Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса, снятие нервно-психических перегрузок учащихся, что является немаловажным при обучении и воспитании слабовидящих детей.
Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоение музыкального материала по скорректированной программе способствует целенаправленному воздействию на слуховые рецепторы слабовидящего учащегося, развитию у него внутреннего слуха, тем самым, компенсируя нарушения зрения.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания слабовидящих школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления слабовидящих детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления слабовидящих детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Музыка способствуют развитию познавательной активности слабовидящего ребенка, расширению границ познания. Дает возможность искать новые источники информации, новые формы взаимодействия с окружающей средой. Помогает установить контакт со взрослыми и сверстниками для обмена опытом, совместной работы.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Каждый урок музыки в школе начинается с распевания. Распевки учат детей правильно дышать во время пения, слушать себя и класс, петь красиво.
Потом основная часть — для младших классов это работа над песней. В песне важно понять ее смысл, она оставляет у детей впечатление радости или грусти, скорби. Через песню можно воспитать важные черты характера.
Параллельно учащихся знакомят с нотной грамотой. Осознанное пение по нотам развивает у ребенка музыкальный слух.
Прослушивание на уроках музыки позволяет познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями — по форме, характеру и жанру. В 1 классе детям дают понятие лишь о громкой или тихой музыке с быстрым или медленным темпом. Помимо этого, происходит знакомство с регистром, высоким, низким и средним, а также с жанрами: маршем, полькой, вальсом, народной музыкой.
Основными формами обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (музыкальные инструменты). На уроках музыки применяются следующие методы: наблюдение, практический, объяснительно-иллюстративный, информативный, частично-поисковый.
Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.
Формы проведения занятий:
Безусловно, при организации занятий, со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное, но используются парные, групповые, индивидуальные формы проведения занятий. Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе, паре, группе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, при организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка в самостоятельной деятельности, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 398.