыраженный токсикоз (неукро­тимая рвота); эклампсия (бессознательное состояние с припадка­ми судорог); маточное кровотечение; изменения в шейке матки; изменения, связанные с замедлением роста плода; привычные выкидыши; систематическое появление схваткообразных болей после занятий, а также остролихорадочные заболевания, туберку­лез, острое заболевание почек, расстройства кровообращения, хронический аппендицит с наклонностью к обострению, повы­шенное артериальное давление, разрыв плевры, заболевания сер­дечно - сосудистой системы.

Обязательным условием перед началом занятий плаванием яв­ляется консультация с врачом-гинекологом. Занятия строятся с учетом уровня физической подготовленности беременных. Частота занятий — 3 раза в неделю. Купальник не должен быть плотно облегающим, стесняющим движения. Плавание должно проводиться при t воды от 28 до 30 °С. Поскольку очень важен эмоциональный фон, занятия проводятся в группах, используются игры, музыкаль­ное сопровождение. Исходные положения должны быть разнооб­разными. После упражнений, связанных с работой больших мы­шечных групп, необходимо выполнять статические дыхательные упражнения с глубоким выдохом при максимальном расслабле­нии всех мышц. По мере освоения упражнений изучается техника плавания. Целесообразно плавать на короткие дистанции, отдыхая и выполняя упражнения в воде. После занятия желательно не спе­шить, в душе и раздевалке расслабиться, отдохнуть 10—15 мин.

 Задачи I триместра беременности (до 12-й недели):

-общее оздоровительное действие водных процедур на орга­низм женщины;

-обучение навыкам полного дыхания, диафрагмального ды­хания;

-обучение произвольному напряжению и расслаблению мус­кулатуры;

       -адаптация сердечно - сосудистой системы к нагрузкам.

Используются простые упражнения на большие мышечные группы, из разных исходных положений, выполняемые в медлен­ном и среднем темпе по 4 —6 раз с полной амплитудой. Не реко­мендуются упражнения на растяжение. В вводной части при­меняют упражнения в воде с и.п. стоя у бортика: движения в голено­стопных и лучезапястных, коленных и локтевых суставах, дыхатель­ные, на расслабление, освоение с водой. В основной части применяются дыхательные упражнения, для мышц тазового дна и брюшного пресса, изучение техники плавания кролем на спине, брассом. В заключительной части — общеукрепляющие уп­ражнения без включения больших мышечных групп, дыхательные, на расслабление. Продолжительность занятия — 15 — 20 мин. В сро­ки, соответствующие менструации, продолжительность занятий уменьшается до 10—12 мин (за счет уменьшения количества по­второв).

Желательно первые занятия проводить в разное время суток. Необходимо учитывать, что в первом триместре беременности у женщин часто наступает быстрое утомление, появляется тошно­та, поэтому упражнения должны выполняться с особой осторож­ностью.

Задачи II триместра (от 13-й до 27-й недели беременности):

-укрепить мышцы живота, укрепить и сделать более эластич­ными мышцы промежности;

-увеличить подвижность позвоночника, крестцово-подвздошных сочленений;

       -укрепить мускулатуру тела;

       -увеличить адаптацию сердечно - сосудистой системы к физи­ческой нагрузке.

В первой половине II триместра применяются все упражнения, рекомендованные для I триместра, и вводятся следующие: упраж­нения с задержкой дыхания на вдохе, в напряжении и расслабле­нии ягодичных мышц с одновременным втягиванием заднего про­хода; на укрепление мышц живота и таза; плавание кролем на спине и брассом в медленном темпе. У бортика используются по­вороты и наклоны туловища, попеременное сгибание и разгиба­ние, отведение и приведение прямой и согнутой ноги, выгибание

и прогибание спины, выпады и полуприседания с опорой одной ногой о ступеньку лестницы или уступ на стенке; профилактиче­ские упражнения для стоп.

Во второй половине II триместра для борьбы с отеками поло­вина упражнений выполняется ногами, для профилактики нару­шения осанки повышенное внимание уделяется укреплению мышц спины. Ограничиваются упражнения на задержке дыхания, с уско­рениями, с одновременным подъемом коленей к груди, «Велоси­пед» в вертикальном положении (только лежа на воде, держась руками за бортик). Продолжительность занятия — 30 — 40 мин.

 

Примерный комплекс упражнений № 26, применяемый во II три­местре беременности

 

 

                                             

 

 

Рис. 38. Специальное упражнение из примерного комплекса № 26, применяемое во II триместре беременности

 

1.И. п. — стоя боком к бортику, держаться за него рукой. Упражнение «Гусеничка» (см. рис.16); потянуть носок на себя, оттянуть; вращение сто­пы; сгибание ноги в колене, стараясь дотянуться пяткой до ягодиц, затем поднимая колено к животу. То же, но другой ногой. 1—2 мин.

2.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, сжать пальцы в кулак, выпря­мить; вращение кулаками; выполнение «восьмерок»; ходьба с движением руками, как при плавании брассом. 1—2 мин.

3.Упражнение «Медуза» на задержке дыхания (в конце триместра — с выдохом в воду). И.п. — стоя на глубине — вода до груди, слегка присесть с выдохом в воду (см. рис.3) (движения расслабленные, выдох полный и длинный, стараться открывать глаза под водой).

4.Повторение у бортика движений руками, как при плавании кролем: на задержке дыхания, затем с дыханием, в ходьбе. 2 мин.

5.И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик. Выполнять движения ногами кролем (см. рис.2), «ножницы» (см. рис.17). 1 —2 мин. Затем — 10 выдохов в воду.

6.И. п. — стоя у бортика, выполнять наклоны и повороты туловища, вра­щение тазом. 1 мин.

7.Плавание до 100 м кролем на спине. Темп свободный.

8.И. п. — стоя боком к бортику, держаться за него рукой. Сгибание и раз­гибание, отведение и приведение прямой и согнутой в колене ноги. То же, но другой ногой, повернувшись другим бо­ком. Темп медленный. По 4—6 раз каж­дое движение.

9.Плавание до 100 м брассом на спи­не. Темп свободный.

10.И. п. — стоя на дне, опереться од­ной ногой о ступеньку лестницы или ус­туп на стенке. Выполнять приседания (рис.38). По 5—6 раз каждой ногой. Выпады — по 4 раза каждой ногой.

11.Упражнение «Поплавок» с перехо­дом в положение «Звездочка» на груди. 1—2 раза.

12.Плавание до 50 м при помощи движений ногами кролем на груди с поднятой головой.

13.И. п. — лежа на воде на груди, в руках — доска, в ногах — круг, выпол­нять дыхание с подниманием головы на вдохе и длинным выдохом в воду (см. рис. 37). 10 раз.

14.И. п. — лежа на воде на боку, держаться рукой за бортик. Изучение движений ногами, как при плавании на боку. 2 мин.

15.Плавание до 100 м брассом на груди в медленном темпе.

16.И. п. — стоя у бортика, выполнять упражнения на напряжение и рас­слабление ягодичных мышц с одновременным втягиванием заднего прохода. 1 мин.

17.Профилактические упражнения для стоп. Перекатывание палки, ма­ленького мяча по дну. Приподняться на носках, покачаться (см. рис.7). 1 мин.

18.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки — впереди. Развести руки в стороны—назад, сделать вдох, присаживаясь и возвращая руки в и. п. — выдох в воду (см. рис.25). 4—5 раз.

19.Ходьба скрестным шагом, с высоким подниманием бедра, с дыхатель­ными упражнениями. Следить за осанкой. 1 мин.

20.Любые упражнения на произвольное расслабление.

 

Задачи III  триместра (с 28-й недели беременности до родов):

-устранение застойных явлений в малом тазу и ногах;

-стимуляция дыхания и кровообращения;

-поддержание достигнутого уровня физической активности;

       -доведение до автоматизма и сохранение глубокого ритмично­го дыхания при выполнении упражнений;

       -выработка двигательных навыков, необходимых при родах.

В этот период происходит постепенное уменьшение нагрузки за счет снижения количества повторов. Включается больше упражне­ний на произвольное расслабление, дыхательные (особенно глу­бокое ритмичное или «грудное» дыхание). Продолжают укрепляться мышцы спины, брюшного пресса, таза (с обязательным расслаб­лением), мышцы свода стопы. Применяются упражнения в гори­зонтальном положении, подныривания с выдохом в воду, любые движения на глубине — вода до груди и плеч помогают уменьшить отеки. Вводная часть включает упражнения на мелкие и сред­ние суставы, изучение техники движений руками кролем и брас­сом с дыханием, упражнения на углубленное дыхание с движени­ем рук, частично — корпуса, расслабление отдельных мышечных групп. В основной части применяются упражнения на мыш­цы тазового дна, дыхание при напряженном брюшном прессе, глубокое дыхание, увеличение подвижности тазовых сочленений и позвоночника, плавание спортивными способами и свободное. Заключительный раздел составляют упражнения на ста­тическое дыхание, общеукрепляющие для рук и ног с постепен­ным уменьшением нагрузки, лежание на воде, расслабление. Про­должительность занятия — 20 — 30 мин.

Изменения в дыхательной системе могут затруднять плавание на поздних сроках беременности, в таком случае выполняются только упражнения у бортика. Как и в I триместре, важны стро­гий контроль за занимающимися и осторожная дозировка на­грузки.

Необходимо продолжать занятия плаванием и в послеродовой период. Приступать к ним следует постепенно, когда женщина сама почувствует себя готовой к тренировкам (не раньше чем через 2 — 3 недели). В этот период женщина кормит грудью ребенка, но умеренные занятия в бассейне не влияют на количество и состав молока.

В послеродовой период физические упражнения в воде способ­ствуют обратному сокращению матки и перерастянутых мышц живота, восстановлению правильного анатомического положения органов брюшной полости и малого таза. Улучшается деятельность кишечника и мочевого пузыря, предупреждаются осложнения, связанные с задержкой выделений из матки, увеличивается лакта­ционная способность.

Основное внимание также уделяется укреплению мышечного корсета, мышц тазового дна, мышц и связок суставов, профилак­тике нарушений осанки и плоскостопия. При разрывах мягких тка­ней противопоказаны разведение ног, натуживания, приседания, плавание брассом. Через 3 мес после родов возможны полноцен­ные оздоровительные тренировки.

 

 

2.8. Плавание в некоторых других случаях

 

Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях. Оно способствует более энергичному течению регенерации тканей и рубцеванию ран по­сле различных оперативных вмешательств, восстановлению после длительной гипокинезии, а также является отличной тренировкой вестибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согласованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.

Велика гигиеническая роль плавания в открытых водоемах. Омы­вая тело пловца, вода очищает кожу от пыли, выделений потовых и сальных желез, отшелушивает кожу, улучшая тем самым ее пи­тание и дыхание. Кожа становится гладкой и эластичной. Большое значение имеет химическое воздействие на кожу морской воды.

При ожогах и отморожениях после заживления и рубцевания ран упражнения в теплой воде (t воды — от 30 °С и более) позволя­ют использовать небольшую силу атрофированных мышц и тем самым способствуют профилактике контрактур. И конечно, обяза­тельно используются общеразвиваюшие упражнения для непора­женных мышечных групп.

Обычно занятия плаванием, как и упражнения в воде, вызыва­ют положительные эмоции. Во время всплеска положительных эмоций в кровь выделяется адреналин, растет газообмен, усили­ваются почти все энергетические процессы, происходит прилив сил, повышается работоспособность.

Плавание активизирует процессы обмена веществ в организме человека, в чем особенно нуждаются люди пожилого возраста. Для молодых людей занятия плаванием способствуют значительному развитию мускулатуры, так как сопровождаются активной деятель­ностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создавая благопри­ятные условия для их работы (при повышенном снабжении мы­шечных волокон кислородом). Это связано с цикличностью плава­ния (ритмичность чередования напряжения и расслабления мы­шечных групп). Физическая нагрузка (сохранение горизонтального положения тела, приложение больших мышечных усилий для пре­одоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) вместе с действием температурных факторов (низкая температура воды способствует увеличению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспособность организма.

Оздоровительное плавание применяют и для повышения им­мунитета. Иммунитет -невосприимчивость организма к различ­ным инфекционным возбудителям, некоторым вредным веществам, природным ядам и т.д.

Водные процедуры также усиливают деятельность кроветвор­ных органов, в которых происходит формирование элементов крови (селезенка, костный мозг и др.). Например, после водных про­цедур повышается количество лейкоцитов в крови, и защитная функ­ция крови в отношении болезнетворных микроорганизмов и ток­сических веществ увеличивается. Одно из основных активных средств повышения иммунитета — закаливание — научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным усло­виям окружающей среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, ра­циональное питание, занятия физической культурой. К специаль­ным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (вод­ные процедуры).

Медицинских отводов от закаливания нет (только острые лихо­радочные заболевания). Мнение, что специальные закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям, глубоко оши­бочно. Однако при закаливании необходимо соблюдать некоторые правила, нарушение которых не приводит к положительному эф­фекту. Перечислим их.

1.Необходимо систематически применять закаливающие про­цедуры независимо от времени года, не делая перерывов.

2.Постепенно увеличивать дозы закаливания.

3.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности орга­низма.

4.Все процедуры должны проводиться На фоне положительных эмоций.

Понятие «закаливание» применяется по аналогии с технологи­ей закаливания железа или стали, когда при сильном нагревании и последующем резком охлаждении металл приобретает большую стойкость и твердость. Нечто подобное происходит и с организмом человека, который в результате закаливающих процедур приоб­ретает способность противостоять неблагоприятным природным факторам.

Закаленный человек — это человек, который сознательно при­учил себя переносить холод, жару и другие неблагоприятные при­родные условия и развил соответствующую способность организ­ма успешно противостоять им. Закаливание, как фактор повыше­ния сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, используется с древних времен (дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет). Большое влияние на выработку устойчивости организма к неблагоприятным климати­ческим условиям оказывает наше сознание, образное мышление (с помощью самовнушения некоторые люди могут повышать на холоде свой энергообмен до 50 %).

Запуск механизмов приспособления организма к суровым кли­матическим условиям с помощью закаливающих процедур позво­ляет человеку лучше переносить температурные колебания, повы­шает общую устойчивость организма к различным болезням, де­лает организм человека здоровее на долгие годы. Для создания за­каливающих условий наиболее широко применяют процедуры, свя­занные с теплом и холодом. В основном используют воду: в виде пара — для запуска механизмов приспособления к жаре; в виде ледяной воды — для запуска механизмов приспособления к холоду. Причем было подмечено, что запускать механизмы приспособле­ния к суровым климатическим условиям с помощью закаливаю­щих процедур лучше всего с момента рождения, а в дальнейшем регулярно их поддерживать. Активизируя процессы жизнедеятель­ности организма, закаливающие процедуры тонизируют организм. Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на орга­низм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоем­кость — в 4 раза больше, чем воздуха.

Различают три фазы реакции организма на действие низких тем­ператур воды. Первая фаза — наблюдается повышенный спазм сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении — реакция под- кожно-жировой клетчатки. Вторая фаза — адаптируясь к низ­кой температуре воды, кожа становится красной, снижается арте­риальное давление, активизируются особые клетки в сосудистых «депо» кожи и подкожной клетчатки, освобождая биологически активные вещества. Эта фаза характеризуется улучшением само­чувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагопри­ятная) — приспособительные возможности организма исчерпы­ваются, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-блед­ный оттенок, появляется озноб. При систематическом использова­нии водного закаливания действие первой фазы сокращается, бы­стрее наступает вторая фаза закаливания. Необходимо всегда сле­дить, чтобы не наступила третья фаза.

Воздействие воды на организм человека во время плавания на­чинается с воздействия на кожу, поверхность которой составляет в среднем 1,5 — 2 м2. Рецепторы кожи передают импульсы по нерв­ному пути в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществляться перестройка функций всех органов и систем и, как следствие, приспособление организма к водной среде. Если воздействия повторяются систематически, организм выраба­тывает стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппарата терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания при оздоровительном плавании.

Самое эффективное закаливание — комбинированное, с исполь­зованием нескольких факторов. Например, купание в естествен­ных водоемах в теплое время года, в открытых бассейнах кругло­годично.

В настоящее время широко используют метод контрастного за­каливания — чередование бани или сауны с купанием в холодной воде. В процессе такого закаливания организм вырабатывает спо­собность реагировать на жару, как на холод, и наоборот. Человек, занимающийся контрастным методом температурного закалива­ния, способен хорошо переносить как низкие, так и высокие тем­пературы окружающей среды, наименее подвержен простудам.

Итак, в лечебных и оздоровительных целях занятия плаванием доступны и полезны людям всех возрастов практически при всех заболеваниях, нарушениях и травмах.

 

                                           Литература

 

1. Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с

2. Викулов А.Д. Плавание. – М: Владос пресс, 2006. – 400с.

3. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 360 с

4. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. — Ростов н/Дону: Феникс, 2001.-200 с

5. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400 с

6. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физи­ческой культуры / Под общ. ред. С. Н. Попова. — Ростов н/Дону: Феникс, 2000.-380 с

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Гардарики, 2003. – 308 с







Дата: 2019-07-31, просмотров: 512.