Схема 6.2 Формы правотворчества
В зависимости от субъектов правотворчества и в последовательности, определяемой удельным весом принимаемых нормативных правовых актов, различают:
а) непосредственное правотворчество народа (референдум);
б) правотворчество государственных органов;
в) делегированное (санкционированное) правотворчество.
В зависимости от юридической силы принимаемых актов (результатов правотворчества) называют:
1. Законотворчество – правотворчество органов государственной власти (Федерального парламента, парламентов субъектов федерации, путем референдума), в результате которой принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.
2. Подзаконное нормотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти и должностных лиц по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).
В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. Подзаконное правотворчество позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.
В соответствии с принципом федерализма различают:
1. Правотворчество федеральных органов государственной власти;
2. Правотворчество органов государственной власти субъектов федерации.
Стадии правотворчества
Схема 6.3 Стадии правотворчества
Правотворческая деятельность состоит из следующих стадий (см. схему 6.3):
1. Правотворческая инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании нормативно-правовых актов и вносить их проекты на рассмотрение уполномоченного субъекта (органа или должностного лица).
2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта, его оценка уполномоченным субъектом правотворческой деятельности. Если субъектом правотворческой деятельности является коллегиальный орган, то рассмотрение и оценка проекта нормативно-правового акта проходят в форме обсуждения.
3. Принятие нормативно-правового акта уполномоченным субъектом правотворчества.
4. Промульгация принятого нормативно-правового акта – его официальное опубликование (как правило) и введение в действие.
Важнейшей разновидностью процесса правотворчества является законотворчество, включающее в себя следующие стадии:
1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.
2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.
3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов.
4. Подписание и обнародование закона главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и официальный портал государственной власти Российской федерации. Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 328.