Управление качеством как основа успешной деятельности медицинской организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международные стандарты качества в здравоохранении Российской Федерации

ISO (International Organization for Standardization – Международная Организация по Стандартизации) является всемирной федерациейнациональных органов по стандартизации (органов-членов ISO). Работа над подготовкой Международных Стандартов выполняется, как правило, техническим комитетом ISO. Каждый орган-член ISO, заинтересованный в цели, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в данном комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, поддерживающие связь с ISO, также принимают участие в работе. ISO также тесно сотрудничает с Международной Электротехнической Комиссией (IEC), ведется совместная работа по всем вопросам электротехнической стандартизации.

Настоящий Международный Стандарт представляет четко определенную СМК, основанную на структуре, которая объединяет принятые основополагающие понятия, принципы, процессы и ресурсы, связанные с качеством, для того, чтобы помочь организациям достичь их целей. Он применим для всех организацией, вне зависимости от их размера, сложности или бизнес-модели. Его цель состоит в том, чтобы улучшить понимание организациями своих обязанностей и обязательств в удовлетворении потребностей и ожиданий их потребителей и заинтересованных сторон, а также достижении удовлетворенности их продуктами и услугами. Настоящий Международный Стандарт определяет семь принципов менеджмента качества, реализующие основополагающие понятия.

Принципы менеджмента качества

1. Ориентация на потребителя

2. Лидерство

3. Вовлечение персонала

4. Процессный подход

5. Улучшения

6. Принятие решений на основе фактов

7. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами

Стандарты серии ISO 9000— это пакет документов по менеджменту качества, подготовленный Техническим комитетом 176 Международной организации по стандартизации (ISO/TC176).

Процессный подход - систематическое управление процессами и их взаимодействием для достижения намеченного результата.

Все организации используют процессы, чтобы:

-тустановить взаимосвязанные и взаимодействующие виды деятельности

- трансформировать входные потоки в выходные

-твстроить проверки для соответствия целям и продвижения постоянного улучшения

Процессный подход интегрирует процессы в завершённую систему для достижения стратегических и операционных целей.

 

Вопрос 10. аудит

Аудит - это процесс оценки (проверки) чего-либо, в нашем случае - качества и безопасности медицинской деятельности. В более широком понимании аудит – это процедура улучшения качества медицинской деятельности путем систематического анализа всех ее аспектов (включая ресурсы, процессы и результаты) на соответствие согласованным критериям (стандартам, требованиям) с последующим внедрением изменений. Таким образом, именно аудит является основополагающим методом функционирования системы внутреннего контроля качества и безопасности.

На практике используется несколько видов аудитов:

· Внутренний аудит - проводящийся силами подготовленных сотрудников МО

· Внешний аудит – проводится силами приглашенных экспертов.

Внешний аудит объективнее (выше квалификация привлекаемых экспертов), но дороже и требует большего времени для согласования и проведения

Первоначальный (или базовый) аудит обычно охватывает всю систему медицинской деятельности

· Тематический – проводится для решения конкретных задач (например, аудит системы лекарственной безопасности, аудит выполнения протокола антибиотикопрофилактики и т.д.)

· Клинический – проводится для совершенствования практики, оценивает соответствие оказанной медицинской помощи протоколам (стандартам, порядкам).

Любой аудит может быть представлен графически в виде цикла.

Сам процесс непрерывного улучшения качества и безопасности медицинской деятельности — это совокупность различных видов аудитов, включающих мероприятия в строгой последовательности, а именно: обсуждение/принятие стандартов (требований, показателей), анализа полученных результатов, планирования изменений с назначением ответственных и указанием точных сроков внедрения с последующим повторным аудитом для оценки достижения результатов.

Для повышения эффективности аудита следует соблюдать основные принципы, такие как:

1. Аудит не несет репрессивных функций. Его основной целью является выявление системных ошибок, а не поиск и наказание виновного

2. Проводится подготовленными сотрудниками, объединенными в мультидисциплинарные команды, представляющими все заинтересованные стороны (включая врачей, медсестер, администраторов и т.д.), которым обеспечена максимальная независимость (непредвзятость)

3. Используются критерии (стандарты, требования), основанные на данных доказательной медицины

4. Соблюдаются принципы конфиденциальности

Для успешного проведения аудита важно понимание персоналом его целей и задач, что поможет максимально вовлечь сотрудников в процесс его проведения. Снижает эффективность аудитов незавершенность цикла (отсутствие этапов анализа или повторной оценки внедрения изменений), отсутствие реального информирования персонала или использование репрессивных мер по результатам его проведения.

Правила проведения аудита

Проведение аудита как внешнего так и внутреннего – задача для подготовленных специалистов, имеющих соответствующие теоретические знания и практические навыки, полученные на семинарах и участии в аудитах под руководством опытных специалистов. Группа должна быть мультидисциплинарной и включать представителей врачей и среднего медперсонала.

Аудиты относятся к плановым мероприятиям, поэтому сотрудники МО должны быть заранее проинформированы о сроках его проведения, членах группы аудиторов, а также об основных принципах проведения, включая отсутствие «репрессий» со стороны руководства по результатам оценки.

До начала аудита аудиторы должны запросить, а МО должна подготовить общую информацию об организации и разделах медицинской деятельности, которые будут оцениваться, включая статистические показатели работы МО за несколько последних лет и аналитические обзоры.

В первый день аудита перед началом работы рекомендуется провести рабочую встречу участников группы с руководителями МО и структурных подразделений, включая старших сестер отделений для короткого обсуждения целей и задача аудита, а также основных принципов проведения (а при проведении внешнего аудита и для знакомства с группой экспертов).

По завершении работы рекомендуется организовать встречу с персоналом в более расширенном составе для подведения первых итогов (делая акцент на то, что результаты предварительные) и ответов на вопросы сотрудников.

Окончательный отчет по результатам аудита должен быть представлен руководству МО в кратчайшие сроки (обычно в течение месяца). Но до этого рабочая версия отчета должна быть представлена для обсуждения всеми заинтересованными сторонами в МО для пояснений аудиторами спорных оценок и рекомендаций.

После утверждения результатов аудита рабочая группа МО разрабатывает план изменений с указанием сроков внедрения и ответственных. После обсуждения план должен быть утвержден приказом главного врача. В дальнейшем проводится регулярная оценка эффективности внедрения рекомендаций и исполнения плана.

 

Вопрос 11

Стандарты JCI (Joint Commission International) являются одними из стандартовu в области качества и безопасности для медицинских учреждений. Впервые стандарты были опубликованы в 2000 году компанией Joint Commission International. Сама компания Joint Commission International была создана в 1994 году двумя американскими компаниями, занимающимися вопросами качества и безопасности в медицинской деятельности: Quality Healthcare Resources и Joint Commission. Целью создания компании Joint Commission International являлось создание условий для обучения и консалтинга на международном рынке. На сегодняшний день компания Joint Commission International занимаетсяu разработкой стандартов качества и безопасности медицинской деятельности JCI, проведением обучения по этим стандартам и аккредитацией медицинских учреждений по стандартам JCI. Стандарты JCI разрабатываются международными экспертами. Эти стандартыu устанавливают единые требования к процессам медицинских организаций разного профиля и видов деятельности. Стандарты JCI аккредитованы в международной организации по качеству в здравоохранении (International Society for Quality in Healthcare) и во Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization). Роль стандартов JCI Стандарты JCI являются специализированными стандартамиu качества медицинской деятельности. Их внедрение предполагает достаточно высокий уровень развития и уровень культуры работы медицинской организации. Если сравнивать эти стандарты с другими стандартами на системы качества (ISO 9001, EFQM, премии по качеству), то стандарты JCI являются наиболее сложными. Для медицинских организаций с низким уровнем развитияu стандарты JCI не принесут эффективных результатов, а внедрение может оказаться формальным процессом. Высокий уровень развития предполагает эффективный менеджмент и высокую дисциплину всего персонала. Кроме того, весь персонал организации должен знать, понимать и применять в работе основные элементы менеджмента качества.

Вопрос 12

Наиболее перспективной для самооценки и последующего совершенствования деятельности МО России является модель менеджмента, соответствующая критериям Модели Премии Правительства Российской Федерации в области качества (Модель Премии), гармонизированной с моделью совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM Excellence Model®).

Самооценка - это не дополнительный набор универсальных инструментов, а высокоэффективная и практически необходимая технология в управлении МО. Достоинства самооценки: сравнительная простота; возможность проведения собственными силами; определение приоритетных направлений улучшения деятельности. И это далеко не полный перечень преимуществ метода. Выбор подхода и метода зависит от цели: если цель - получение премии или сравнение с другими организациями, то выбор метода и результаты оценки будут связаны с подсчетом баллов. Но более важно то, что даже не участвуя в конкурсе на соискание премии в области качества и не подсчитывая баллы, любая МО, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии модели премии для самооценки.

Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью МО удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования и устойчивого развития

 Преимущества самооценки перед МС ИСО 9000 обеспечивают быстрый рост ее популярности, широкое использование в национальных и международных премиях по качеству, в основе которых лежат принципы концепции TQM. Привлекательность и «высокая отдача» внедрения принципов концепции TQM не является секретом и для российских организаций. Четко расставить акценты позволяет заключение А.Фейгенбаума, одного из основоположников современной философии качества. На вопрос: «Что важнее сегодня: применение стандартов ИСО серии 9000 или внедрение на предприятии методологии TQM?» он ответил так: «...нам необходимо признать, что TQM ориентирована на повышение качества продукции/услуг, когда уже имеется некий достигнутый уровень, т.е. TQM определяет конкурентоспособность организации. Внедрение стандартов ИСО серии 9000, скорее ориентированное на снижение вероятности сделать что-либо,

неверно». Таким образом, эти два вида деятельности являются как бы партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000, а эволюционным развитием - TQM

Модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества, как и другие модели делового совершенства, базируется на восьми основополагающих принципах, соответствующих концепции «Всеобщего управления на основе качества» - Total Quality Management (TQM). Это ориентация на потребителя; лидерство руководства и последовательность в достижении целей; менеджмент на основе понимания процессов и фактов; вовлечение персонала; непрерывная познавательная деятельность и инновации; развитие партнерства; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.

Технология «Самооценка» может с успехом использоваться для самооценки деятельности организации в целом, филиала организации, отдельного подразделения или совокупности подразделений, задействованных в реализации какого-либо процесса. Международная и отечественная практика применения самооценки доказала очевидные преимущества метода, такие как: систематический подход к совершенствованию деятельности; получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных сотрудников и руководителей; использование единого комплекса критериев, который нашел широкое применение в мире при оценке МО своей деятельности и ее результатов; согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать МО в целом, ее отдельные подразделения и каждый сотрудник, исходя из политики и стратегии; обучение персонала практическому применению принципов TQM; внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества в повседневную деятельность МО; выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения; оценка изменений, наступивших с момента предыдущей самооценки; возможность управления организацией с позиций единого скоординированного потока технологических процессов;

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес стратегия нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. TQM по своей сути это сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. Главная цель TQM состоит в планомерном достижении поставленных перед предприятием задач через непрерывное улучшение работы. TQM широко применяется на производстве, в образовательных программах, правительственными организациями и др. учреждениями.

Слова этой аббревиатуры подразумевают следующее:

· Всеобщий — означает вовлечение в процесс всех сотрудников предприятия, включая вспомогательную сеть и жизненный цикл изделия.

· Управление — это пошаговая организация процесса, включающая такие этапы как планирование, контроль, руководство, набор персонала, снабжение и др.

· Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) определяет понятие TQM как организационный подход сосредоточенный на качестве, базирующийся на участии всех сотрудников и нацеленный на длительный успех процесс, который достигается благодаря улучшению условий работы, полному удовлетворению потребителей и всех членов общества.

 

Вопросы классификации и кодирования объектов стандартизации в здравоохранении, решение вопросов информационной совместимости. Классификаторы медицинских услуг и работ, лекарственных средств, медицинской техники и др

 

Классификация и кодирование исходных множеств объектов стандартизации в здравоохранении и в первую очередь медицинских услуг,

по признакам их целевого или функционального назначения является одним

из основных направлений работ по развитию системы стандартизации в

здравоохранении.

Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении определяются отраслевым стандартом ОСТ 91500.01.0003-2000.

Классификация простых медицинских услуг приведена в Отраслевом

классификаторе ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, который подлежит постоянной актуализации по мере развития работ по стандартизации.

Классификация сложных и комплексных медицинских услуг приведена в

отраслевом классификаторе ОК СКМУ 91500.09.0002-2001.

Классификатор – это сгруппированный, по различным признакам, перечень наименованных объектов, где каждому из них присвоен уникальный код, в соответствии с их общими признаками или различиями. Классификаторы применяются для упрощения работы по сбору информации и систематизации данных, а также используются для указания кодов в различных унифицированных документах.

Номенклатура в любой сфере необходимо для того, чтобы обеспечить эффективную взаимную деятельность между ее участниками, которые: непосредственно взаимодействуют в процессе оказания медицинских услуг населению; принимают участие в непосредственном создании медицинских стандартов и порядков; разрабатывают конкретные методики и критерии для оценки лечебно-диагностического потенциала медучреждений; разрабатывают критерии и методики оценки качества и доступности медпомощи.

Номенклатура медицинских услуг – это специальный иерархичный список, который разделен на два взаимосвязанных класса:

Класс А. Включает в себя те услуги, оказываемые населению, которые представляют собой определенные разновидности врачебных вмешательств. По своей сути они направлены на решение важных медицинских задач диагностического, профилактического, лечебного и реабилитационного характера и имеют независимое и приоритетное значение.

Класс В. В него традиционно включают медицинские услуги, представляющие собой список последовательных определенных действий медицинского персонала, направленных на качественную профилактику, лечение и диагностику здоровья пациента.

 

Порядок проведения страховыми медицинскими организациями (далее СМО) медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи определен приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее Приказ ФОМС).

ü Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится СМО в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, и случаев, первичного выхода на инвалидность лиц трудноспособного возраста и детей (п. 24 и пп. «д» п.25 Приказа ФОМС).

 

ü В случае необходимости получения результатов патологоанатомического вскрытия при летальном случае, результатов расследования Роспотребнадзора при внутрибольничном инфицировании и иных случаях в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, срок проведения экспертизы качества медицинской помощи продлевается (п. 24 Приказа ФОМС).

 

ü Организационные экспертные мероприятия (например, запрос материалов, необходимых для проведения экспертизы качества медицинской помощи и их анализ, переговоры с экспертом качества необходимой специальности) сотрудники СМО осуществляют в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам (п. 24 Приказа ФОМС).

ü При проведении целевой экспертизы качества медицинской помощи по случаям, отобранным СМО по результатам целевой медико-экономической экспертизы, общие сроки проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи могут увеличиваться до шести месяцев с момента предоставления счета на оплату (п. 26 Приказа ФОМС).

ü При проведении целевой экспертизы качества медицинской помощи по случаям повторного обращения (госпитализации) по поводу одного и того же заболевания срок исчисляется с момента предоставления на оплату счета ,содержащего информацию о повторном обращении (госпитализации) (п. 26. Приказа ФОМС).

 

34.

Цель деятельности Службы:

– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации;

– защита прав потребителей и потребительского рынка

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка.

2.Предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка.

3. Совершенствование форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности.

4. Совершенствование системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Осуществляет государственный контроль и надзор за защитой прав потребителей.

Осуществляет контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности хозяйствующих субъектов по выполнению требований действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Осуществляет ведение государственных статистических форм учета и отчетности.

Осуществляет подготовку информации о мерах по защите прав потребителей для предоставления органам исполнительной власти г. Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления, населению.

Рассматривает в соответствии с законодательством РФ заявления и обращения граждан, запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Участвует в организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировке и аттестации работников Территориального управления и федеральных государственных учреждений.

Проводит анализ практики применения законодательства РФ о защите прав потребителей.

Проводит работу по организации деятельности специалистов по защите прав потребителей в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии.

Распространяет информацию о правах потребителей и необходимых действиях по их защите, а также иную информацию, способствующую реализации прав и законных интересов потребителей.

 

Федеральная Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

·организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

·давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

·запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

·привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

·пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

·осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

·создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

 

 

35

36.

ПОЛОЖЕНИЕ

РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

 

  • Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
  • Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
  • Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
  • Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
  • Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
  • Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 38. Утратила силу
  • Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
  • Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям

· 46. Государственная и общественная защита прав потребителей.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов) своей деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(в ред. Федерального закона от 29.0

·

7.2018 N 250-ФЗ)
3.1. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей органом государственного надзора проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Контрольная закупка товаров (работ, услуг) может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 81-ФЗ)
4. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, владельцем агрегатора) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
3) проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
4) выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам, владельцам агрегаторов) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
6) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
7) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
5. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.1. Предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании этого предписания к производству арбитражного суда исполнение этого предписания приостанавливается до д

·

ня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
6. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
7. Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
8. Орган государственного надзора совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 7 настоящей статьи, осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9. Орган государственного надзора утверждает методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей.
(п. 9 введен Федеральным законом от 18.03.2019 N 38-ФЗ)

Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации органу государственного надзора
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, владелец агрегатора) по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

Статья 42. Утратила силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
(введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
2. В целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей.
(п. 2 введен Федеральным законом от 18.03.2019 N 38-ФЗ)

Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

Полномочия органа государственного надзора по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
(введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 38-ФЗ)

1. Обращение потребителя может быть направлено в письменн

·

ой форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления.
2. Обращение потребителя может быть направлено по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе с использованием официального сайта органа местного самоуправления в случае, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принято при личном приеме заявителя.
3. В многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг могут осуществляться прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 38-ФЗ)
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
(абзац введен Федеральным законом от 18.03.2019 N 38-ФЗ)
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 38-ФЗ)
Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 18.03.2019 N 38-ФЗ.

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потре

·

бителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
(часть первая в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой инфор

·

мации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).


47. Принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг), несоответствующих обязательным требованиям.
"Методические рекомендации о порядке применения
Административного регламента Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
исполнению государственной функции по осуществлению в
установленном порядке проверки деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению
требований санитарного законодательства, законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и
за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных
законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания
услуг"
(утв. Роспотребнадзором 03.04.2008 N 01/3054-8-34)
11. Приостановление производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям. Отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям
11.1. При применении п. 7.22 Административного регламента следует учитывать положения статьи 13 Закона N 52-ФЗ и статьи 7 Закона N 2300-1, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил и нормативной документации обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота, отозвать от потребителя и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
11.2. При вынесении должностными лицами территориальных органов Службы постановления об утилизации и (или) уничтожении опасной продукции необходимо руководствоваться статьями 20, 25 Закона N 29-ФЗ. Постановление об утилизации и (или) уничтожении опасной продукции выносится на основании результатов экспертизы.
Проводится внеплановая проверка
Основание проверки Предмет проверки Комментарий

1. Предписание об устранении выявленных нарушений, выданное по результатам планового
мероприятия по контролю Контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок Предписание об устранении выявленных нарушений, которое дано по результатам внеплановой проверки, основанием для проверки не является

2. Информация о возникновении аварийных ситуаций, об
изменениях или о наруш

·

ениях
технологических процессов,
а также о выходе из строя
сооружений, оборудования,
которые могут непосредственно причинить вред жизни,
здоровью людей, окружающей
среде Наличие причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде или угрозы его причинения В последующем принимается комплекс мер, предусмотренных законодательством, по устранению вредных последствий аварийной ситуации и т.д.

3. Возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды,
в т.ч. в отношении однородных товаров (работ, услуг)
других юридических лиц и
(или) индивидуальных
предпринимателей Наличие товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые являются источником угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды В последующем принимается комплекс мер, предусмотренных законом, по устранению такой угрозы, включая изъятие товаров из оборота, их уничтожение, приостановление выполнения работ, оказания услуг

4. Жалобы граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и
(или) индивидуальных предпринимателей, связанные с
невыполнением ими обязательных требований Факты, изложенные в жалобе и указывающие на невыполнение обязательных требований, которые повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя(-лей) В ходе таких проверок недопустимо предъявлять требования, которые не относятся к предмету проверки. Однако при обнаружении признаков, указывающих на наличие события право- нарушения, следует руко-водствоваться требованием части 1 статьи 28.5 КоАП, даже если правонарушение не относится к предмету данной проверки. Недопустимо лишь составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.7 или 14.8 КоАП, если потребитель не жаловался на нарушение его прав, защита которых обеспечивается данными статьями КоАП

5. Получение информации,
подтверждаемой документами
и иными доказательствами,
свидетельствующими о наличии
признаков нарушений охраняемых законом прав и интересов Факты, изложенные в сообщении и указывающие на невыполнение обязательных требований указанным в сообщении лицом (лица- ми), что повлекло нарушение охраняемых законом прав и интересов

48. Порядок направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопроса об аннулировании или приостановлении действия лицензии.

Данный приказ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 октября 2007 года N 658 утратил силу!!!
(может вместо него подойдет этот, Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"-дан ниже)

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг

Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке
7.17. При обнаружении в ходе рассмотрения обращений и (или) при проведении плановых или внеплановых проверок изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, нарушений законодательства о защите прав потребителей, выражающихся в не

·

соблюдении лицензионных требований и условий, документированная информация, подтверждающая данное обстоятельство, с сопроводительным письмом, подписываемым руководителем (заместителем руководителя) Службы (ее территориального органа) направляется в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.18. Решение о передаче указанной информации в лицензирующий орган принимает руководитель структурного подразделения Службы (ее территориального органа), в чьи функциональные обязанности в соответствии с должностным регламентом входит решение вопросов организации работы по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, который дает поручение должностному лицу, осуществлявшему рассмотрение обращения и (или) проводившему проверку (мероприятие по контролю), в ходе которых были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, о подготовке проекта соответствующего обращения, визирует подготовленный проект и передает его на подпись руководителю (заместителю руководителя) Службы (ее территориальных органов) с приложением копий всех документов и результатов проверки.

Не допускается обращение в лицензирующий орган по вопросу приостановления или аннулирования соответствующей лицензии, если выявленные нарушения законодательства о защите прав потребителей не связаны с несоблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий.

7.19. Письмо с предложением рассмотреть вопросы о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке направляется в лицензирующий орган в течение семи дней с момента выявления нарушений заказным письмом с уведомлением о вручении.

7.20. Ответ на обращение, полученный от лицензирующего органа, приобщается к материалам, связанным с рассмотрением соответствующего обращения (проведением проверки).

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 13. Приостановление действия и аннулирование лицензии
1. Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:
выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
2. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до л

·

ицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.












































































































































Управление качеством как основа успешной деятельности медицинской организации

Определение «качества медицинской помощи», основные компоненты, соответствующие трем подходам к его обеспе чению и оценке качества медицинской помощи.

В статье 2 пункта 21 Федерального закона №323-ФЗ качество медицинской помощи определено «как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

Качество медицинской помощи включает в себя три основных компонента, соответствующие по сути трем подходам к его обеспе чению и оценке:

∙ качество структур (структурный подход к обеспечению и оценке);

∙ качество технологии (процессуальный подход к обеспечению и оценке);

∙ качество результата (результативный подход к обеспечению и оценке).

Качество структуры характеризуетусловия оказания медицинской помощи населению. Оно определяется по отношению к системе здравоохранения в целом, медицинскому учреждению, отдельно му его структурному подразделению, конкретному медицинскому работнику в отдельности.

Качество технологии характеризуетвсе этапы процесса оказания медицинской помощи. Качество технологии дает представление о соблюдении стандартов медицинской помощи, правильности выбо ра тактики и о качестве выполненной работы.

Качество результата характеризуетитог оказания медицинской помощи, т.е. позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым. Обычно качество результата оценивают на трех уровнях: по отношению к конкретному пациенту, всем больным в медицинском учреждении, к населению в целом. Анализ качества результата по отношению к конкретному пациенту дает возможность оценить, насколько достигнутые резуль таты лечения конкретного больного близки к ожидаемым с учетом клинического диагноза, возраста и других влияющих на исход забо левания факторов. Например, для одного больного планируемым результатом лечения может быть его полное выздоровление с норма лизацией всех данных клинико-биохимических, функциональных и других видов исследований

Характеристики качества медицинской помощи:

Профессиональная компетенция -подразумевает наличие теоретических знаний и практиче ских навыков медицинских работников, вспомогательного персонала и то, как они используют их в своей работе, следуя клиническим руководствам, протоколам и стандартам.

Доступность медицинской помощи -означает, что медицинская помощь не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Межличностные взаимоотношения – определяют взаимоотношения между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством, системой здра воохранения и населением в целом. Корректные взаимоотношения создают атмосферу психологического комфорта, конфиденциаль ности, взаимногоуважения и доверия. Важные элементы этих взаи моотношений — искусство слушать и адекватно реагировать. Все это способствует формированию позитивной установки пациента на проводимое лечение.

Эффективность - следует рассматривать как отношение достигнуто го экономического эффекта к затратам. Важность этой характеристики определяется тем, что ресурсы здравоохранения обычно ограничены, при этом эффективно функционирующая система здравоохранения должна обеспечивать оптимальное качествомедицинской помощи за счет рационального использования имеющихся ресурсов.

Непрерывность - означает, чтопациент получает всю необходи мую медицинскую помощь без задержки, неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения. Обычно соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что паци ента наблюдает один и тот же специалист,обеспечивая преемствен ность в работе с коллегами. Несоблюдение этого принципа негативно влияет на результативность, снижает эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения врача с пациентом.

Безопасность - как одна из характеристик качества означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики, лечения и других проявлений ятрогении. Это относится как к медицинским работникам, так и к пациентам. Соблюдение мер безопасности очень важно при оказании не только специализированной, но и первичной медицинской помощи. Например, во время ожидания приема врача пациенты могут быть инфицированы другими больными при несоблюдении необходи мых противоэпидемических мер. При решении вопроса о выборе той или иной медицинской технологии ожидаемые результаты обязательно должны соизмеряться с потенциальным риском.

Удобство - подразумевает системумер, направ ленных на создание оптимального лечебно-охранительного режи ма: обеспечение комфорта и чистоты в медицинских учреждениях, рациональное размещение палат и лечебно-диагностических под разделений, оснащение их современной функциональной медицин скоймебелью, организация режима дня больного, устранение или максимальное уменьшение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и др.

Соответствие ожиданиям пациентов – данная характеристика для пациентов в конкретном медицинском учреждении определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и оказывается своевременной. Пациенты чаще всего обращают внимание на удобство, результативность, доступность, непрерывность медицинской помощи, на взаимоотно шения между ними и медицинском персоналом. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью зависит от оценки качества жизни, связанного со здоровьем.

Принципы системы управления качеством медицинской помощи

В современных условиях системауправления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность управленческих структур и алгоритмов действий, направленных на обеспечение пациентов качественной медицинской помощью. Эта система основывается на следующих принципах:

∙ использование достижений доказательной медицины;

∙ проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов);

∙ единство подходов в проведении ведомственной и вневедомствен ной экспертизы качества медицинской помощи;

∙ использование административных, экономических и правовых методов для управления качеством медицинской помощи;

∙ анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня качества медицинской помощи;

∙ проведение социологического мониторинга качества медицин ской помощи.

Основные виды деятельности управления качеством медицинской помощи

Управление качеством медицинской помощи состоит из четырех основных видов деятельности: дизайн качества, обеспечение каче ства, контроль качества, непрерывное повышение качества.

Управление качеством медицинской помощи подразумевает непре рывное повышение его уровня. Для этого руководители органов и учрежденийздравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повыше ние эффективности и результативности своей деятельности, совер шенствование показателей работы организаций здр

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 267.