Обязательные упражнения, применяемые на санаторно-курортном этапе после инсульта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Освоение с водой.

2. Любые общеразвивающие упражнения на все группы мышц, проводят­ся в воде у бортика.

3. Упражнения в ходьбе. Следить за правильным выполнением ходьбы, за осанкой.

4. Дыхательные упражнения, в том числе плавание с дыханием.

5. Упражнения на произвольное расслабление («Медуза», встряхивание конечностей, висы).

6. Обучение спортивным способам плавания, начиная с обучения плава­нию кролем на спине и брассом.

7. Подвижные игры с мячом.

 

Повреждения спинного мозга при травмах позвоночника влекут за собой тяжелые последствия в виде двигательных, чувствитель­ных, трофических и других расстройств. Социально-трудовая и физическая реабилитация таких больных является очень сложной задачей. При травмах спинного мозга повреждающий фактор рез­ко, с большой силой воздействуя на позвоночник и связанные с ним морфологические образования, вызывает их структурные по­вреждения — разрывы, ранения осколками костей, размозжение, компрессию вещества мозга.

В клинике позвоночно-спинальной травмы основными расстрой­ствами являются: двигательные (параличи, парезы конечностей), чувствительные (нарушение чувствительности, гравитационные расстройства), трофические (приводят к развитию мышечных ат­рофии), тазовые (задержка или недержание отправлений, расстрой­ство половой функции). Последствия вышеперечисленных рас­стройств представляют собой тяжелые формы патологии, в сово­купности образуя травматическую болезнь спинного мозга. Раз­личают четыре периода болезни: острый — 2 — 4 суток, ран­ний — 2— 3 недели, промежуточный — 2—12 месяцев, поздний — от года до нескольких лет.

Основная проблема при данном повреждении заключается в передаче нервного импульса от головного мозга через зону травмы к двигательному отделу. Физические упражнения являются наибо­лее действенным методом восстановления утраченных двигатель­ных функций. Тактика реабилитации основывается на общих прин­ципах длительного, непрерывного, систематического воздействия комплекса упражнений на организм человека. При этом требуются специальные методические приемы, чтобы заставить больного вы­полнить движение и поверить в возможность реабилитации. К та­ким приемам относятся занятия упражнениями в воде, где движе­ния выполняются значительно легче.

Методика лечебного плавания

Лечебное плавание применяют обычно в позднем периоде бо­лезни при наличии у больного простейших навыков самообслужи­вания. Основная задача позднего периода — по возможности восста­новление функций ходьбы — наиболее длительный процесс. По­стоянные тренировки в количественном и качественном улучше­нии ходьбы в крепящих аппаратах и ортопедической обуви на суше и в воде в общей сложности занимают до 4 — 5 ч в день. Упражне­ния в воде желательно проводить в специализированном бассейне стационара, оборудованном приспособлениями для обучения ходь­бе (как минимум — поручни, параллельные брусья), с пологим спуском и глубиной от 0,6 до 1,5 м, с теплой водой (t воды — не ниже 36 °С), поскольку интенсивность движений занимающихся минимальная. После выполнения упражнения обязательны разгрузка и расслабление. Все движения каждого упражнения повторяются многократно (от 10 до 50 и более раз на каждом занятии) до пол­ного их освоения. При изучении следующего предыдущие упраж­нения обязательно повторяются.

 

Примерный перечень специальных упражнений, применяемых в позднем периоде травматической болезни спинного мозга по мере их освоения

1. Укрепление мышечного корсета для сидения без опоры. И. п. — сидя в воде на минимальной глубине спиной к стенке бассейна рядом с поручнем, ноги вытянуты вперед. Выполнять разнообразные движения ногами (можно с помощью рук или с помощью инструктора), в том числе силовые («уто­пить» круг, «Велосипед») и т.д. То же, но прорабатываются движения рука­ми. Выполнять повороты, наклоны туловища. Все движения по возможности сочетать с дыханием, при необходимости можно держаться за поручень. По­степенно переходить к более сложным и.п.: на четвереньках, на коленях, стоя, держась за поручень или бортик. Добавляется большее число упраж­нений на укрепление мышц спины, живота.

2. Выработка навыка произвольного расслабления, уменьшение спастики. Выполнять висы на высоком бортике с расслаблением, упражнения «Ме­дуза» и дыхательные.

3. Выработка навыка «втягивания» ноги, необходимого для дальнейшего освоения передвижения в аппаратах. И. п. — в висе или стоя с опорой на брусья, выполнять попеременное «втягивание» ноги за счет движения та­зом. Прямая нога подтягивается вверх с приподниманием стопы от пола.

4. Освоение методики «замыкания коленного сустава». И. п. — стоя с ми­нимальной опорой руками на брусья, стараться выпрямлять ноги в коле­нях. Под воздействием опорной нагрузки разгибатели голени и бедра со­кращаются и фиксируют коленный сустав, образуя достаточно устойчивую опору. Выработка этого рефлекса требует настойчивости и терпения, за­нимает длительное время, но в дальнейшем позволяет ходить без аппа­ратов.

5. Выработка навыка поддержания равновесия в положении стоя. И. п. — стоя с опорой руками на брусья, отпустить руки, стараться удержаться, де­лать попытки стоять на одной ноге, с опорой и без, выполняя движения дру­гой ногой. Стоя без опоры, выполнять любые движения руками. В парах: стоя между брусьями лицом друг к другу на расстоянии не менее 2 м, перекиды­вать мяч или брызгать друг на друга водой (игра «Морской бой»). Опора на брусья только при необходимости (при потере равновесия).

6. Освоение передвижения в вертикальном положении. И. п. — стоя в брусьях. Передвижение вперед происходит за счет замещающих движе­ний: перенос центра тяжести тела на опорную ногу, «втягивание» другой ноги, передвижение ее за счет движения в тазобедренном суставе вперед на величину ступни, не отрывая от пола, установление равновесия тела с опорой на обе ноги. Вначале осваивается движение спиной вперед в па­раллельных брусьях. Постепенно переходят к обычному передвижению вперед на костылях, позже — с опорой о бортик, поручень, помогая одной рукой.

7. Восстановление координации движений и навыка ходьбы с дополни­тельной опорой. Выполнять любые упражнения в ходьбе (следя за правиль­ным передвижением, осанкой), в том числе подъемы на ступеньку и переша­гивания через нее.

8. Восстановление навыка нормальной ходьбы (занимает несколько ме­сяцев или даже лет). Постепенное обучение ходьбе без опоры, уменьшая глубину воды. Повторение всех вышеперечисленных упражнений.

Параллельно по мере возможности осваиваются движения но­гами и руками, как при плавании кролем, брассом, лежание на воде, применяется удержание на воде любым способом и плава­ние «по-своему» с опорой и обязательной страховкой.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) бывают открытые (прони­кающие и непроникающие) и закрытые (сотрясение и ушиб го­ловного мозга). Состояние больного характеризуется общей асте­нией, мышцы теряют функциональную способность, значитель­ны вестибулярные, вегетативные расстройства, впоследствии воз­можны осложнения в виде развития неврозов, нарушений в дви­гательной сфере.

Методика лечебного плавания

Задачи реабилитации:

- общее укрепление организма;

- противодействие астении, мышечной слабости;

- функциональная адаптация больного к бытовым и физиче­ским нагрузкам;

- повышение устойчивости вестибулярного аппарата.

На занятиях в бассейне применяются общеразвивающие, дыха­тельные упражнения, освоение с водой и обучение плаванию.

Специальные упражнения, применяемые в процессе реабилитации при черепно-мозговой травме

1. Обучение активному расслаблению мышц, дозировке мышечного на­пряжения: упражнение «Медуза», лежание на воде, висы на высоком бортике.

2. Выполнять упражнения в ходьбе со сменой скорости передвижения, длины шага, различными движениями руками, поворотами, подъемами и спусками на ступеньку, перешагиваниями.

3. Выполнять любые упражнения на равновесие: «ласточка» на глубине — вода по пояс; стоя на одной ноге, выполнять движения другой ногой, руками, туловищем; изучение техники плавательных движений.

4. Выполнять различные плавательные упражнения с ускорением.

5. Выполнять упражнения и игры на внимание: смена способов плавания по команде, или через каждые 5 с (время определяется самостоятельно), или через каждую треть бассейна и т.п.

6. Тренировки вестибулярного аппарата: изучение дыхания у бортика (с поворотом головы в сторону, подниманием), плавание кролем, брассом в полной координации, обращая внимание на дыхание; скольжение «винтом».

7. Выполнять любые упражнения на координацию движений, игры с мя­чом.

Занятия плаванием являются мощным фактором воздействия и на высшую нервную деятельность человека и могут использоваться как для профилактики, так и для лечения всех видов неврозов.

Возбуждение в двигательной зоне коры головного мозга при выполнении упражнений в воде стягивает на себя очаги возбужде­ния в других частях мозга. Так, застойные психические напряже­ния, хронические стрессы ведут к истощению отдельных нервных клеток из-за их постоянной активности, а плавание снимает ак­тивность со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение движений. Поэтому большинство клеток мозга отды­хают и восстанавливают свои «силы». Вода — прекрасный масса­жист. Мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мыш­цах нервные окончания, она благотворно воздействует на цент­ральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. Обычно занятия плаванием вызывают у людей положительные эмоции, особенно при музыкальном сопровождении. Действие температу­ры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. При плавании улучшается и крово­снабжение мозга.

Неврозы — длительные и выраженные отклонения высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нерв­ных процессов и изменения их подвижности. Чаще всего неврозы развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невроти­ческие реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянно­му эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам. Вы­деляют три типа неврозов: 1) неврастения — ослабление внутреннего торможения, повышенная психическая и физическая утомляемость, рассеянность, снижение работоспособности, раздра­жительность, чрезмерная возбудимость, нарушения сна, голов­ные боли; 2) психастения — заторможенность, угнетенность, на­вязчивые мысли, идеи, страхи (фобии); 3) истерия — двигатель­ные расстройства (истерические парезы, параличи, гиперкинезы, тики, тремор), а также вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Методика лечебного плавания

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­ная задача лечебного плавания в данном случае — общеукрепляю­щее воздействие плавания. Используются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углуб­лением дыхания, сопротивлением, отягощением.

При неврастении (стадия повышенной возбудимости) темп за­нятий, тон методиста, музыкальное сопровождение должны быть спокойными; упражнения необходимо объяснять, а не показы­вать; применяются сложные, комбинированные упражнения, а так­же упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, не­которые игры и эстафеты (малой, средней интенсивности, без соревновательных элементов; на внимание, отмечая каждого участника). Изучаются спортивные способы плавания, применяется плавание на длинные дистанции (до 400 м) в спокойном темпе, купание.

При психастении (стадия заторможенности и угнетенности) необходимо постоянно и настойчиво активизировать больных, отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовывать, использовать хорошо знакомые эмоционально окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнения, исправлять ошибки, демонстрируя хорошее выполнение упражнений; тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми.  Применяют игры-эстафеты со средней и большой ин­тенсивностью, но по простым правилам. Занятия ведутся группо­вым методом с обучением технике спортивных способов плава­ния, чередующимся с произвольным купанием, постепенно нара­щивая общий объем и интенсивность упражнений.

При истерии занятия плаванием, в том числе и спортивным, помогают больному отвлечься от терзающих его переживаний. Ис­пользуются упражнения, требующие интенсивной, активной ра­боты мышечных групп, концентрации внимания, а также под­вижные игры для развития тормозных процессов. Музыкальное сопровождение должно иметь четко заданный ритм, интенсивность движений малая и средняя.

 

Невриты — заболевания периферических нервов в результате травматического повреждения, инфекционных болезней (грипп), воспалительных процессов, авитаминоза (особенно недостаток ви­тамина В), интоксикации (алкогольная), нарушения обмена ве­ществ (диабет).

Методика лечебного плавания

Плавание для лиц с данным заболеванием проводится только в теплой воде! Обычно плавание используется в позднем восстано­вительном периоде, когда появляются активные движения; физи­ческие упражнения по возможности применяют раньше. Рассмот­рим наиболее распространенные невриты, при которых применя­ется лечебно-оздоровительное плавание.

Причина поражения плечевого сплетения (плексита) — травма при вывихе плечевой кости, ранение, высоко наложенный жгут на длительный срок. При плексите развивается периферический паралич или парез, наблюдается резкое снижение чувствительно­сти, рука висит «как плеть».

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 193.