Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, которые, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
· знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
· формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
· формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
· ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
· наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «успешного ученика» как примера для подражания;
· формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
· принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, которые с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
· - освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
· - освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· - овладение доступными способами изучения природы и общества, компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
· - овладение умениями и навыками установления и выявления элементарных причинно-следственных связей в окружающем мире;
· - использование приемов и способов зрительного восприятия натуральных предметов, их моделей, макетов;
· - умение описывать на основе предложенного плана и алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
· - умение использовать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и зрительное восприятие для расширения знаний о живой и неживой природе, формирования целостных представлений о предметах окружающего мира посредством развития способности вести целенаправленное наблюдение для формирования умений анализировать свои восприятия, относить их к определенному предмету;
· - сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, используя зрительное восприятие и все анализаторы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· - умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде на основе зрительного восприятия и использования всех анализаторов, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, средства оптической коррекции;
· - обнаружение простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
· - узнавание государственной символики Российской Федерации и своего региона; описание достопримечательностей столицы и родного края;
· - уметь находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
· - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа вокруг нас. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце, Земля. Общее представление о планете Земля, ее форме и размерах. Рельефный глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края на основе использования всех сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений на основе наблюдений реальных объектов посредством использования всех сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения).
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Питания разных животных (общие представления).
Правила поведения в природе.
Человек и общество
Понятие семьи. Семейные традиции (первоначальные представления). Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Некоторые профессии людей. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России. Президент Российской Федерации.
Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, Праздники и памятные даты своего региона.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва как столица России. Некоторые достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.
Города России. Санкт-Петербург: некоторые достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Многонациональность России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час | Основные виды учебной деятельности |
1 | Задавайте вопросы | 1 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке |
2 | Что такое Родина? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; — узнавать достопримечательности столицы; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
5 | Что у нас над головой? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
6 | Что у нас под ногами? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
7 | Что общего у разных растений? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
8 | Что растет на подоконнике? | 1 | — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; - Называть части растения; — практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять «Самопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказывать об особенностях любимого растения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
9 | Что растет на клумбе? | 1 | - наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; - Называть и показывать части растения; - практическая работа: определять растения на школьной клумбе с помощью атласа-определителя; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
10 | Что это за листья? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по различным признакам; — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
11 | Что такое хвоинки? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
12 | Кто такие насекомые? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, |
13 | Кто такие рыбы? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника по заданному алгоритму, извлекать из них нужную информацию; - моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
14 | Кто такие птицы? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника по заданному алгоритму, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение пера птицы; — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
15 | Кто такие звери? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обследовать животное по заданному алгоритму; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; — работать в паре: узнавать зверей на рисунке, - проводить самопроверку; -устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
16 | Что такое зоопарк? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - Способствовать расширению знаний детей о зоопарке; - Учить различать животных зоопарка и классифицировать их по группам. |
17 | Что нас окружает дома? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать назначение бытовых предметов; — находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; — приводить примеры предметов разных групп; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять составные части компьютера; -характеризовать назначение частей компьютера; — сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; — работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; — моделировать устройство компьютера; — соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; - характеризовать опасность бытовых предметов; — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; — моделировать устройство светофора; — оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
21 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | 1 | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
23 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством. |
24 | Как путешествует письмо? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
25 | Куда текут реки? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
26 | Откуда берётся снег и лёд? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
27 | Откуда в снежинках грязь? | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; |
28 | Как живут растения? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
29 | Как живут животные? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
31 | Откуда берётся шоколад, изюм и мёд? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - Изучить природное происхождение шоколада, изюма и мёда; - Расширить и уточнить знания о производстве хорошо известных сладостей (шоколад, изюм, мед); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
33 (1) | Когда учиться интересно? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
34 (2) | Когда придет суббота? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
35 (3) | Когда наступит лето? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
36 (4) | Где живут белые медведи? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
37 (5) | Где живут слоны? | 1 | — Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; — работать в группе: рассказывать по плану о полученной информации; — приводить примеры животных жарких районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
38 (6) | Как зимуют птицы? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
39 (7) | Как жили динозавры? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -Получать представления о далёкие прошлые Земли; — Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
40 (8) | Когда появилась одежда? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать с помощью учебника появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; — работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
41 (9) | Как изобрели велосипед? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать старинные и современные велосипеды; — работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; — запомнить правила безопасной езды на велосипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
42 (10) | Когда мы станем взрослыми? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по одежде профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре, формулировать выводы в соответствии с заданием; — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
43 (11) | Проверим себя и свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | - выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения своих товарищей |
44 (12) | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; — использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
45 (13) | Почему Луна бывает разной | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
46 (14) | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за дождями и ветром; — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
47 (15) | Почему звенит звонок? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — передавать голосом звуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
48 (16) | Почему радуга разноцветная | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: осуществлять взаимопроверку; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
49 (17) | Почему мы любим кошек и собак | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; — рассказывать об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; |
50 (18) | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | -наблюдать за домашним любимцем, фиксировать результаты наблюдений; -фотографировать свое животное в интересных ситуациях; -составлять рассказ о своем животном, его характере, повадках, играх; -презентовать свой проект с демонстрацией фото (слайдов), -оформлять фотовыставку, оценивать результаты свои и товарищей |
51 (19) | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабочек, осуществлять самопроверку; — оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
52 (20) | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулировать правила поведения в природе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
53 (21) | Почему их так назвали? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
54 (22) | Зачем мы спим ночью? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, -осуществлять взаимопроверку; — оценивать правильность своей подготовки ко сну; — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; — определять профессии людей и рассказывать об их работе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
55 (23) | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; — работать в группе: сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную историю; — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
56 (24) | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
57 (25) | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать средства связи и средства массовой информации; — объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждать назначение Интернета; — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; |
58 (26) | Зачем нужны автомобили? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать автомобили и объяснять их назначение; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; — использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
59 (27) | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации. |
60 (28) | Зачем нужны поезда? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
61 (29) | Зачем строят корабли? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
62 (30) | Зачем строят самолёты? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке |
63 (31) | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
64 (32) | Зачем люди осваивают космос? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космоса — работать в группе: высказывать предположения по вопросам, осуществлять Самопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
65 (33) | Почему мы часто слышим слово экология? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить в тексте учебника ответы на вопросы; — приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; |
66 (34) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». | 1 | - участвовать в конкурсе поделок на тему «Чудесный мир природы»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке свои -выполнять текстовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дидактические пособия и учебное оборудование:
- подставка для учебника;
- ручка с черной гелевой пастой
- ручка с зеленой гелевой пастой
- цветные карандаши;
- фланелеграф;
- муляжи фруктов, овощей;
- муляжи и/или чучела домашних и диких животных, насекомых, рыб и т.д.;
Иллюстрации к темам:
· Что такое Родина? (Картинная карта России, физическая карта Российской Федерации, Герб и флаг Российской Федерации).
· Что у нас над головой? (карта звездного неба с изучаемыми созвездиями, иллюстрации с видами облаков).
· Что общего у разных растений? (плакаты с изображением строения цветка, кустарника, дерева; рисунок-схема: этапы жизни растения).
· Когда наступит лето? (схема времен года).
· Где живут белые медведи?
· Где живут слоны?
(изображения белого медведя и слона (отдельно и непосредственно в среде их обитания).
- Модели дерева, строения цветка, Земли (глобус), светофора, знаков дорожного движения
- Гербарии
- Коллекция камней
- Натуральные объекты по изучаемым темам.
- ТСО
- Фоны для рассматривания иллюстраций желтый, белый, зеленый;
- Индивидуальные оптические, тифлотехнические средства.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь» в 2 ч., М.: Просвещение, 2015.
3. Плешакова А.А. «Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику». - М.: Просвещение, 2012.
4. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» (к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс. - М.: Вако, 2014 г.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета “Окружающий мир” ученик должен
Знать:
· название планеты, на которой живет;
· государственную символику Российской Федерации и своего региона;
· общие признаки живых организмов;
· основные условия благополучной жизни растений и животных;
· правила сохранения и укрепления здоровья;
· основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
· основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
· основные группы животных и растений;
· правила поведения в природе;
· знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
· основные признаки каждого времени года;
· основные помещения школы;
· улицы, расположенные вблизи школы и дома
· основные учреждения культуры, быта;
Способен:
· описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· описывать на основе предложенного плана и алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
· использовать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и зрительное восприятие для расширения знаний о живой и неживой природе
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, используя зрительное восприятие и все анализаторы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
· пользоваться словами, указывающими направления и время;
· наблюдать, делать умозаключения;
· различать профессии людей;
· различать части растения, отображать их на рисунке;
· использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· показывать сушу и воду на глобусе;
· ориентироваться в помещениях школы;
· различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
· использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
· решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
· ухаживать за растениями (животными);
· выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;
· составлять описательный рассказ по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
· проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы.
МУЗЫКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса «Музыка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2), Программы по музыке с учетом авторской программы по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (М.: Просвещение): «Музыка. Начальная школа».
Музыка имеет большое значение для становления личности слабовидящего ребенка, она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна развить слух. Для таких детей это и дополнительный источник информации, и хобби, и возможная профессия, и способ общения. Музыка способствует адаптации ребенка в обществе, даже если не станет его профессией.
Цели изучения курса:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
- развитие опыта эмоционально-ценностного от ношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
В процессе реализации целей решаются следующие задачи:
· дать знания об интонационно-образной природе музыки, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
· формировать умения в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· вырабатывать и совершенствовать навыки в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· содействовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
· развивать музыкальный вкус учащихся;
· формировать потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательскую и исполнительскую культуру учащихся;
· обучать умению рассматривать музыкальные инструменты (используя зрение и осязание);
· формировать правильные предметные и пространственные представления;
· развивать внимание, память, мышление и воображение;
· развивать зрительное, слуховое и осязательное восприятие;
· преодолевать вынужденную отчуждённость детей с нарушением зрительных функций, обеспечивать им доступ к самовыражению;
· содействовать процессу адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства и культуры;
· воспитывать стремление выразить себя через искусство, развитие художественных способностей;
· совершенствовать связную речь учащихся;
· работать над развитием мелкой моторики и координации движений
· развивать навыки ориентировки в большом и малом пространстве
Дата: 2019-07-30, просмотров: 386.