Специальные упражнения, применяемые во втором периоде ЛФК при травмах голени, голеностопного сустава, стопы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. И. п. — стоя около бортика, держась за него рукой, выполнять актив­ные движения пальцами стопы, захватывая мелкие предметы со дна бас­сейна. Перекатывать по дну мяч или палку, выполнять различные движения стопой (сгибание и разгибание, разворот носка, вращение) (рис.7, 1).

2. То же, но с подъемом на носки, полуприседания на носках (рис.7, 2).

3. Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку (подъем и спуск, выпады с покачиванием) (см. рис. 5, 6).

4. Выполнять упражнения в различных вариантах ходьбы. Следить за правильным выполнением всех элементов ходьбы, например перекат с пят­ки на носок при минимальной длине шага. Ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем сводах стопы, вперед, спиной, боком, «скрестным»  ша­гом, в полуприседе. В начале периода упражнения выполняются с опорой рукой о бортик.

 

 

  

Рис. 7. Специальные упражнения, применяемые во втором периоде ЛФК при травмах голени, голеностопного сустава и стопы

 

Третий период ЛФК начинается, когда амплитуда движений восстановлена и занимающийся хорошо передвигается стоя. Основные задачи: окончательное восстановление нормальной биомеханики ходьбы, способности бегать, прыгать, восстановление силы и вы­носливости мышц стопы и голени. Применяются упражнения с сопротивлением (например, опускание ногой под воду резиново­го круга), плавание в ластах до 100 — 200 м, подскоки, прыжки, бег с постепенным уменьшением глубины воды. Для эффективно­го восстановления травмированной конечности необходимо боль­шое количество повторений каждого упражнения.

Общая методика занятий лечебно-оздоровительным плаванием при травмах нижних конечностей. Функциональный период длит­ся с момента снятия иммобилизации до частичного восстановле­ния функции (обычно самостоятельной ходьбы, при тяжелых трав­мах — с опорой). Занятия в лечебном бассейне включают общеразвивающие упражнения на все группы мышц и различные движе­ния в суставах поврежденной ноги (во всех направлениях, из раз­ных и. п., вначале могут быть активно-пассивными). Постепенно амплитуда движений увеличивается, применяются упражнения с сопротивлением, предметами. Тренировка при различных вариантах ходьбы. На протяжении всего периода занятия в бассейне проводятся  в среднем до 40 мин, один раз в день (при 1—2 тренировках в зале). При тяжелых повреждениях основной задачей занятии в воде является обучение правильной ходьбе вначале с костыля­ми, затем с палкой, приступая на больную ногу, и, наконец, обыч­ной ходьбе.

Третий (тренировочный) период ЛФК обычно начинается че­рез 2 — 3 месяца после начала лечения и продолжается до полного восстановления движений во всех суставах и нормальной походки, т. е. до функционального восстановления сегмента. При оператив­ном методе лечения (металлосинтез или использование аппарата Илизарова) периоды реабилитации сменяются быстрее. Задачи дан­ного периода ЛФК: окончательное восстановление функции по­врежденного сегмента и конечности в целом, формирование пра­вильной осанки при ходьбе, тренировка силовой выносливости мышц, восстановление общей работоспособности и адаптация студента к нагрузкам. В занятия включаются бег, прыжки, упраж­нения на координацию, равновесие, подвижные игры, плавание при помощи движений ногами кролем (в том числе и в ластах), к концу периода — плавание брассом. После занятия в лечебном бас­сейне желательно проводить механотерапию. На протяжении всего периода рекомендуется проводить тренировки в бассейне длитель­ностью до 1 ч. Физические нагрузки приближаются к систематиче­ской тренировке.

 

 

Примерный комплекс упражнений № 3, применяемый в третьем периоде ЛФК при травмах нижних конечностей

1.Выполнить переход из положения «Поплавок» в положение «Звездоч­ка» на груди. 2—3 раза на задержке дыхания.

2.И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, сделать вдох, присесть и, выполняя длинный выдох в воду, поднять предмет со дна (или коснуться дна ладонями). 5—6 раз (рис.8, 7).

3.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем с разным и. п. рук. 2—4 раза по 25 м.

4.Выполнить скольжение толчком от бортика двумя ногами. Разные и. п. рук, скольжение на спине, на груди, «винтом». 6—8 раз (рис.8, 2).

5.Плавание 50—100 м кролем на спине в полной координации.

6.Закрепление техники движений руками кролем на груди с дыханием у бортика. 2 мин.

7.Плавание кролем на груди в полной координации. 2 раза по 25 м с исправлением ошибок в паузе отдыха.

8.Ходьба в воде с высоким подниманием бедра, захлестыванием голе­ни, на носках и на пятках, скрестным шагом, в полуприседе, спиной и боком вперед. Подскоки, выпрыгивания из воды. 2 мин.

9.И. п. — стоя у бортика, осторожное изучение техники движений ногами брассом. Вначале движение выполняется здоровой, затем больной ногой. Если появляется боль, то стоит отложить выполнение упраж­нения и вернуться к нему через 2—3 занятия. 2—3 мин.

 

Рис 8. Примерный комплекс упражнений №3, применяемый в третьем периоде ЛФК при травмах нижних конечностей

10.
Лежание на воде на спине с дыханием, можно с небольшими гребковыми движениями руками. До 1 мин.

11.Плавание в ластах на спине и на груди с доской в руках с дыханием. 4 раза по 25 м.

12.И. п. — стоя спиной к бортику и держась за него руками, поднять ноги и выполнять «велосипед» (см. рис.5), «ножницы» (рис.8, 3). 1—2 мин.

13.Подвижные игры с мячом. 3—4 мин.

14.И. п. — стоя лицом к бортику, держась за него руками, выполнять вы­дохи в воду при медленном глубоком приседании (см. рис.2). 10 раз.

15.Плавание кролем на спине в полной координации — 25 м, на груди — 25 м. Темп свободный. 2—3 раза.

16.И. п. — стоя боком к бортику, держась за него одной рукой, выполнять разнообразные движения больной ногой. Амплитуда движений во всех суста­вах максимальная. 1 мин.

17.И. п. — вис на высоком бортике спиной к нему. Выполнять расслаб ленные движения ногами, покачивания. 1 мин (рис.8, 4).

18.Выполнять упражнение «Медуза». 2—3 раза.

 

При переломах позвоночника (без повреждения спинного моз­га) травмируются обычно шейные, грудные и поясничные по­звонки. Самые тяжелые переломы позвоночника — компрессион­ные.

После снятия гипса при переломе шейных позвонков необхо­димо заниматься восстановлением подвижности в шейном отделе позвоночника, укреплять мышцы шеи и плечевого пояса, в даль­нейшем — увеличивать подвижность позвоночника, устранять ко­ординационные нарушения, адаптировать позвоночник к нагруз­кам. Особенно эффективно функции позвоночника восстанавли­ваются при плавании и при выполнении упражнений в бассейне (назначаются в конце второго периода).

Примерный комплекс упражнений № 4, применяемый в конце второ­го периода ЛФК при переломах шейного отдела позвоночника

1. Выполнять упражнения на освоение с водой, делая акцент на изучении дыхания.

2. И. п. — стоя, руки к плечам. Развести локти в стороны, прогнуться — вдох, опустить руки, присев под воду, — выдох (см. рис.2). 3—4 раза.

3. И. п. — стоя, руки опущены. Медленно запрокинуть голову назад, вер­нуться в и. п. и опустить подбородок на грудь. Медленные повороты головы в стороны, стараясь дотянуться подбородком до плеча. По 2—3 раза. Затем изучение дыхания у бортика. 2 мин.

4. И. п. — стоя, руки к плечам. Упражнение выполняется под команду. На «раз» — руки вперед, «два» — и. п., «три» — руки вверх, «четыре» — и. п., «пять» — руки в стороны, «шесть» — и. п., «семь» — сделать вдох, «во­семь» — присесть под воду и сделать глубокий выдох. 3—4 раза.

5. Плавание на груди при помощи движений ногами (как умеют) с доской в руках. Удерживать голову поднятой над водой. То же, но на спине, на боку. 10—15 м с последующим расслаблением (рис.9, 1)

6. .И. п. — стоя, руки опущены. Выполнять поочередные круговые движе­ния плечами. То же, но круговые движения выполнять прямыми руками, как при плавании кролем. 1 мин (рис.9, 2).

7. И. п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до груди. Прямые руки ладонями лежат на конце палки, второй конец которой упирается в носки. Сделать вдох, потянуться руками вперед. Опустив лицо в воду, сделать длин­ный выдох. Вернуться в и. п. (см. рис. 2). 5—6 раз.

8. И. п. — стоя на глубине — вода до груди, прямые руки вытянуты и лежат на плавающей доске (или круге). Утопить доску. То же, но одной ру­кой. То же, но положив согнутые в локтях руки на доски, лежащие по бокам (см. рис.4). 1 мин.

9. И. п. — стоя спиной к бортику на расстоянии одного шага, руки на поя­се. Выполнять поворот туловища влево с касанием бортика одноименной рукой. То же, но в другую сторону. По 3—4 раза (рис.9, 3).

10. И. п.— стоя на глубине — вода до плеч, руки опущены, ладони прижаты к туловищу. Выполнять упражнение «Насос». При наклоне повернуть го-
лову в одноименную сторону с выдохом в воду (см. рис.2). По 3—4 раза в каждую сторону.

 

Рис. 9. Примерный комплекс упражнений № 4, применяемый в конце второго периода ЛФК при переломах шейного отдела позвоночника


11. И. п. — стоя на глубине — вода по пояс, выполнять упражнение «Лас-
точка». Повторить по 2 раза на каждой ноге. Усложнить упражнение можно,
делая 2—3 полуприседа в этом положении (рис.9, 4).

12. Ходьба на разной глубине. Следить за осанкой. 1 мин.

13. Выполнять упражнение «Звездочка» на спине. Постараться продержаться как можно дольше.

Для полного восстановления двигательных функций по мере освоения техники плавания спортивными способами в програм­му занятий на воде в качестве специальных упражнений добав­ляются:

- плавание кролем на спине и на груди, брассом в полной ко­ординации;

- плавание при помощи одних движений руками кролем на груди;

- плавание на груди при помощи движений ногами кролем и брассом с дыханием (с доской в руках), игры с мячом.

Трудоспособность возвращается через 3 — 6 мес.

При переломе грудных и поясничных позвонков лечебно-оздо­ровительное плавание назначается, когда больному разрешают ходить (только в специальном корсете, снимаемом на время занятий в воде). Обычно это вторая половина второго периода ЛФК, Садиться разрешают не ранее чем через 3 месяца, когда больной может ходить без отдыха до 1,5 — 2 ч (поскольку в положении сидя нагрузка на межпозвонковые диски значительно больше).

 

Примерный комплекс упражнений № 5, применяемый в конце вто­рого периода ЛФК при переломах грудного и поясничного отделов по­звоночника

1.Выполнять упражнение «Звездочка» на груди и на спине.

2. И. п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до груди. Прямые руки ладонями лежат на конце палки, второй конец которой упирается в носки. Сделать вдох, потянуться руками вперед. Опустив лицо в воду — длинный выдох. Вернуться в и. п. (см. рис.2). 5—6 раз.

3.И. п. — стоя спиной к бортику, взяться за него руками. Выполнять «Ве­лосипед» (см. рис.5). 1 мин.

4.И. п. — стоя на глубине — вода до груди, руки перед грудью. Развести локти в стороны и назад, соединить лопатки, вернуться в и. п., левая рука в сторону — поворот туловища влево, потянуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. То же, но с правой руки. По 3—4 раза (рис.10, 1).

5.И. п. — стоя, руки на поясе. Выполнять вращение тазом. По 2—3 пол­ных круга в каждую сторону (рис.10, 2).

6.И. п. — стоя лицом к бортику, держаться за него двумя руками. Сделать вдох, присесть, выполнить длинный выдох, вернуться в и. п. (см. рис. 2). 5—6 раз.

7.Выпрыгивания из воды на глубине — вода до груди. Приземляться в положении приседа. До 10 раз (рис.10, 3).

8.И.п. — стоя на глубине — вода по пояс. Попытаться достать предмет со дна, не сгибая ног в коленях (или поочередное касание руками дна) (см. рис.2). Занимающиеся старшего возраста могут присесть. 2—3 раза.

9.И. п. — стоя у бортика, изучать движения руками при плавании кролем на спине и на груди (см. рис.9). 1—2 мин.

 

10.И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки опущены, ладони прижа­ты к туловищу. Выполнять упражнение «Насос». При наклоне повернуть го­лову в одноименную сторону с выдохом в воду (см. рис.2). По 3—4 раза в каждую сторону.

11. Ходьба на разной глубине. Выполнять приставными шагами, с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, перешагиванием через ступеньку.

Рис. 10. Примерный комплекс упражнений №5, применяемый в конце второго периода ЛФК при переломах грудного и поясничного отделов позвоночника

 

В дальнейшем в качестве дополнительных специальных упраж­нений применяют плавание при помощи одних движений ногами кролем (в том числе в ластах) и брассом, плавание на боку в пол­ной координации, спады в воду из разных положений, подвиж­ные игры.

При травмах в области таза основная задача ЛФК — восста­новление нормальной походки, применяя упражнения, как и при травмах тазобедренного сустава. Помимо укрепления мышц ниж­них конечностей, в данном случае необходимо укреплять мышцы тазового пояса, туловища, тренировать вестибулярный аппарат. Ле­чебно-оздоровительное плавание назначается в конце второго пе­риода ЛФК. Применяемые упражнения в воде осваиваются в раз­личные сроки в зависимости от характера и сложности травмы. Садиться можно чаще всего не ранее чем через 6 мес.

Группы упражнений, применяемые в конце второго периода ЛФК при травмах в области таза

1. Освоение с водной средой.

2. При обучении ходьбе выполнять те же упражнения, что и при травмах
тазобедренного сустава и бедра.

3. Выполнять разные варианты ходьбы с соблюдением правильной осанки.

4. Выполнять различные движения ногами из разных и.п., кроме отведения ног в сторону и приседаний с разведенными в сторону ногами (при разрыве лонного сочленения).

5. Выполнять упражнения для укрепления мышц нижних конечностей.

6. Выполнять упражнения для укрепления мышц живота (брюшного пресса).

   7.Выполнять общеразвивающие упражнения для укрепления мышц ту­ловища, на развитие координации и равновесия.






Плавание в ортопедии

Ортопедия — раздел медицины, изучающий врожденные и при­обретенные деформации и нарушения функций опорно-двигатель­ного аппарата и разрабатывающий методы их профилактики и ле­чения. Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений (суставов), а также из скелетных мышц, которые к ним прикрепляются.

 

Один из основных разделов ортопедии — нарушения осанки и сколиозы. Осанка — привычная поза непринужденно стоящего че­ловека, принимаемая без активного

Рис. 11. Виды осанок: 1-нормальная; 2-круглая спина (сутулость); 3-кругловогнутая спина; 4-плоская спина; 5-плосковогнутая спина; 6-ассиметричная осанка

 

мышечного напряжения, или привычное положение тела в пространстве в покое и при движении, имеющее большое эстетическое значение. Она также представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития.

На характер осанки человека большое влияние оказывает позво­ночник, поскольку он является связующим звеном всех частей ске­лета. Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба: шейный и поясничный обращены выпуклостями вперед; грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостями назад. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессор­ную функцию, защищая головной и спинной мозг от сотрясения, а также увеличивает устойчивость, подвижность и т.д. В процессе эволюции все звенья тела расположились так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффек­тивного функционирования систем организма в основных привыч­ных положениях.

Форма позвоночника — основа осанки — изменяется с возрас­том. В возрасте 14 —15 лет физиологические изгибы позвоночника становятся постоянными, но окончательно они формируются не­много позже. Осанка является функциональным понятием, она не связана с анатомическими изменениями и не постоянна, поскольку формируется в процессе роста, развития человека, а также в пери­од учебы, трудовой деятельности, занятий физическими упражне­ниями.

Нормальная окончательно сформировавшаяся осанка выглядит следующим образом: вертикальные оси головы (подбородок при­поднят, взгляд направлен вперед) и позвоночного столба (живот подтянут, несколько приподнята грудная клетка); симметрично расположенные шейно-плечевые линии (плечи слегка отведены назад), углы лопаток (прижаты к спине), гребни подвздошных костей и ягодичные складки; одинаковые треугольники талии, длина ног (ноги выпрямлены); сводчатость стоп нормальная. Ос­новную роль в формировании правильной осанки играет не абсо­лютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное рас­пределение мышечной тяги.

В настоящее время наиболее известна классификация на­рушений осанки, предложенная Л.П.Николаевым. Выделя­ют два основных типа нарушений осанки: 1) в сагиттальной плос­кости (вид сбоку) и 2) во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди). В сагиттальной плоскости различают следующие виды на­рушений: круглая (сутулость), кругловогнутая, плоская, плосковогнутая спина. Во фронтальной плоскости — асимметричная осанка (рис.11).

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шей­ного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внешние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные проявления данного нарушения считаются сутулостью.

Кругловогнутая спина характеризуется увеличением фи­зиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине, в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривиз­на, наблюдается отвислый живот.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологи­ческих изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спи­ны и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличе­нием крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен впе­ред и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.

Асимметричная осанка — незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее характеристики: несимметричное положение надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мыши туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей и подростков с нарушениями осанки, что связано с возрастающем гиподинамией молодого поколения (недостаточная физическая активность школьников совпадает с периодом их активного роста). По данным исследований начала XXI в., более 75% школьником имеют нарушения осанки. Наиболее часто встречающиеся дефекты осанки — асимметрия и сутулость.

Доминирующую роль в формировании правильной осанки иг­рают воспитание и систематическое воздействие физических уп­ражнений. Основная причина нарушений осанки — мышечная сла­бость, плохое физическое развитие. Гипокинезией страдает все современное общество. Дефицит мышечной деятельности характе­рен и для большинства детей школьного возраста.

Нарушение осанки не является заболеванием, поэтому при свое­временно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и обратимо. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою оче­редь, негативно влияет на деятельность центральной нервной, сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки ста­новится одной из причин многих хронических заболеваний вслед­ствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздо­ровления организма.

В комплексной программе физической реабилитации детей с нарушениями осанки лечебно-оздоровительное плавание являет­ся максимально эффективным средством. В условиях гидростатиче­ской невесомости и горизонтального положения тела в воде позво­ночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и рабочая поза пловца способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.

Методика лечебно-оздоровительного плавания

Специальные задачи, которые решаются в течение прохождения курса лечебно-оздоровительного плавания, состоят в следующем: 1) исправление дефектов осанки, формирование и закрепление навыка правильной осанки; 2) укрепление мышечного корсета, т.е. развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса; 3) повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю в течение учебного года, включая каникулы. Подготовительная часть занятия проходит в зале, она включает: краткий теоретический раздел, общую физи­ческую подготовку, корригирующую гимнастику, специальные и имитационные упражнения. Затем занятие продолжается в бассей­не. Основная часть занятия начинается со специальных корригиру­ющих и имитационных упражнений у бортика. Больше всего вре­мени уделяется плаванию спортивными и индивидуально реко­мендуемыми специальными («лечебными») способами. В конце ос­новной части занятия проводятся игры. В заключительной части занятия предлагаются специальные корригирующие упражнения и упражнения на расслабление. По окончании занятия выдаются новые или корректируются имеющиеся комплексы специальных упражнений для их самостоятельного выполнения дома под конт­ролем родителей (табл.4). Особое внимание на протяжении заня­тия и в течение всего курса занятий необходимо уделять созна­тельному отношению студентов к выполнению упражнений.

 

                                                                                                                             Таблица 4

Основное содержание занятий лечебным плаванием при нарушениях осанки

Место проведе­ния Часть занятия, % Распре­деление време­ни, % Время, мин Упражнения

На суше (зал)

 

Подготови­тельная — 35

 

5 5 Строевые, общеразвивающие
20 15-20 Специальные, корри­гирующие
10 5-10 Имитационные  

В воде (бассейн)

 

Основная — 55

 

 

10 10 Специальные, имита­ционные
45 40 Изучение, совершен­ствование спортивных и индивидуально ре­комендуемых способов плавания, игры
Заключитель­ная — 10 10 10 Специальные
Домаш­нее зада­ние

Утренняя гимнастика, физкультпаузы

Специальные и корри­гирующие, имитаци­онные

 

В теоретическом разделе занятия обсуждаются такие темы, как общие сведения о функциях позвоночника и осанке, значение систематических занятий физкультурой (в частности, плаванием), правила поведения в бассейне, а также дается краткая характери­стика техники спортивных и индивидуально рекомендуемых спо­собов плавания при нарушениях осанки.

 Общая физическая подготовка включает строевые, общеразвивающие (для мышц рук, шеи, туловища, ног) упражнения,  ходьбу (на носках, на наружных сторонах стопы с различными положе­ниями рук), бег, упражнения на гибкость, расслабление, коорди­нацию движений, равновесие, подвижные игры, эстафеты. В лечеб­ной физкультуре применяются специальные упражнения, основная направленность которых – освоение навыка правильной осанки, вытяжение позвоночника, укрепление мускулатуры туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения:  для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голено­стопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику способов плавания, — освоение каждого элемента (ограничивает­ся разучивание работы рук в и. п. — стоя в наклоне вперед).

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28 — 30 °С.

Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале за­нятия при нарушениях осанки

1.И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнару­жи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — вы­дох. 3—5 раз (рис.12, 1).

2.И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза (рис.12, 2).

3.И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, про­гнуться, вернуться в и.п. По 3-4 раза каждой ногой (рис.12,3).

 

          

 

 

Рис.12 Специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушении осанки

 

 

Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и реко­мендуемых при нарушениях осанки способов плавания (табл. 5).

Большое внимание уделяется длительным скольжениям и работе ног, постановке правильного дыхания. Главное упражнение — проплывание дистанций до 400 м в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Дру­гие плавательные упражнения применяются согласно таблице 6. В зависимости от поставленных задач в занятиях используются уп­ражнения той или иной группы, например, для освоения с во­дой, упражнения в плавании при помощи движений руками, но­гами (до 50 м), в полной координации, дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. При асимметричной осанке в со­четании с нарушениями в сагиттальной плоскости применяются упражнения для асимметричной осанки, не противоречащие раз­решенным упражнениям при данном нарушении в сагиттальной плоскости. Задания чередуются с дыхательными упражнениями, на расслабление, лежанием на воде.

 

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия уста­лости, закрепления и совершенствования плавательных умений и навыков применяются различные игры типа «Спрячься», «Водола­зы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», «Кто сильнее?» и др. Используются также эстафеты, игры с элементами водного поло, с нырянием в длину и глубину.                                                                                       

 

                                                                                                        Таблица 5

               

Дата: 2019-07-31, просмотров: 373.