№ урока | Тема урока. Основное содержание | Виды деятельности |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в парке Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | Наблюдение явлений и процессов в окружающем мире. |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Чтение изображений предметов, игрушек, природных материалов. |
3 | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | Практическое овладение способами изображения на плоскости. |
4 | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы. | Обследование и сравнение натуральных объемных предметов с их изображением на плоскости. |
5 | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица). | Практическое овладение приемами линейного изображения на плоскости. |
6 | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?) | Восприятие различных цветов и их дифференциация. |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Рассматривание изображения различных эмоций. |
8- 9 | Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | Участие в беседе о художниках. Рассматривание репродукций картин по теме урока. |
10 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Восприятие, анализ и сравнение украшений (декора). |
11 | Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Соотношение пятна и линии. | Рассматривание репродукций картин, высказывание своих ощущений и чувств. |
12 | Узоры на крыльях Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Графические материалы, фантазийный графический узор. Выразительность фактуры. | Изучение графических узоров. Упражнения в создании графических узоров. |
13 | Украшения птиц | Овладение на практике приемами украшения птиц . |
14 | Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Расширение представлений об орнаментах. Создание орнаментов. |
15 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Выполнение творческой работы: создание украшения. |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | Изготовление праздничных украшений. |
17 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека. |
18 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека, анализ их украшений.. |
19 | Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | Изображения архитектурных построек. |
20 | Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
21 | Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
22 | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | Работа с иллюстрациями по теме урока. Конструирование внутреннего устройства дома. |
23 24 | Строим город Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Конструирование игрового города. |
25 | Все имеет свое строение. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Конструкция предмета. |
26 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Практическое овладение конструирование предметов быта. 1 |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Изготовление различных деталей панно на основе замысла и распределения работы. |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Продолжение работы над созданием панно. |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. | Участие в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. |
30 | «Сказочная страна». Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Создание панно по теме урока (коллективная работа). |
31 | «Праздник весны». Приемы конструирование из бумаги. | Конструирование из бумаги |
32 | Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Восприятие на бисенсорной основе (зрение и осязание) объектов природы. Анализ особенностей; формы, величины, цвета, светотени, материальной фактуры, расположения его в пространстве. |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. | Восприятие картин художников. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Требования к организации учебного пространства:
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
· определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
· соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
· оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
· определенного уровня освещенности школьных помещений;
· определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
· использование оптических, тифлотехнических, средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию
Требованиях к организации учебного процесса:
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
· рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
· непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
· использовать тетради в крупную клетку;
· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
· при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
· чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
· достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
· проводить физкультминутки;
· использовать индивидуальные средства коррекции;
· использовать подставку;
· использование ТСО не более 15 минут;
· изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
· расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
· в солнечные дни использовать жалюзи;
· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
· Подбирать материал так, чтобы он был крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм); содержал небольшое количество деталей; имел не зашумленный фон.
· Осмотр иллюстраций сопровождать словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ.
· Особое внимание следует обращать на цветовую гамму иллюстрации: проговаривать цвета и их оттенки, выделять цвета теплой и холодной гаммы.
· Обращать внимание учащихся на пространственное расположению объектов на картинах.
· Предъявлять изображения на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
Дидактические пособия и учебное оборудование:
Печатные пособия:
· Портреты русских и зарубежных художников.
· Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
· Таблицы по стилям одежды, предметов быта.
· Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц.
· Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
· Альбомы с демонстрационным материалом.
· Дидактический раздаточный материал.
Учебно-практическое оборудование:
· краски акварельные, гуашевые;
· кисти беличьи, кисти из щетины разной толщины;
· бумага (альбомная и акварельная);
· бумага цветная (немелованная);
· фломастеры;
· восковые мелки;
· цветные карандаши;
· емкости для воды;
· клей;
· ножницы;
· Фланелеграф;
· палитра цветов.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Методический комплекс по развитию зрительного восприятия младших школьников - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Компьютерное оборудование:
Проектор, интерактивная доска, компьютер, увеличиваюшие устройства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета “Изобразительное искусство” ученик 1 класса получит следующие представления:
· о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; какие материалы использует художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
· о выразительных средствах изобразительного искусства: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
· об основных жанрах (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и видах произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
· об отдельных произведениях, выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· об основных (красный, синий, желтый) и составных (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цветах;
· о теплых (красный, желтый, оранжевый) и холодных (синий, голубой, фиолетовый) оттенках;
· об основных средствах художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению).
В результате изучения предмета “Изобразительное искусство” обучающийся 1 класса будет способен:
· пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
· различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
· различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) оттенки цвета;
· применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
· выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
· использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
· воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
· выражать собственное мнение при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру), различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла.
ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД). 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса «Технология» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Цель реализации программы - создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение получения качественного образования слабовидящими обучающимися в пролонгированные сроки, по итоговым достижениям соответствующим требованиям к результатам освоения программой учебного предмета «Технология», определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся начальных классов, развитие слабовидящего школьника как личности, полноценно владеющей технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Задачи данного курса:
· Формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности; основ первоначальных конструкторско–технологических знаний и умений;
· освоение обучающимися приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, различных техник изготовления изделий, соблюдая правила техники безопасности;
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
· овладение учащимися технологическими приемами ручной обработки материалов;
· развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками;
· формирование таких личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
· формирование основ трудовой деятельности, необходимых для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
· совершенствование и уточнение представлений слабовидящих младших школьников об окружающем мире в процессе проектной деятельности;
· формирование потребности в выполнении трудовых действий в активной бытовой и социальной деятельности; нивелирование иждивенческой жизненной позиции для преодоления ситуации неуспеха.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 781.