Источники (формы) права. Понятие и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

• Согласно первой – названные понятия тождественны;

• Согласно второй – понятие «источник права», более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день.

Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

 

Схема 4.1 Подходы к пониманию источника права

 

В правоведении понятие «источник права» можно рассматривать в разных аспектах (см. схему 4.1):

1. Источник права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2. Источник права в идеальном смысле – общественное сознание либо Божественная воля, лежащие в основе формирования правовых норм;

3. Источник права в идеологическом смысле – господствующая в обществе идеология (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

4. Источник права в политическом смысле – властная воля государства, выступающая силой, осуществляющей непосредственную деятельность по созданию, изменению и отмене норм права.

5. Источником права в историческом аспекте выступают исторические памятники права. Именно такой подход к пониманию источников права позволяет говорить о реализации принципа преемственности правового регулирования.

Источник права в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Эти подходы к пониманию категории «источник права» не являются взаимоисключающими, они взаимодополняют друг друга и отражают различные грани формирования такого сложного и многоаспектного явления как право.

 

Виды формальных источников права

Под формальным источником права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Формальный источник права» – это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения (см. схему 4.2).

Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.

 

Схема 4.2 Виды формальных источников права

 

Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени, имеет юридическое значение и признается государством в качестве средства правового регулирования.

Правовой прецедент – решение суда или иного юрисдикционного органа по разрешению конкретного юридического дела, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Различаются судебный и административный прецедент.

Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. Значение источника права имеет не любой договор, а только такой, который содержит (устанавливает, изменяет или отменяет) нормы права. Разновидностями договоров нормативного содержания являются международные договоры (пакты и конвенции), союзные, договоры (об образовании федеративного государства), федеративные договоры (о разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами), компетенционные договоры (о взаимном делегировании полномочий), коллективные договоры.

Правовая доктрина – труды выдающихся ученых – юристов, на которые можно непосредственно ссылаться при разрешении конкретных юридических дел. Имеет преимущественно историческое значение. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. Такую же роль в средневековых судах играли работы глоссаторов и постглоссаторов. В ХIХ веке Российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов.

Религиозные тексты – как формальный источник права имеют значение в государствах, относящихся к религиозно-традиционной правовой семье. В настоящее время остается распространенным источником права в арабских и некоторых других мусульманских странах. В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцу Магомету; 2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных мусульманских ученых; 4) Кияс – суждения по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

Общие принципы права – это исходные, отправные начала конкретной правовой системы.

В некоторых странах общие принципы права признаны в качестве самостоятельного источника права. Так, например, Гражданский кодекс Испании называет среди источников права общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. Признаются в качестве источников права общие принципы и в международном праве.

Основным источником права в романо-германской правовой семье и близких к ней правовых системах является нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это принимаемый в особом порядке специально на то уполномоченными властными субъектами, обладающий юридической силой официальный юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

1. Формальная определенность – нормативно-правовой акт всегда имеет строго определенную точную, четкую, конкретную форму своего внешнего выражения, существует в виде формализованного юридического документа.

2. Нормативность – всегда содержит нормы права (устанавливает, изменяет или отменяет эти нормы).

3. Социальность – нормативно-правовой акт принимается для регулирования общественных отношений.

4. Официальность – нормативно-правовые акты могут издаваться только специально уполномоченными на то субъектами (народом в ходе референдума, уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

5. Властно-волевой характер – в нормативно-правовом акте находит выражение властная воля государства.

6. Юридическая сила – степень способности нормативно-правового акта быть регулятором общественных отношений, определяющая его место в системе законодательства. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от места субъекта правотворчества в иерархии государственной власти.

7. Особый порядок принятия – нормативно-правовой акт всегда принимается на основе жестко формализованной процедуры правотворчества.

Закон: понятие и виды

 Закон это принимаемый в особом порядке представительными органами государственной власти или непосредственно народом в ходе референдума с целью регулирования наиболее значимых общественных отношений нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, действие которого обеспечивается силой гос. принуждения.

Признаки закона:

- Закон принимается специально уполномоченными на это субъектами. Субъектами законотворчества могут выступать только представительные органы государственной власти (парламент) и непосредственно народ в порядке референдума;

- Особый порядок принятия закона;

- регулирует наиболее значимые общественные отношения;

- обладает высшей юридической силой.

Выделяют различные критерии классификации законов (см. схему 4.5).

 

Схема 4.5 Классификация законов

 

Основная классификация законов проводится по их юридической силе. По этому критерию выделяют:

Конституция – основной закон государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, носящий учредительный характер и закрепляющий основы государственного и общественного строя, основные права и свободы личности.

Законы, принимаемые в порядке референдума – исходят непосредственно от источника власти и, следовательно, их юридическая сила выше, чем у любых иных законов (кроме Конституции).

Конституционный закон – закон, детализирующий и конкретизирующий положения конституции, необходимость принятия которого, как правило, предусмотрена самой конституцией. К этой же группе можно отнести и законы о поправках конституции.

Обыкновенные законы – все иные законы, регулирующие определенные сферы общественных отношений. Они принимаются и действуют в соответствии с конституцией и конституционными законами и не могут им противоречить.

В соответствии с принципом федерализма различают:

Федеральные законы – законы принятые федеральным парламентом и действующие на всей территории федеративного государства.

Законы субъектов федерации – законы, принимаемые региональным парламентом и действующие исключительно на территории конкретного субъекта федерации.

В зависимости от содержания законы подразделяются на:

Органические законы – законы , наиболее системно регулирующие самые значимые и важные общественные отношения (конституция, конституционные и кодифицированные законы).

Текущие законы – законы, регулирующие различные стороны политической, экономической, социально-культурной и духовной сфер жизни общества.

Чрезвычайные законы – законы, принимаемые в условиях чрезвычайного положения и носящие временный характер. По срокам действия законы бывают:

Постоянные – законы, срок действия которых изначально ничем не ограничен.

Временные законы – законы принимаемые, на определенный срок.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 337.