Среди свойств личности субъектов взяточничества выделяются прежде всего дефекты их правосознания, выражающиеся в наличии антиобщественных установок, отрицательного, пренебрежительного отношения к нормам права. Большинство субъектов взяточничества руководствуются корыстными мотивами, стремлением к стяжательству. Они нередко имеют высокий образовательный уровень, хорошие интеллектуальные способности. Эти свойства делают их серьезными соперниками следователя в условиях проблемно-конфликтных ситуаций.
Занимая определенное должностное положение, нередко весьма значительное, субъекты взяточничества обладают многочисленными связями, которые используются для оказания противодействия расследованию. Особо следует выделить связи с представителями правоохранительных, административных и управленческих структур. Зачастую эти связи налаживаются задолго до обнаружения преступления и используются затем для оказания противодействия расследованию. В ряде случаев взяточничество совершается группами лиц, занимающих разное положение в преступных формированиях. Руководители некоторых групп не оформляют никаких документов, а поручают это соучастникам, находящимся в подчинении. Даже при визировании документов после обнаружения преступления они имеют возможность сослаться на недобросовестность подчиненных. Руководители групп могут даже не вступать в непосредственный контакт с взяткодателями, действуя через посредников. Последние нередко самостоятельно подыскивают взяткодателей, вымогают у них взятки, предлагая на определенных условиях выполнение требуемых действий.
Существуют и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок.
Кроме описанных групп существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других — как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.
Взяткополучатель
Взяткополучатель - это обязательно должностное лицо, правовой статус которого должен быть установлен в процессе расследования и подтвержден материалами уголовного дела. Должностным лицом признается представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и формированиях Российской Федерации. Законодатель, определяя понятие должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ, исходил одновременно из двух критериев: из характера выполняемых функций и вида органа, в котором лицо несет государственную или муниципальную службу.
Представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Эти лица наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения любыми гражданами и организациями, т. е. обладают властными полномочиями в отношении самого широкого круга физических и юридических лиц независимо от их, соответственно, служебной подчиненности или ведомственной принадлежности. Неисполнение распоряжений должностного лица влечет для виновных правовые последствия. Такое понимание представителя власти вытекает из примечания к ст. 318 УК РФ “Применение насилия в отношении представителя власти” и п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” от 10 февраля 2000 г. № 6.
Выполнение организационно-распорядительных функций предполагает наличие у должностного лица совокупности прав и обязанностей по управлению органом, организацией, учреждением или их структурным подразделением и состоит в руководстве трудовым коллективом (принятие решений, дача указаний, обязательных для исполнения подчиненными), в руководстве участком работы, служебной или иной деятельностью (подбор и расстановка кадров, планирование, организация труда, поддержание дисциплины и проч.).
Административно-хозяйственные функции заключаются в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами органов, организаций и учреждений, воинских частей и подразделений. Реализация таких полномочий предполагает принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением товарно-материальных ценностей, определение порядка их хранения и тому подобные действия. Технические работники органов законодательной, исполнительной, судебной власти, сотрудники неоперативного состава правоохранительных органов не признаются представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами по другим основаниям.
Субъектом взяточничества может являться должностное лицо, находящееся на службе в государственном или муниципальном учреждении. В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 г. учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В данном случае речь идет об учреждениях, созданных государством или органом местного самоуправления. Ими являются государственные и муниципальные учреждения, решающие управленческие задачи, образовательные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, системы социальной защиты и социального обслуживания населения. В ходе проверки заявления о взяточничестве непременно устанавливается форма собственности учреждения, поскольку в зависимости от этого действия лица будут квалифицироваться как получение взятки или коммерческий подкуп. Сотрудники негосударственных учреждений субъектами получения взятки ни при каких обстоятельствах быть не могут.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.