Основные формы правотворчества отражены на схеме 6.2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Схема 6.2 Формы правотворчества

 

В зависимости от субъектов правотворчества и в последовательности, определяемой удельным весом принимаемых нормативных правовых актов, различают:

а) непосредственное правотворчество народа (референдум);

б) правотворчество государственных органов;

в) делегированное (санкционированное) правотворчество.

В зависимости от юридической силы принимаемых актов (результатов правотворчества) называют:

1. Законотворчество – правотворчество органов государственной власти (Федерального парламента, парламентов субъектов федерации, путем референдума), в результате которой принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.

2. Подзаконное нормотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти и должностных лиц по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).

В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. Подзаконное правотворчество позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.

В соответствии с принципом федерализма различают:

1. Правотворчество федеральных органов государственной власти;

2. Правотворчество органов государственной власти субъектов федерации.

Стадии правотворчества

Схема 6.3 Стадии правотворчества

 

Правотворческая деятельность состоит из следующих стадий (см. схему 6.3):

1. Правотворческая инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании нормативно-правовых актов и вносить их проекты на рассмотрение уполномоченного субъекта (органа или должностного лица).

2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта, его оценка уполномоченным субъектом правотворческой деятельности. Если субъектом правотворческой деятельности является коллегиальный орган, то рассмотрение и оценка проекта нормативно-правового акта проходят в форме обсуждения.

3. Принятие нормативно-правового акта уполномоченным субъектом правотворчества.

4. Промульгация принятого нормативно-правового акта – его официальное опубликование (как правило) и введение в действие.

Важнейшей разновидностью процесса правотворчества является законотворчество, включающее в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов.

4. Подписание и обнародование закона главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и официальный портал государственной власти Российской федерации. Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 294.