ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ РАННЕЙ СТАДИИ ДЕТСКОГО ПАРАЛИЧА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Начинать лечебную гимнастику после затихания острых явлений.

 

1. Поза «эмбриона» - полное расслабление мышц.

2. Работа на мяче. Ребенка укладывают животом и грудью на мяч и начинают медленно раскачивать вперед – назад. Через некоторое время, когда наступает расслабление сгибательного тонуса мышц, ребенка поворачивают и укладывают спиной на мяч, снова покачивание вперед – назад, вправо на лево.

3. Лабиринтный установочный рефлекс развивают: укладывают ребенка грудью и животом на мяч и после нескольких качательных движениях точечный массаж паравертебральных зон грудного и поясничного отдела позвоночника.

4. Стимуляция развития лабиринтного установочного рефлекса и начального установочного рефлекса, координация руки и взора. Покачивание ребенка на животе и подкрепление оптическим и слуховым ориентированным реакциям напряжениям мышц – разгибателей, необходимо для удержания головы.

5. Приём для развития мышц брюшного пресса. Когда деформация на позвоночнике устранена, ребенка переворачивают на мяч спиной вниз, животом на вверх и производят глубокий массаж мышц живота, мышц, напряжение которых помогает удерживать туловище в вертикальном положении. Одномоментно, заводятся руки под 12 пару ребер и производится массаж диафрагмы, перемешивание это упражнение дыхательной гимнастики: отведение рук в стороны, причем руки массажиста обхватывают грудную клетку ребенка, дополнительно выводя воздух из его лёгких. Такое сочетание активации грудных мышц, мышц диафрагмы, косых мышц и прямых мышц живота укрепляет и обьединяет всю систему передних опорных мышц туловища, что не может сказаться на состоянии задней опоы группы – мышц спины.

Эти упражнения следуют начинать с первых недель жизни ребенка, когда лабиринтный установочный рефлекс мал или его нет вообще. Когда есть поражения лабиринта с одной стороны или с двух сторон возникает кривошея. Необходим массаж в области прикрепления напряженной мышцы sternocleido – mastoideus, на сосцевидном отростке, на ключице и 1 ребра. Помимо делают длительный расслабляющий массаж этой мышцы, верхних частей трапециевидной, широчайшей и ромбовидной мышцы спины, а в тяжелых случаях – длинной круглой мышцы лопатки.

6. Приём для стимуляции развития рефлекса ползания (по Войту). Необходим массаж спины, живота, нижних конечностей, голеностопа. Затем положение ребенка лежа на животе жестко фиксирован в области головы и туловища. А дальше производится поочередное сгибание и разгибание ног ребенка. Провоцировать ползание с надавливанием на поочередно то на одну, то на другую стопу с разворотом её несколько кнаружи.

7. Приём для стимуляции развития реакция опоры (по методике Войта).

8. Стимуляция развития реакции опоры на мяче, предварительно стимулирование мышц живота и спины, расслабляющий массаж большой крудной мышцы в верхнем её крае для устранения патологических сгибательных синергий в мышцах плечевого и тазового пояса, а также стимулирование паравертебральной области L5 – L1.

 

 

Работа над развитием движения рук

Особое внимание необходимо уделить работе над развитием функционального развития рук.

Работа начинается после полного расслабления ребенка с позы «эмбриона».

Точечный массаж на расслабление рук.

Рефлекторное разгибание руки по методике Ля Матье и с потряхиванием по Фелпсу.

Циновка для ладоней: вибрация, скольжение.

 

Ортопедические укладки

 

 

Лечебную физкультуру и точечный массаж производят с ортопедическим режимом.

Необходим деревянный щит с тонким матрацем.

Для закрепления мышц головы, необходимо уложить голову ребенка между двумя валиками с песком, соединёнными между собой широкой прокладкой. Укладка проводится несколько раз в день и в тяжелых случаях оставлять на ночь.

Помнить! Укладывать в среднефизиологическое положение с небольшой фиксацией мешочками с песком.

Сложность сознания правильного положения кисти (лучезапястного сустава) является придания положения 120 – 130 градусов и пальцам – положение легкого сгибания пальцев во всех фалангах. Большой палец отводят в сторону максимально после предварительного расслабляющего массажа и кожно – мышечной складки между 1 и 2 пальцами и основания 1 фаланги 1 пальца и точечного массажа. Руку ребенка вкладывают теннисный мяч и в таком положении руку прибинтовывают к плоской или слегка выгнутой (по форме угла, на которой разгибает кисть) полиэтиленовой лонгете. С ростом ребенка, при остающейся необходимости продолжать укладки, размеры мяча увеличиваются.

При различных формах ДЦП могут формироваться кифозы, сколиозы или кифосколиозы, поэтому необходима профилактика этих недугов. Необходима стимуляция лордоза, для чего подкладывают тонкий плоский валик с песком или поролоновую плотную прокладку под поясничный отдел позвоночника.

При нарастающем спазме аддукторов бедер необходима компенсация, для чего используют шинками – штанишками, при надевании которых разведение ног достигает 20 – 30 см (между коленными суставами). Могут быть осложнения. Осложнение первое – после того как сняли шинки, благодаря миотоническому рефлексу происходит усиление сокращение тех мышц, которые находились в состоянии перерастяжения. Осложнение второе – это парез аддукторов из – за их постоянного длительного перерастяжения, стойкая неправильная установка головок бедренной костей в суставных впадинах вплоть до вывиха. Применять осторожно.

Формирование правильного положение стопы. После точечного массажа, позы «эмбриона», работы на мяче произойдет снижение тонуса мышц бедра, голени, стопы. Выводят в среднее положение с легкой гиперкоррекцией и её укладывают в специальную лангету. После укладки стопы в лангету проводится массаж в точках у корней первых фаланг пальцев стопы, чтобы устранить лабиринтный тонический рефлекс на пальцы стоп, которая ведет к подошвенному сгибанию. После этого стопу и голень закрепляют бинтами в лонгете на 2 и 2,5 часа.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 211.