По частной ветеринарной микробиологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Санкт-Петербург

2015

                                           

УДК: 619-:616.98:579-078.(075.8)

Сухинин А.А., Смирнова Л.И., Тулева Н.П., Белкина И.В.,
Приходько Е.И.
, Макавчик С.А., Бакулин В.А. Практикум по диагностике бактериальных болезней животных. Учебно-методическое пособие.  – СПб. Издательство СПбГАВМ, 2015.– 90 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ветеринарных факультетов, ветеринарных врачей лабораторий и курсов повышения квалификации, проводящих диагностические исследования. Написано в соответствии с новым учебным планом и программой по ветеринарной микробиологии для ветеринарных факультетов. В учебном пособии содержатся современные сведения по бактериологическим методам исследования. Изложение материала каждого занятия дается по определенному плану: цель занятия, оборудование и материалы, методические указания по проведению самостоятельной работы и контрольные вопросы для самоподготовки. Каждое занятие рассчитано на 2 часа.

 

Учебно-методическое пособие утверждено на методическом совете
Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины

протокол №  6 от 16  июня 2015 г.

 

 

© Санкт-Петербургская государственная                                                                                                                                                                                                 

академия ветеринарной медицины, 2015г.                                                   



ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы закончили изучать общую микробиологию. И теперь, используя эти знания, приступаем к изучению характерных особенностей микроорганизмов, вызывающих заболевания животных (зоонозы), а также болезни, общие для животных и людей (зооантропонозы).

Среди микроорганизмов, изучаемых в курсе ветеринарной микробиологии, есть возбудители особо опасных инфекций (ООИ), таких, как сибирская язва, бруцеллез, туляремия; возбудители зоонозов – рожи свиней, кампилобактериоза. Есть и такие, которые вызывают пищевые токсикозы и токсикоинфекции у людей и животных: ботулизм, сальмонеллёз.

Для того, чтобы их правильно диагностировать, идентифицировать и дифференцировать, необходимо помнить, что:

Диагноз на инфекционные болезни ставят комплексно, учитывая эпизоотологические данные, клинические признаки болезни, патологоанатомические изменения в органах, в некоторых случаях - результаты аллергической диагностики. На основании этих данных ставят предварительный диагноз, который затем подтверждают в лабораторных условиях.

При лабораторном исследовании патологического материала, содержащего микроорганизмы, с целью их выявления и идентификации используют бактериологический, серологический и молекулярно-генетический методы диагностики.

I . Бактериологический метод – изучение биологических свойств бактерий. Метод включает в себя:

1. Бактериоскопию (микроскопию) – просмотр препаратов с помощью различных микроскопов для изучения морфологических особенностей микроорганизмов: (формы, размера, особенностей внутренней структуры, расположения в мазках, подвижности, наличия спор и капсул) и их тинкториальных свойств (способности воспринимать ту или иную окраску, отношения к растворам спиртов, кислот, щелочей).

2. Собственно бактериологический метод исследования (метод чистых культур) – посев исследуемого материала на питательные среды, культивирование микроорганизмов, получение чистой культуры и изучение её биохимических свойств с целью идентификации.

3. Биологический метод (биопробу) – заражение биомоделей выделенной культурой микроорганизма с целью изучения её вирулентности, для подтверждения того, что в медицинской или ветеринарной лаборатории выделен и идентифицирован именно микроорганизм, вызвавший болезнь.

II . Серологический метод – использование иммунологического принципа взаимодействия специфических антигенов и антител, в результате чего с помощью серологических реакций можно идентифицировать микроорганизм или обнаружить антитела к нему в сыворотке крови исследуемых животных или людей.

III . Молекулярно-генетическийметод выявление в исследуемом материале фрагментов ДНК, строго специфичных для каждого вида микроорганизмов (полимеразная цепная реакция (ПЦР).

Исходя из вышесказанного, в данном учебно-методическом пособии изучаемый материал изложен по следующей схеме:

1. Название возбудителя, в т.ч. и на латыни.

2. Краткие сведения о поражениях, вызываемых данным возбудителем.

3. Патологический материал для лабораторной диагностики

4. Классификация возбудителя.

5. Бактериологический метод, включающий в себя:

- микроскопию;

- особенности культивирования и роста на питательных средах;

- в некоторых случаях дифференцирующие тесты;

- биопробу;

6. Серологическая диагностика;

7. Биопрепараты, используемые для диагностики, лечения и профилактики болезней, вызываемых данным возбудителем.

 

К лабораторно-практической работе на занятиях по микробиологии можно приступать только при условии соблюдения правил техники безопасности.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 453.