1. Освоение с водой.
2. Любые общеразвивающие упражнения на все группы мышц, проводятся в воде у бортика.
3. Упражнения в ходьбе. Следить за правильным выполнением ходьбы, за осанкой.
4. Дыхательные упражнения, в том числе плавание с дыханием.
5. Упражнения на произвольное расслабление («Медуза», встряхивание конечностей, висы).
6. Обучение спортивным способам плавания, начиная с обучения плаванию кролем на спине и брассом.
7. Подвижные игры с мячом.
Повреждения спинного мозга при травмах позвоночника влекут за собой тяжелые последствия в виде двигательных, чувствительных, трофических и других расстройств. Социально-трудовая и физическая реабилитация таких больных является очень сложной задачей. При травмах спинного мозга повреждающий фактор резко, с большой силой воздействуя на позвоночник и связанные с ним морфологические образования, вызывает их структурные повреждения — разрывы, ранения осколками костей, размозжение, компрессию вещества мозга.
В клинике позвоночно-спинальной травмы основными расстройствами являются: двигательные (параличи, парезы конечностей), чувствительные (нарушение чувствительности, гравитационные расстройства), трофические (приводят к развитию мышечных атрофии), тазовые (задержка или недержание отправлений, расстройство половой функции). Последствия вышеперечисленных расстройств представляют собой тяжелые формы патологии, в совокупности образуя травматическую болезнь спинного мозга. Различают четыре периода болезни: острый — 2 — 4 суток, ранний — 2— 3 недели, промежуточный — 2—12 месяцев, поздний — от года до нескольких лет.
Основная проблема при данном повреждении заключается в передаче нервного импульса от головного мозга через зону травмы к двигательному отделу. Физические упражнения являются наиболее действенным методом восстановления утраченных двигательных функций. Тактика реабилитации основывается на общих принципах длительного, непрерывного, систематического воздействия комплекса упражнений на организм человека. При этом требуются специальные методические приемы, чтобы заставить больного выполнить движение и поверить в возможность реабилитации. К таким приемам относятся занятия упражнениями в воде, где движения выполняются значительно легче.
Методика лечебного плавания
Лечебное плавание применяют обычно в позднем периоде болезни при наличии у больного простейших навыков самообслуживания. Основная задача позднего периода — по возможности восстановление функций ходьбы — наиболее длительный процесс. Постоянные тренировки в количественном и качественном улучшении ходьбы в крепящих аппаратах и ортопедической обуви на суше и в воде в общей сложности занимают до 4 — 5 ч в день. Упражнения в воде желательно проводить в специализированном бассейне стационара, оборудованном приспособлениями для обучения ходьбе (как минимум — поручни, параллельные брусья), с пологим спуском и глубиной от 0,6 до 1,5 м, с теплой водой (t воды — не ниже 36 °С), поскольку интенсивность движений занимающихся минимальная. После выполнения упражнения обязательны разгрузка и расслабление. Все движения каждого упражнения повторяются многократно (от 10 до 50 и более раз на каждом занятии) до полного их освоения. При изучении следующего предыдущие упражнения обязательно повторяются.
Примерный перечень специальных упражнений, применяемых в позднем периоде травматической болезни спинного мозга по мере их освоения
1. Укрепление мышечного корсета для сидения без опоры. И. п. — сидя в воде на минимальной глубине спиной к стенке бассейна рядом с поручнем, ноги вытянуты вперед. Выполнять разнообразные движения ногами (можно с помощью рук или с помощью инструктора), в том числе силовые («утопить» круг, «Велосипед») и т.д. То же, но прорабатываются движения руками. Выполнять повороты, наклоны туловища. Все движения по возможности сочетать с дыханием, при необходимости можно держаться за поручень. Постепенно переходить к более сложным и.п.: на четвереньках, на коленях, стоя, держась за поручень или бортик. Добавляется большее число упражнений на укрепление мышц спины, живота.
2. Выработка навыка произвольного расслабления, уменьшение спастики. Выполнять висы на высоком бортике с расслаблением, упражнения «Медуза» и дыхательные.
3. Выработка навыка «втягивания» ноги, необходимого для дальнейшего освоения передвижения в аппаратах. И. п. — в висе или стоя с опорой на брусья, выполнять попеременное «втягивание» ноги за счет движения тазом. Прямая нога подтягивается вверх с приподниманием стопы от пола.
4. Освоение методики «замыкания коленного сустава». И. п. — стоя с минимальной опорой руками на брусья, стараться выпрямлять ноги в коленях. Под воздействием опорной нагрузки разгибатели голени и бедра сокращаются и фиксируют коленный сустав, образуя достаточно устойчивую опору. Выработка этого рефлекса требует настойчивости и терпения, занимает длительное время, но в дальнейшем позволяет ходить без аппаратов.
5. Выработка навыка поддержания равновесия в положении стоя. И. п. — стоя с опорой руками на брусья, отпустить руки, стараться удержаться, делать попытки стоять на одной ноге, с опорой и без, выполняя движения другой ногой. Стоя без опоры, выполнять любые движения руками. В парах: стоя между брусьями лицом друг к другу на расстоянии не менее 2 м, перекидывать мяч или брызгать друг на друга водой (игра «Морской бой»). Опора на брусья только при необходимости (при потере равновесия).
6. Освоение передвижения в вертикальном положении. И. п. — стоя в брусьях. Передвижение вперед происходит за счет замещающих движений: перенос центра тяжести тела на опорную ногу, «втягивание» другой ноги, передвижение ее за счет движения в тазобедренном суставе вперед на величину ступни, не отрывая от пола, установление равновесия тела с опорой на обе ноги. Вначале осваивается движение спиной вперед в параллельных брусьях. Постепенно переходят к обычному передвижению вперед на костылях, позже — с опорой о бортик, поручень, помогая одной рукой.
7. Восстановление координации движений и навыка ходьбы с дополнительной опорой. Выполнять любые упражнения в ходьбе (следя за правильным передвижением, осанкой), в том числе подъемы на ступеньку и перешагивания через нее.
8. Восстановление навыка нормальной ходьбы (занимает несколько месяцев или даже лет). Постепенное обучение ходьбе без опоры, уменьшая глубину воды. Повторение всех вышеперечисленных упражнений.
Параллельно по мере возможности осваиваются движения ногами и руками, как при плавании кролем, брассом, лежание на воде, применяется удержание на воде любым способом и плавание «по-своему» с опорой и обязательной страховкой.
Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) бывают открытые (проникающие и непроникающие) и закрытые (сотрясение и ушиб головного мозга). Состояние больного характеризуется общей астенией, мышцы теряют функциональную способность, значительны вестибулярные, вегетативные расстройства, впоследствии возможны осложнения в виде развития неврозов, нарушений в двигательной сфере.
Методика лечебного плавания
Задачи реабилитации:
- общее укрепление организма;
- противодействие астении, мышечной слабости;
- функциональная адаптация больного к бытовым и физическим нагрузкам;
- повышение устойчивости вестибулярного аппарата.
На занятиях в бассейне применяются общеразвивающие, дыхательные упражнения, освоение с водой и обучение плаванию.
Специальные упражнения, применяемые в процессе реабилитации при черепно-мозговой травме
1. Обучение активному расслаблению мышц, дозировке мышечного напряжения: упражнение «Медуза», лежание на воде, висы на высоком бортике.
2. Выполнять упражнения в ходьбе со сменой скорости передвижения, длины шага, различными движениями руками, поворотами, подъемами и спусками на ступеньку, перешагиваниями.
3. Выполнять любые упражнения на равновесие: «ласточка» на глубине — вода по пояс; стоя на одной ноге, выполнять движения другой ногой, руками, туловищем; изучение техники плавательных движений.
4. Выполнять различные плавательные упражнения с ускорением.
5. Выполнять упражнения и игры на внимание: смена способов плавания по команде, или через каждые 5 с (время определяется самостоятельно), или через каждую треть бассейна и т.п.
6. Тренировки вестибулярного аппарата: изучение дыхания у бортика (с поворотом головы в сторону, подниманием), плавание кролем, брассом в полной координации, обращая внимание на дыхание; скольжение «винтом».
7. Выполнять любые упражнения на координацию движений, игры с мячом.
Занятия плаванием являются мощным фактором воздействия и на высшую нервную деятельность человека и могут использоваться как для профилактики, так и для лечения всех видов неврозов.
Возбуждение в двигательной зоне коры головного мозга при выполнении упражнений в воде стягивает на себя очаги возбуждения в других частях мозга. Так, застойные психические напряжения, хронические стрессы ведут к истощению отдельных нервных клеток из-за их постоянной активности, а плавание снимает активность со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение движений. Поэтому большинство клеток мозга отдыхают и восстанавливают свои «силы». Вода — прекрасный массажист. Мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, она благотворно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. Обычно занятия плаванием вызывают у людей положительные эмоции, особенно при музыкальном сопровождении. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. При плавании улучшается и кровоснабжение мозга.
Неврозы — длительные и выраженные отклонения высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. Чаще всего неврозы развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам. Выделяют три типа неврозов: 1) неврастения — ослабление внутреннего торможения, повышенная психическая и физическая утомляемость, рассеянность, снижение работоспособности, раздражительность, чрезмерная возбудимость, нарушения сна, головные боли; 2) психастения — заторможенность, угнетенность, навязчивые мысли, идеи, страхи (фобии); 3) истерия — двигательные расстройства (истерические парезы, параличи, гиперкинезы, тики, тремор), а также вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.
Методика лечебного плавания
Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов возбуждения и торможения. Основная задача лечебного плавания в данном случае — общеукрепляющее воздействие плавания. Используются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, сопротивлением, отягощением.
При неврастении (стадия повышенной возбудимости) темп занятий, тон методиста, музыкальное сопровождение должны быть спокойными; упражнения необходимо объяснять, а не показывать; применяются сложные, комбинированные упражнения, а также упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, некоторые игры и эстафеты (малой, средней интенсивности, без соревновательных элементов; на внимание, отмечая каждого участника). Изучаются спортивные способы плавания, применяется плавание на длинные дистанции (до 400 м) в спокойном темпе, купание.
При психастении (стадия заторможенности и угнетенности) необходимо постоянно и настойчиво активизировать больных, отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовывать, использовать хорошо знакомые эмоционально окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнения, исправлять ошибки, демонстрируя хорошее выполнение упражнений; тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Применяют игры-эстафеты со средней и большой интенсивностью, но по простым правилам. Занятия ведутся групповым методом с обучением технике спортивных способов плавания, чередующимся с произвольным купанием, постепенно наращивая общий объем и интенсивность упражнений.
При истерии занятия плаванием, в том числе и спортивным, помогают больному отвлечься от терзающих его переживаний. Используются упражнения, требующие интенсивной, активной работы мышечных групп, концентрации внимания, а также подвижные игры для развития тормозных процессов. Музыкальное сопровождение должно иметь четко заданный ритм, интенсивность движений малая и средняя.
Невриты — заболевания периферических нервов в результате травматического повреждения, инфекционных болезней (грипп), воспалительных процессов, авитаминоза (особенно недостаток витамина В), интоксикации (алкогольная), нарушения обмена веществ (диабет).
Методика лечебного плавания
Плавание для лиц с данным заболеванием проводится только в теплой воде! Обычно плавание используется в позднем восстановительном периоде, когда появляются активные движения; физические упражнения по возможности применяют раньше. Рассмотрим наиболее распространенные невриты, при которых применяется лечебно-оздоровительное плавание.
Причина поражения плечевого сплетения (плексита) — травма при вывихе плечевой кости, ранение, высоко наложенный жгут на длительный срок. При плексите развивается периферический паралич или парез, наблюдается резкое снижение чувствительности, рука висит «как плеть».
Дата: 2019-07-31, просмотров: 217.