ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 2 – 3 летнего возраста следует проводить групповые занятия по развития движений.

  1. У детей чрезвычайно развита наклонность к подражательным реакциям, их двигательное, речевое, психическое развитие тесно связано с имитацией характера, особенностей этих процессов у окружающих их взрослых и детей.
  2. В процессе освоения групповых движений включаются более активно сознательное освоение, необходимого движения, стимулирование и элементами соревнования, всегда существующими при групповых занятиях. Тем самым стимулируются процессы мотивации, как правило, ослабленных детей с ДЦП. Слабость, недостаточность мотивации является одной из важнейших причин, в силу которых дети даже при возможности произвести то или иное движение не делают этого. Отсюда недостаточность, неполноценность автоматизированных и полуавтоматизированных движений столь необходимых в обыденной жизни и при выполнении какой- то работы.
  3. Волевое усилие, включаемое, как правило, в силу указанных обстоятельств, оказывается более значительно более активным, действенным, чем волевое усилие направленное на выполнения задания. Поэтому оно сильнее стимулирует дальнейшее стимулирует дальнейшее развитие тех клеток мозга о функциональной активности которых зависит деятельность нейтронных цепей и пирамидной и экстензия движений.

Необходимо помнить! Проводить план игры в простой адекватной по возрасту форме. Цель: отработка отведение рук, супинация предплечий и кисти, экстензия кистей и рук, разведение пальцев.

· Дети в кругу. Ведущий проделывает различные формы движения руками подражая птице. Тот, который не смог повторит «платит штраф». Выигрывает тот, кто наиболее успешно выполнил данное упражнение.

· «Игра в бочку». Две команды становятся в затылок. На расстоянии 10 метров перед каждой группой устанавливают большую кастрюлю или таз. Поочередно каждый из участников кружкой не разливая и передавая друг другу, наливают воду. Выигрывают те кто быстрее налил в сосуд воду. Можно с усложнением – переступая через обручи, невысокие ящики.

· «Ладушки» – передача по эстафете различных предметов – мяча, игрушек, палочек и т.д.

Сложная взаимосвязь между стремлением и выполнению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения ребенка в коллективе детей, напряженность положительных эмоций приводит к тому, что ребенок работает с максимальной активностью над становлением движений.

Задача: умелая коррекция движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ.

 

1. Оздоровление детей (общее).

2. Специальные задачи:

а) коррекция порочных установок опорно – двигательного аппарата;

б) формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, становление динамической устойчивости (равновесия), ориентировка пространства;

в) формирование различных опорных реакций верхних и нижних конечностей         (в дальнейшем учиться ходить);

г) нормализация тонуса мышц туловища и верхних и нижних конечностей;

д) преодоление слабости (гипотония, атрофии) отдельных мышечных групп;

е) улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

ж) развитие предметно – манипуляционной деятельности рук (пальцев рук);

з) общая релаксация организма и отдельных сегментов, сочетание дыхательных упражнений и упражнений на релаксацию;

и) улучшение подвижности суставах.

 

 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕЧЕБНОЙ          ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

 

1. Принимать во внимание характер патологического процесса, его стадию (фазу), наличие у ребенка сочетанных патологических изменений.

2. Учитывать уровень психомоторного развития ребенка (степень отставания от развития сверстников), подобрать средства ЛФК, исходя из истинного развития ребенка на день осмотра.

3. Наблюдать за особенностью его реакции на проводимые процедуры, т. е. учитывать психологическую и физическую индивидуальность ребенка.

4. Осуществлять строгий медико – педагогический контроль за состоянием ребенка непосредственно в процессе занятий ЛФК и на протяжении курсов не менее 1 – 1,5 лет.

5. Учитывать признаки утомляемости при занятиях с ребенком. При проявлении хоть одного из признаков, надо уменьшить нагрузку.

6. Показанием увеличению нагрузки, является хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения. Переход к занятиям по комплексу с большей нагрузкой, необходимо делать постепенно, путем введения новых упражнений в старый комплекс и лишь через 2 – 3 недели заменить на новый.

7. Проводить занятия надо по 30 минут до кормления и через 40 – 45 минут – после кормления.

8. Кабинет, где проводится ЛФК должен хорошо проветриваться, температура воздуха в нем + 20 +22 градуса, а в теплое время года делать ЛФК при открытом окне.

9. Начинать заканчивать процедуры общим поглаживанием; этот приём включать и между упражнениями, также дыхательные упражнения, чтобы расслабить мышцы ребенка, успокоить его, дать отдохнуть после сложного упражнения – снизить нагрузку.

Руководствоваться принципом постепенно.

10. Повторять каждое упражнение комплекса 2 – 4 раза, а затем число повторений каждого упражнения увеличивать до 6 – 8 раз; количество упражнений и повторений устанавливаются в зависимости от массы включаемых при упражнениях мышц ребенка, например, при нагрузке мышц туловища уменьшить число повторений.

11. Количество назначаемых курсов ЛФК, как и число процедур за один курс, проводимой массажистом – инструктором ЛФК в поликлинике определяется врачом ЛФК и зависит от состояния ребенка и динамики его развития. Как правило, назначается от 2 до 6 курсов ЛФК, в среднем 3 – 4 курса. Число процедур ЛФК за один курс от 10 до 20.

12. Продолжительность процедур ЛФК, плотностью нагрузки также определяется врачом ЛФК, но обязательно корректируется массажистом – инструктором ЛФК. Последний имеет возможность видеть непосредственную реакцию ребенка на проводимый комплекс и потому мобильно менять дозировку нагрузки в соответствии реакцией. Если в начале курса продолжительность процедур 15 – 20 минут, плотность нагрузки 50%, то к концу курса, при хорошем самочувствии ребенка и положительной динамики лечения, процедура может длиться 30 – 35 минут, а плотность нагрузки в ней достигает 70 – 80 %.

13. при проведении ЛФК использовать игрушки для более эффективного вызывания ответных реакций – движений ребенка (игрушки должны быть разных цветов, размеров, звучания).

14. Все упражнения сопровождать ласковыми словами, перед началом занятий вызывать ребенка на контакт и добиться положительной реакции на занятия. В процессе проведения ЛФК использовать сочетание движения с воздействием на зрительный и слуховой анализатор.

15. Желательно для детей ослабленных и возбудимых сопровождать занятия тихой, мелодичной музыкой, для флегматичных – проводить занятия под бодрую и ритмическую музыку.

16. Строго придерживаться правила – не сажать и не ставить детей, прежде, чем они научаться упражнения в горизонтальном положении – поворот на спину, на живот, ползания на животе, на четвереньках.

17. Назначать ЛФК своевременно – при показаниях с первых дней жизни.

18. При составлении индивидуального комплекса ЛФК массажист инструктор ЛФК должен опираться на рекомендации врача.

19. Для получения оптимальных результатов необходимо придерживаться основных принципов ЛФК.

а) занятия должны проводиться регулярно, ежедневно, в домашних условиях, родителями несколько раз в день, длительно, всю жизнь.

б) нельзя забывать принципы рассеянности нагрузки на все мышечные группы, например, перемежать упражнения для рук с упражнениями для туловища.

 

 ПРИМЕРНАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

 

 

ГЕМИПАРЕЗЫ. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. Это объясняется тем, что левое полушарие генетически более молодое, и оно поражается чаще. При поражении правого полушария (левосторонний гемипарез) возникают эмоциональное волевое нарушение. Очень часто при гемипарезах формируется эписиндром. Имеются трофические расстройства, гипотрофия конечностей, уменьшение объёма конечностей, уменьшение объёма движений, отставания роста костей. Пр гемипарезе страдает и другая сторона, оставаясь более слабой. В норме длинна конечностей ассиметрична – 0,1 % относительно другой. При гемипарезе асимметрия увеличивается. Разница может быть от 1 – 1,5 см и больше. Компенсация укорочения может быть за счет:

1. Искривление позвоночника.

2. Перекос таза.

При 1,3 см образуется «С» - образный сколиоз, опущение таза и плеча. Больше 1,3 см образуется «S» - образный сколиоз, опущение плеча, таза и более короткой ноги.      

Уравнивание конечностей должно быть только за счет набоек и супинаторов на пораженной стороне.  

 

Массаж и ЛФК при гемипарезах

 

1. Массаж трофический, направленный на возбуждение зон роста костей.

2. Массаж сегментарный.

3. Формирование тыльного сгибание костей, снижение патологических поз, характерных для пораженных конечностей, укрепление слабых мышц и расслабление спазмированных.

Все гимнастические упражнения начинают выполнять со здоровой стороны, чтобы снизить влияние патологических рефлексов.

 

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ

Характеризуется большим поражением нижних конечностей. Как правило, ключом по всем патологическим синергиям являются большие грудные мышцы. Под влиянием лабиринтных тонических рефлексов они спазмированны, что обуславливает приведение плеча, предплечья, супинацию кисти. Спазм пояснично – повздошной мышцы ведет к сгибанию туловища, затем включаются аддукторы бедер, трехглавая голени. Поэтому необходимо произвести релаксацию спазмированных мышц: надплечья, четырехглавая мышца бедра.

Дыхательный массаж – обработка межреберных промежутков.

Укладки: погасить влияние тонических рефлексов – валик под голову, валики под колени, груз на колени. Провести перекрестную гимнастику: прижать руки, сближая точки прикрепления, скрестить прямые ноги. Статические упражнения. После чего произвести потряхивание по Фелпсу.

 

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На первом году жизни гиперкинезов может и не быть: снижен тонус мышц, снижены рефлексы новорожденных – опоры, шага, Ландау и т. д. С 4 – 5 месяцев – дистонические атаки (напряжение мышц шеи, спины – по типу опистонуса). После первого года жизни отчетливо проявляются гиперкинезы. До года движения носят просто неловкий характер, затем возникают атетоидные гиперкинезы (медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей). При гиперкинезах мышечные патологии могут быть самыми различными, отмечается увеличение мышечного тонуса при эмоциональном напряжении. Большую роль в формировании гиперкинезов играют тонические рефлексы, особенно – АСШТР; вследствие его действия затруднено действие рук. Гиперкинезы можно снизить, но устранение их полностью невозможно.

 

Массаж и ЛФК при гиперкинетической форме

 

Массаж при гиперкинезах должен быть мягким, обволакивающим с минимумом вибрацией. При гиперкиназах используются «курковые зоны». При их блокаде резко снижаются гиперкинезы. Если курковая зона – это шея, то необходим электрофорез с новокаином на шейный отдел позвоночника, при котором снижается гиперкинез. Делается он спустя 1,5 – 2 часа после массажа.

Укладки – подъем головы при положении лежа на спине. Под плечи – валик, чтобы голова слегка была опущена назад.

ЛФК – лежа на спине с фиксацией головы. Необходимо исключить поворот головы, оставив движение глаз. Упражнения с сопротивлением – лежа на спине и на боку, перекрестная гимнастика. Упражнения с отягощением, упражнения для укрепления мышц спины и живота.

 

АТОНИЧЕСКИ – АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

 

Более тяжелая форма паралича, проявляется в основном мышечной гипотонией. Характерна поза «лягушки». Гораздо чаще и сильнее поражен интеллект. Атаксия конечностей – тремор, резкие неловкие движения, поражения речи – речь замедленная, скандированная.

Массаж направлен на укрепление мышечного корсета, массаж классический точечный.

ЛФК на укрепление мышц, укрепление на координацию, постепенное формирование двигательных функций.

Неуклонный ортопедический режим – для устранения патологических формирований в сочетании с гимнастикой.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАССАЖНЫХ ПРИЁМОВ И ОРТОПЕДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

 

Все приёмы направлены на гашение тонических рефлексов.

 

При спастическом и ригидном мышечному тонусе рекомендуется:

1. Нисходящий метод классического массажа в сочетании с приёмами потряхивания.

2. Для расслабления мышц верхних конечностей с большим успехом применяется методика расслаблению рук Мишелю ля Матье: 

(1. Максимальное приведение руки к груди (в плечевом суставе)

        2. Выпрямление (разгибание локтя)

        3. Приводится большой палец и сгибаются остальные

        4. Сгибается и кисть, затем отводятся большой палец и остальные пальцы

        5. Супинируются предплечье – отвести руку в сторону, поднять руку

         вверх, согнуться в локте, поднять вверх, завести за голову, развернуть

               в сторону, провести потряхивание. Потряхивание делается за лучезапястный

        сустав. Показатель расслабления – вялая кисть).

3. Система специальных поз – упражнений для снятия мышечного тонуса, рекомендуется К. Бобат. Исходной позой является поза «эмбриона» в согнутом положении.

4. Коррекционные укладки с использованием ортопедических изделий.

5. Рефлекторный точечный массаж

 

При пониженном мышечном тонусе рекомендуется:

1. Классический лечебный массаж с акцентом на приёмы глубокого воздействия (растирание, разминание, вибрационные приёмы).

2. Системный стимулирующий точечный массаж.

3. Рефлекторный точечный массаж (возбуждающий метод).

4. Коррекционные укладки с использованием ортопедических изделий.

При гиперкинезах рекомендуется:

1. Классический лечебный массаж избирательного воздействия с целью улучшения трофических функций ослабленных мышц и уменьшение гиперкинезов.

2. Системный стимулирующий и нисходящий массаж (сочетание всех методов) избирательного воздействия в зависимости от состояния мышечного тонуса.

3. Нисходящий метод классического массажа.

4. Коррекционные укладки, если они не вызывают болевых ощущений и не увеличивают гиперкинезы.

 

Все мероприятия ЛФК, ортопедические укладки подбираются индивидуально для каждого больного ребенка ДЦП.

Классический массаж применяют у больных ДЦП только на участках, удаленных от спастически напряженных мышц, а так же там, где требуется укрепление или улучшение их трофических функций.

Без ограничения классический массаж применяют при мышечной гипотонии.

Широко используется дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО ДЕТСКОМУ ЦЕРЕБРАЛЬНОМУ ПАРАЛИЧУ (КАРАЧИ)

 

1. Ребенок должен выполнять как можно больше активных движений.

2. Тренировать бытовые навыки:

а) застегивать и расстегивать пуговицы разного размера.

б) шнуровать ботинки

в) набирать цифры на телефонном диске

г) учиться пользоваться выключателем

д) имитация игры на пианино и т.д.

 

3. Тренировка внимания:

И. П. лежа

1. Поднять правую руку и левую ногу 1, вернуться в исходное положение – 2,

  поднять левую руку и правую ногу – 3, вернуться в исходное положение – 4,

2.Руки вверх, ноги врозь -1, руки в стороны, ноги вместе – 2 и т.д.

3. Правая рука вперед – 1, левая рука вперед – 2, правая рука вверх – 3,

  левая рука вверх – 4, правая рука вперед – 5, левая рука вперед – 6,

  правая рука вниз – 7, левая рука вниз – 8.

 

4. Выполняются упражнения в сопротивлении.

5. Разработка в голеностопном суставе.

6. Тренировка координации:

     а) стоять качаясь на коленях,

     б) стоять на двух ногах с опорой – кратковременно опускаясь,

     в) стоять на одной ноге с опорой руками, затем без опоры,

     г) стоять поочередно на одной ноге без опоры с закрытыми до покачивания,

     д) ходить с поддержкой за две руки,

     е) ходить с поддержкой на одну руку.

Продолжительность занятий не менее 30 минут без перерыва.

Занятия проводятся 2 – 3 раза в день.

Включая дыхательную гимнастику.

Во время занятия включать упражнения на расслабление.

Время проведения гимнастики до 20 часов.

 

 

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ГЕМИПАРЕЗЕ

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 170.