Рекомендуемые способы плавания при основных нарушениях осанки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

                                                                             

                                                                                                                                         Таблица 6

                                                                    

 

Применение специальных упражнений в плавании для коррекции основных видов нарушений осанки

 

 

Группа упражне­ний Содержание упражнений С, К KB П ПВ Ас

Освоение с водой

 

«Поплавок», «Медуза» - - ++ ++ +
«Звездочка» на спине ++ ++ - - ++
«Звездочка» на груди + + + + ++
Скольжение на спине, руки впереди ++ ++ - - ++
Скольжение на спине, руки вдоль туловища + + + + +
Скольжение на груди, руки впереди ++ ++ - - ++
Скольжение на груди, руки вдоль туловища - - ++ ++ +

Ноги кро­лем или брассом

 

 

На спине, руки впереди ++ ++ - - ++
На спине, руки вдоль туловища - - + + +
На груди, руки впереди ++ ++ - - ++
На груди, руки вдоль туловища - - ++ ++ +

 

Плавание при помо­щи дви­жений руками

 

На спине, в ногах — круг, кролем двумя руками одновременно ++ ++     +
На груди, в ногах — круг, руки брассом ++ + - - +
На груди, в ногах — круг, руки брассом с узким гребком   ++ +  
На груди, под животом — доска, руки брассом - ++ - - -
На груди, под животом — доска, руки брассом с узким гребком       ++  

Плавание в полной координа­ции

 

Кролем на спине двумя руками одновременно + ++ - - ++
Брассом на спине с УПС ++ + - - ++
Баттерфляем (ноги брас­сом) без выноса рук из воды - ++ + +
Брассом на груди с УПС ++ + - - ++
Брассом на груди с УПС, с узким гребком руками - - ++ + -
На груди, руки брассом, ноги кролем + ++ - - +
На груди, руки брассом с узким гребком, ноги кролем + ++ -


плавания изучаются способы плавания на спине и на груди, ны­ряния в длину до 10—15 м, ныряния с помощью движений но­гами кролем в ластах. Из прыжков в воду используются спады из положения в группировке с низкого бортика при плоской спине и шагом вперед из положения стоя («солдатиком») при круглой спине.

  Домашние задания состоят из небольших комплексов упраж­нений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз. Обязательно включаются по 1—2 упражнения на выработку навыка правильной осанки, на укрепление мышц туловища, а также индивидуальные корригиру­ющие и имитационные упражнения. Периодически часть упраж­нений меняется.

По окончании курса занятий проводится этапное обследование осанки и по его результатам курс продлевается или назначается перевод в спортивную группу.

Сколиоз — прогрессирующее заболевание, которое характери­зуется дугообразным искривлением позвоночника во фронталь­ной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, или торсией.

 Деформация позвоночника при сколиозе влечет за собой деформацию таза и грудной клетки. На стороне вогнутости позвоночника надплечья и лопатки опуще­ны, а расстояние между линией талии и опу­щенной рукой увеличено, т.е. увеличен так называемый треугольник талии. На противо­положной стороне позвоночника контуры этого треугольника сглажены (рис.13).

             Эти     негативные изменения приводят к
Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности многих жизненно важных систем организма. Поэтому обычно говорят не просто

о сколиозе, а о сколиотической болезни.

 

 

Рис. 13 Сколиоз: вид со спины  

По форме сколиозы различаются:

простые (имеющие одну дугу искривления)

       сложные (S-образные).

Локализуются они в одном или несколь­ких отделах позвоночника (шейный, шейно-грудной и т.д.).

Лечение сколиотической болезни складывается из трех взаимо­связанных звеньев: 1) мобилизации искривленного отдела позво­ночника;

2) коррекции деформации

 3) стабилизации позвоноч­ника в положении достигнутой коррекции.

Кроме того, лечение направлено на устранение патологических изменений других орга­нов и систем организма больного. Основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, явля­ется стабилизация позвоночника в корригированном положении. Истинное излечение сколиотической болезни, т.е. уменьшение структурной деформации позвонков, может быть достигнуто толь­ко длительным настойчивым комплексным лечением на протяже­нии всего периода роста позвоночника.

  Физическая реабилитация больных, страдающих сколиозом, носит комплексный характер. Комплекс консервативно­го лечения сколиоза включает лечебную гимнастику, массаж, лечебно-оздоровительное плавание, методы ортопедической кор­рекции (корсеты), электростимуляцию, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. И все же ведущая роль в реабилитации больных сколиозом при­надлежит ЛФК, которая способствует формированию рациональ­ного мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует про­грессированию болезни.

 

Методика лечебного плавания

 

На занятиях лечебно-оздоровительным плаванием при выпол­нении гребковых движений в воде последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормаль­ного роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений. Большое значение имеют дыхательные упражнения, так как обычно слабо развита и деформирована грудная клетка. Акцентируется внимание на сочетании упражнения с дыханием. У бортика в подготовительной и заключительной частях занятия применяются симметричные специальные упражнения, аналогич­ные применяемым при нарушениях осанки. Упражнения основ­ной части занятия, направленные на силовое развитие отдель­ных мышечных групп, а также упражнения корригирующего ха­рактера выполняются обычно в медленном и среднем темпе. Про­должительность частей занятия зависит от физической подго­товленности занимающихся, поставленных задач, а также этапа реабилитации.

Современная методика лечебного плавания разработана Л. А. Бородич, Р. Д.Назаровой. Основным способом плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягива­ется, а мышцы туловища статически напряжены. При этом плече­вой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпенди­кулярно движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. В данном случае минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движе­ний корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе. Способы плавания кролем, баттерфляем (дельфином) применять на заня­тиях с детьми со сколиозом нельзя, но могут использоваться не­которые элементы этих способов.

Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза. При сколиозе I степени упор делается на симметричные плава­тельные упражнения: брасс на груди, длительные скольжения, плавание при помощи движений ногами кролем на груди. Методи­ка проведения занятий аналогична методике при асимметричной осанке.

При сколиозе II —III степеней задача коррекции деформации диктует применение асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники плавания брассом на груди должно составлять 40 — 50% от всего времени занятий. .Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги ис­кривления позвоночника. И.п. коррекции подбирается строю  индивидуально в зависимости от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные и.п. для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед.. При поясничном, грудопоясничном типах сколиоза для коррекции  дуги могут быть использованы асимметричные и. п. для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске. При комбинирован­ном типе сколиоза особое внимание уделяется коррекции груд­ной дуги.

  При IV степени сколиоза на первый план выдвигается задача уже не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Поэтому используются симметричные плава­тельные упражнения, большое количество дыхательных упражне­ний. Для тренировки сердечно - сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц применяют плавание на коротких скоростных отрезках (под строгим контролем). Особенно важно совершенствовать технику плавания у детей, имеющих симптомы нестабильности позвоночника.

 

Примерный комплекс упражнений № 6, применяемый в середине курса лечения при грудном сколиозе II—III степеней

1. И. п. — присев у бортика. Выполнять длинные выдохи в воду (см. рис.2). 10 раз.

2. Скольжение на груди в позе коррекции. 5—6 раз (рис. 14, 1).

3. И. п. — лежа на груди, руки вытянуты вперед. Ноги и рука со стороны вогнутости работают кролем. Другую руку можно держать на доске. До 50 м (рис. 14, 2).

4. И.п. — лежа на груди, руки в корригирующей позе. Работа ногами кролем на задержке дыхания (см. рис. 14). До 25—50 м с остановками для восстановления дыхания.

5. То же, но работая ногами брассом с дыханием (рис.14, 3).

6. И.п. — лежа на груди, проплывать дистанцию до 25 м баттерфляем. Руки из воды не выносятся, ноги работают брассом. 1 —2 раза (рис.14, 4).

7. Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения. До 200 м (по мере повышения плавательной подготовленности — до 400 м).

8. То же, но брассом на спине. До 100 м. 1—2 раза (рис.14, 5).

9. И. п. — лежа на груди, в ногах зажат круг. Плавание при помощи движе­нии руками брассом с дыханием. 25—50 м. 2 раза.

10. Плавание на боку, лежа на стороне выпуклости искривления. 50 —100 м.

11.И. п. — лежа на спине, руки в корригирующем положении. Работать ногами кролем. 25—50 м. 2 раза.

12.Дыхательные упражнения.

13. «Звездочка» на спине в позе коррекции.

 

Плоскостопие — деформация стопы, или заболевание опорно-двигательного аппарата стопы, которое характеризуется уменьшением высоты ее продольных сводов, слабостью мышц и связок стопы и голени, снижением физической работоспособности. Одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп,

 

поэтому основная нагрузка приходится на уплощенный внутрен­ний свод, и рессорные свойства стопы резко снижаются.

Установить степень плоскостопия можно, зная величину высо­ты свода от пола до мягких тканей свода стопы, для чего применя­ют плантографию—получение отпечатков стоп с помощью нанесенных на подошву красящих веществ

 

Плоскостопие бывает врожденное, травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое. Врожденное плоскостопие устанавливается в 5-6 лет, по­скольку в более раннем возрасте у всех детей наблюдаются эле­менты плоской стопы. Травматическое плоскостопие может насту­пить вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсне­вых костей. Паралитическое плоскостопие — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полиомиелита). Рахитическое плоскостопие обуслов­лено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы. И наконец, стати­ческое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (82 % забо­леваний), возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей или их неспособности обеспечивать возрастающую нагрузку (при ожирении, беременности, занятиях некоторыми видами спорта, ношении неправильной обуви). Для статического плоскостопия характерны определенные болевые уча­стки, при этом боль усиливается к вечеру после длительного пре­бывания на ногах и ослабевает после отдыха.

 

Методика лечебного плавания

 

Основной задачей реабилитации является коррекция положе­ния стопы и закрепления его путем укрепления мышц стопы и голени. Поэтому в плавании применяются специальные упражне­ния на укрепление мышц голени и стопы, подошвенных мышц. Исключаются ходьба с развернутыми стопами, на внутреннем крае стопы, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими упражнениями для всех мышечных групп (имеющими большое значение, так как плоскостопие часто развивается у людей физи­чески ослабленных), с упражнениями на воспитание правильной осанки (плоскостопие часто сопутствует нарушениям осанки) и на расслабление.

Примерный комплекс упражнений № 7, применяемый в начале ле­чения при плоскостопии

1. Изучение работы ногами при способе плавания кролем.

2. И. п. — стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься. 10—12 раз (рис.16, 1).

3. И. п. — стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Ве­лосипед» (см. рис.5). 1—2 раза. 10—15 с.

4. И. п. — стоя лицом к бортику, приседания на носках (можно держаться за бортик) (см. рис.7).

5. Выполнять любые общеразвивающие упражнения у бортика, движе­ния руками, ногами, повороты и наклоны; игры.

6. И. п. — стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, различные движения стопой (сгибание и разги­бание, разворот носка, вращение). 2 мин.

7. И. п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. (см. рис.12), по 3-4 раза каждой ногой.

8. И. п. — стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять захват паль­цами ноги мелких игрушек со дна, перекатывать по дну мячик или палку (см. рис.7). 2 мин.

9. И. п. — стоя на глубине — вода до груди, выполнять упражнение «гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивая ногу вперед. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10—12 м (рис.16, 2).

10. Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск,
выпады с покачиванием (см. рис.5, 6). 1 мин.

11. Плавание в ластах (ноги работают кролем). До 100—200 м.

12. И. п. — стоя спиной к бортику, держаться за него руками. На стопы
надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед». 1 —
2 мин (рис.16, 3).

13. Игра «Летающие дельфины» или выпрыгивания из воды (рис.16, 4).

14. Упражнения в ходьбе: на носках, на пятках, на наружных сводах стоп,
с параллельной постановкой стоп. 2—3 мин.

 

 

Рис.16. Примерный комплекс упражнений №7, применяемый в начале курса занятий лечебным плаванием при плоскостопии

 

Артриты — довольно распространенные болезни суставов, вызывающие ограничение трудоспособности и нередко приводя­щие к инвалидности. Основные проявления: боль, отечность и де­формация сустава, хруст при движениях, ограничение движений. В воспалительный процесс часто вовлекаются сухожильные влага­лища (тендовагинит), сумка сустава (бурсит), связки, близлежа­щие мышцы, нервы (неврит). Воспаление нескольких суставов на­зывают полиартритом. Артриты бывают инфекционные, неинфекци­онные и травматические.

 

 Методика лечебного плавания

 

По мере стихания обострения боли после массажа можно применять теплые ванны (t воды = 38 — 40 °С), в которых выполняются все возможные движения в суставе с пол­ной амплитудой в медленном и среднем темпе, что способствует профилактике контрактур без нагрузки. Задачи процедур: воздей­ствие на сустав с целью развития его подвижности, профилактика дальнейшего нарушения двигательных функций; борьба с атрофи­ей мышц, их укрепление, улучшение кровообращения в суставах; уменьшение болевых ощущений с помощью приспособления су­става к дозированной физической нагрузке. Процедура длится до 20 мин.

На следующем этапе лечения начинают применять лечебно-оз­доровительное плавание, задача которого в том, чтобы поддер­жать и сохранить достигнутые результаты после интенсивного ле­чения, развивать двигательные функции, поскольку без система­тической тренировки объем движений может постепенно умень­шаться. Перед занятием больную конечность или сустав сначала прогревают под душем в течение 3 мин, а затем 15 — 20 мин отво­дят для специальных упражнений в теплой воде (t воды — не ме­нее 28 — 29 °С). Каждое движение начинается в спокойном темпе с небольшой амплитудой, которая затем постепенно увеличивается. Движения повторяются не менее 12—14 раз в среднем темпе. Упраж­нения для больных суставов всегда следует чередовать с движени­ями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата. Тренировки могут проводиться самостоятельно. Занятия в бассейне в данном случае имеют в первую очередь профилактическое значение.

Остеоартроз — очень распространенное заболевание суставов, которым страдает около 80 % населения в возрасте 50 — 60 лет, но иногда данное заболевание встречается и у людей молодого возраста. При остеоартрозе поражается суставной хрящ, который становится более сухим, ломким. В ответ на нагрузку волокна хря­ща легко расщепляются, слой становится все тоньше, вплоть до полного разрушения. Вместе с хрящом изменяется и костная ткань под ним. По краям сустава формируются костные выросты, как бы компенсирующие потерю хряща за счет увеличения суставных по­верхностей. Именно это является причиной деформации суставов. При артрозе могут поражаться мелкие суставы кистей и стоп, опор­ные суставы (коленные — гонартроз и тазобедренные — коксартроз), сразу многие суставы (полиостеоартроз).

 

Методика лечебного плавания

 

Занятия лечебно-оздоровительным плаванием при данном за­болевании очень эффективны, так как в воде возможен макси­мальный объем движений в суставах без нагрузки на них веса тела, что является оптимальным для суставного хряща. Главные задачи, решаемые при занятиях плаванием: улучшение кровообращения в суставе, увеличение амплитуды движений, постепенная адапта­ция к нагрузкам.

Лучше всего начинать заниматься под руководством специали­ста по реабилитации, желательно в группах, специализированных для данной локализации артроза. После окончания занятий в груп­пе нужно продолжать заниматься самостоятельно, используя по­лученные навыки. Применяемые упражнения при артритах и арт­розах схожи.

Примерный комплекс упражнений № 8, применяемый в начале кур­са лечения при артритах и артрозах коленного и тазобедренного су­ставов

1. И. п. — стоя лицом к бортику, держась за него руками, выполнять вы­дохи в воду при медленном глубоком приседании (см. рис. 4.2). 6—8 раз.

2. И. п. — стоя спиной к бортику, согнуть ногу в коленном суставе (стопа скользит по стенке бассейна). Обхватить колено руками и подтянуть к туло­вищу (спину от стенки не отрывать). Удерживать ногу 3—4 с и вернуться в и. п. То же, но другой ногой. По 8—10 раз (рис. 4.17, 1).

I 3. И. п. — стоя спиной к бортику, прямую ногу поднять и удерживать 5— 6 с, затем опустить. Тоже, но другой ногой. Повторить по 10 раз (рис. 4.17, 2).

4. Выполнить упражнения «Поплавок», «Звездочка» (см. рис. 2.12). 1 мин.

5.И. п. — стоя спиной к бортику, держась за него руками, поднять ноги и выполнять «Велосипед» (см. рис. 4.5). 2—3 раза. По 20 с.

6.Выполнение скольжений с плавным толчком от бортика двумя ногами. Разные и. п. рук, скольжение на спине и на груди (см. рис. 2.13). 6—8 раз.

7.Изучение движений ногами кролем у бортика (см. рис. 4.2), плавание на спине, используя движения ногами кролем, с доской в вытянутых вниз прямых руках (см. рис. 2.18). 2 раза по 25 м.

8.И. п. — стоя лицом к бортику, прижать бедра к стенке. Выполнять по­очередное сгибание ног в колене, стараясь достать пяткой ягодицу. Бедра при этом от стенки бассейна не отрывать. По 10—15 раз каждой ногой (рис. 4.17, 3).

9.И. п. — стоя на глубине — вода по пояс, сделать вдох, наклониться вперед и постараться руками достать стопы (не сгибая ног в коленях). За­держаться в этом положении, делая полный выдох. Вернуться в и. п. Ноги расслабить. 5—6 раз.

Рис. 17. Примерный комплекс упражнений №8, применяемый в начале курса занятий лечебным плаванием при артритах и артрозах коленного и тазобедренного суставов

 

10.И. п. — стоя у бортика, изучение движений руками, как при плавании кролем на спине (см. рис.9). То же, но в плавании с кругом в ногах. 1 —2 мин.

11.Плавание кролем на спине в полной координации. 2 раза по 25 м. По окончании упражнения выполнить 10 выдохов в воду.

12.И. п. — стоя спиной к бортику, согнуть ногу в колене, обхватить стопу обеими руками и постараться выпрямить ногу вперед, не разжимая рук. Удер­жать в таком положении 3—4 с. Вернуться в и. п. То же, но другой ногой. По 5—6 раз (рис.17, 4).

13.И. п. — стоя спиной к бортику, держась за него руками, согнуть обе ноги в коленях (стопы скользят по стенке бассейна), развести колени в сто­роны, затем сомкнуть и вернуться в и. п. 5—6 раз (рис.17, 5).

14. Подвижные игры с мячом. 3-4 мин.

15.И. п. — лежа на воде на спине, держась руками за бортик за головой, выполнять движение «ножницы». Амплитуда максимальная, ногу в колене не сгибать. 1 мин (рис.17, 6).

16.И. п. — стоя у бортика, изучение техники движений ногами брассом. Вначале движение выполняется здоровой ногой. 2—3 мин.

17.Выполнение упражнения «Звездочка» на груди со сменой в положение «Стрелка», затем «Звездочка» на спине. 2—3 раза.

18.И. п. — стоя боком к бортику, держась за него рукой, выполнять кру­говые движения прямой ногой. Амплитуда движений максимальная. По 5— 6 кругов в каждую сторону каждой ногой (рис.17, 7).

19.Лежание на воде на спине с дыханием, можно с небольшими гребковыми движениями руками. До 1 мин.

20.Различные упражнения в ходьбе, на носках и на пятках, скрестным шагом, в полуприседе, боком вперед, с подскоками. 2 мин.

21. Выполнять упражнение «Медуза». 3—4 раза.

 

 

Остеохондроз позвоночника является одним из широко распро­страненных заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы и представляет собой дегенеративно-дистрофическое пора­жение межпозвоночных дисков, вызывающее сдавливание кореш­ков спинно-мозговых нервов. Современный человек отличается малоподвижным, сидячим образом жизни. При нарастании утом­ления мышцы туловища и шеи уже не в состоянии обеспечить амортизационную функцию, которая переходит на структуры по­звоночника. При продолжающейся нагрузке на позвоночник в нем развиваются дегенеративно-дистрофические изменения, в первую очередь в межпозвоночных дисках. По-иному развивается остео­хондроз у спортсменов и лиц, занятых тяжелым физическим тру­дом: при статических и динамических нагрузках на позвоночник, при физических перегрузках рессорных свойств, повторяющихся микротравмах развиваются дистрофия и воспалительные измене­ния в позвоночнике.

Осложнениями остеохондроза могут быть грыжа позвоночного диска, нестабильность сегмента позвоночника. Заболевание является хроническим, сопровождается обострениями и ремиссиями. Обостре­ния провоцируют острые травмы позвоночника, физические нагруз­ки, переохлаждения, инфекции. По локализации остеохондроз по­звоночника делится на шейный, поясничный, грудной.

При шейном остеохондрозе характерны боли жгучего характера в области плеча, шеи; нарушения кровоснабжения головного моз­га (головокружение, головные боли, тошнота, ухудшение зрения, появление «мушек» или «пелены» перед глазами, боль и наруше­ние чувствительности в глотке, на языке); общеневротические признаки (слабость, раздражительность, неустойчивость настрое­ния, расстройства сна, памяти); тахикардия (как следствие раздра­жения и компрессии корешков спинно-мозговых нервов).

 

Методика лечебного плавания

Плавание применяют, когда воспалительные явления в поражен­ном сегменте полностью ликвидируются, болевые ощущения снизят­ся. Задачи лечебно-оздоровительного плавания: укрепление мышц шеи и плечевого пояса; восстановление подвижности шейного отдела по­звоночника; адаптация больного к бытовым и трудовым нагрузкам.

Вначале используются только статические упражнения с сопро­тивлением, разнообразные упражнения для мышц плечевого поя­са, с отягощениями, маховые движения, пассивные упражнения на релаксацию в теплой воде (t воды не ниже 30 °С).

 

Упражнения, применяемые при шейном остеохондрозе

1. Освоение с водой. Дыхательные упражнения этой группы выполняют­ся без движений головы (например, стоя лицом к бортику, выполнять присе­дания с выдохом в воду).

2. Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика, обращая внима­ние на движения в плечевом поясе.

3.Изучение техники плавания кролем, брассом без дыхания.

4.Выполнять специальные изометрические упражнения для мышц шеи: руки, находясь за головой, давят на затылок, голова при этом оказывает со­противление. То же, но кулак — под подбородок (давить на него головой) или ладонь — на щеке (пытаться повернуть голову) и т.д.

5.Выполнять специальные упражнения на увеличение подвижности позво­ночника: «Поплавок» с переходом в «Звездочку»; наклоны и повороты тулови­ща; касание рукой носка разноименной поднятой вперед прямой ноги; касание заведенной за спину рукой носка согнутой в колене разноименной ноги и т.д.

6.Выполнять упражнения на релаксацию: «Медуза»; висы на высоком бор­тике; лежание на воде (можно с опорой и дыхательными упражнениями) и т.д.

В конце второго периода ЛФК при отсутствии болевых ощуще­ний начинают осторожно выполнять активные движения головой: дыхание с поворотом и подниманием головы, удлиненным выдо­хом; общеразвивающие и специальные упражнения для мышц шеи и увеличения подвижности позвоночника с движениями головы. Темп выполнения упражнений медленный с небольшим количе­ством повторений. Затем количество упражнений постепенно уве­личивается, темп их выполнения возрастает.

 При поясничном остеохондрозе характерны внезапно возника­ющие резкие или постепенно возникающие, длительные, ноюще­го характера боли в области поясницы. Часто такие боли связаны с острым мышечным перенапряжением, которые усиливаются при физической нагрузке, длительном сохранении вынужденной позы. Возможны жгучие, колющие, стреляющие, ломящие боли в обла­сти ягодиц, тазобедренного сустава, задней поверхности бедра, голени и стопы, двигательные и другие нарушения.

 

Методика лечебного плавания

Показанием к лечебному плаванию является стихание острых про­явлений заболевания и уменьшение болей. Терапевтический эффект упражнений в воде объясняется их положительным влиянием на стимуляцию крово- и лимфообращения и тканевого обмена, что способствует устранению застойных явлений в органах малого таза, разгрузки позвоночного столба, созданию более устойчивого мышеч­ного корсета и постепенному снятию давления с корешка нерва.

При разгрузочном положении в теплой воде напряжение мышц спины уменьшается, позвоночник освобождается от статического отягощения. Помимо общеукрепляющих и дыхательных применя­ются специальные упражнения на укрепление мускулатуры, упраж­нения для корпуса без усилий, с ограниченной амплитудой, в мед­ленном и свободном темпе, висы на высоком бортике, боковые движения таза в разных направлениях. При выполнении каждого упражнения следует акцентировать внимание на самовытяжении. Рекомендуемая продолжительность занятия — до 30 — 45 мин.

 

 

Специальные упражнения, применяемые при остеохондрозе пояс­ничного отдела позвоночника

1. И. п. — стоя спиной к бортику, руки опущены. Поднять руки вверх, потя­нуть носки на себя. 10 раз (рис. 18, 1).

2. И. п. — стоя у бортика, руки вверху. Захватить правой рукой запястье левой руки, вытягивая себя правой рукой за левую, выполнять наклон ту­ловища вправо. То же, но в другую сторону. По 5—6 раз в каждую сторону (рис.18, 2).

3. И. п. — стоя спиной к бортику, выполнять поворот туловища влево, взять­ся руками за бортик, повернуть стопы в правую сторону. То же, но стопы — в левую сторону. По 5—6 раз в каждую сторону (рис.18, 3).

4. И. п. — вис на высоком бортике спиной к нему, ноги согнуты в колен­ных суставах. Повернуть колени в правую сторону, коснуться ими стенки бортика. То же, но в другую сторону. По 5 раз в каждую сторону (рис.18, 4).

Рис. 18. Специальные упражнения, применяемые при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника

 

5. И. п. — стоя лицом к бортику, согнуть правую ногу в колене, как при ползании «по-пластунски», затем выпрямить ее. То же, но другой ногой. По 10 раз каждой ногой (рис. 18, 5).

6. И. п. — стоя у бортика, выполнять круговые движения тазом, наклоны и повороты туловища. 1 мин.

7. Смены положений: «Поплавок» — «Звездочка» на груди — «Звездочка» на спине и т.д. (см. рис. 2.12). 1 мин.

8.И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик. Выполнять движения ногами кролем (см. рис.2). Тоже, но на груди (рис. 18, 6). 3 мин.

9.И. п. — лежа животом на доске, выполнять перекрестное потягивание: потянуться левой рукой вперед, правой ногой назад (носок на себя). То же, но меняя положения рук и ног. По 10 раз (рис.18, 7).

10.И. п. — вис лицом к высокому бортику, держась вначале двумя рука­ми, затем — одной (поочередно), выполнять движения ногами, вытягивания (тянуться пятками вниз). 1—2 мин.

11.И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, левую руку завести за голову, согнуть в локте, левую ногу отвести назад, завести за правую и поставить на носок. Задержаться в этом положении 1—2 с. То же, но с другой руки. По 3—4 раза в каждую сторону (рис.18, 8).

12.Выполнять все плавательные упражнения сдвижением ногами брас­сом и кролем. До 200 м в общей сложности.

13. Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения. До 200 м.

14. Игры, например водное поло по упрощенным правилам. Обязательна
разминка (2 тайма по 5 мин).

15. В конце занятия выполнять обязательные упражнения на расслабление

 Упражнения в воде сопровождаются обычно положительными эмоциями, отвлекая от болезненных ощущений и улучшая общее состояние занимающегося, предупреждают возникновение различных осложнений, способствуют восстановлению взаимоположения позвонков, создают мощный мышечный корсет, который удер­живает позвоночный столб в нужном положении.

В стадии ремиссии назначают щадящее - тренировочный и трени­ровочный режимы. Занятия продолжительностью до 40 45 мин проводятся групповым методом, повторяются упражнения второ­го периода ЛФК с отягощениями; с большей амплитудой. Огра­ничиваются прыжки и резкие движения туловищем.









Дата: 2019-07-31, просмотров: 300.