Необходимо отметить следующие свойства патриархальных семей.
Прежде всего, производство патриархальных семей во Владимирской Руси было натуральным, семьи обеспечивали себя всеми продуктами потребления. Патриархальные семьи вели многоотраслевое хозяйство. Свидетельством этого является отмеченное Кочиным Г. Е. непривычное для нашего современника применение слова село. Он указывает, что в старинных документах часто встречаются названия село моря, село земли [см. 12, с. 108]. Это означает, что большая патриархальная семья вела многоотраслевое наполовину промысловое хозяйство: подсечное земледелие, лесное скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Главная отрасль производства патриархальных семей - подсечное или лесное земледелие, заключалось в том, что подбирался участок леса размерами от 1 до 2 га, покрытый тонкомерной порослью [см. 6, c.7]. В первый год лес срубали и сушили. На второй год его поджигали, а потом сеяли злаки прямо в золу, затем участок боронили. В первый год посева участок давал хороший урожай, после чего землю забрасывали и переселялись на другое место.
Средний срок оседлости при лесном земледелии составлял три года. Такую продолжительность предполагал Земледельческий закон Византии, принятый в Московском княжестве Иваном I Даниловичем (Калитой) (Московский князь с 1325 по 1340 гг.), как сообщает об этом Ключевский В. О. [см. 4, лекция 21]. Пункт 17 закона гласит: "Если земледелец войдет и возделает поросшую лесом землю другого земледельца, то три года будет пользоваться ее плодами, затем отдаст ее хозяину ее" [13]. Здесь видно, что закон разрешает любому безвозмездно использовать хозяйскую землю три года. Это значит, что сам аграрий получает достаточный доход от возделывания участка, а хозяину в оплату остается поле, освобожденное от леса и готовое для земледелия.
Необходимо заметить, что массовый переход сельских жителей к земледелию должен был вызвать повышенный спрос на соответствующие орудия ремесленного производства. Вероятно, этим и вызван был рост ремесла в XI веке, отмеченный Колчиным Б. А. в коллективном труде "Древняя Русь" [см. 5, с. 243]. А последующий переход горожан к сельской жизни, надо полагать, вызвал второй этап подъема ремесленного производства во второй трети XII века, отмеченный тем же автором в том же месте издания.
Переход к натуральному земледельческому хозяйству населения Руси проявился безмонетным периодом, который длился с XII по XIV вв. [см. 14, с. 60].
В предыдущей главе было указано, что племена исчезают в X - XII вв. Но вот языческие обычаи на Руси сохраняются и в XIII и в XIV вв., как заметил Поляков А.Н. [см. 9, с. 69]. Но язычество свойственно именно родоплеменной организации, и, если обычаи сохраняются после исчезновения племен, значит они сохраняются в больших патриархальных семьях. Это можно понять так, в больших семьях сохраняется тесная связь между дедами и внуками, благодаря которой вековые традиции и опыт поколений наследуются и сохраняются молодежью. Сохранение языческих обычаев до XIV в. означает, что большие патриархальные семьи в своей массе существовали также до XIV в. И это подтверждается, как будет показано далее, переходом к малой патриархальной семье также в XIV в.
То, что в патриархальных семьях сохранялись древние традиции, нашло отражение в том парадоксальном факте, что из обнаруженных 400 былин киевского цикла больше всех собрано, около 300, далеко от самого Киева, в Олонецкой губернии (современная Республика Карелия) [см. 15]. Этот парадокс объясняется тем, что именно здесь дольше всего сохранялись патриархальные семьи, которые, очевидно, передавали свои сказки и традиции со времен Киевской Руси.
Итак, постепенный переход славян к замедлению в Киевской Руси происходил в XI-XII вв., но форма правящих классов не была приспособлена к интересам земледельческого производства. Правящие классы, возникшие в едином государстве, княжеский род и вечевая городская аристократия, должны были приспособиться к новой форме хозяйствования.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 208.