Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и в 1 классе , но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником. Необходимо выделить 1–2 урока для оценки уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в первом дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы изобразительной деятельности. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов, сократить период подготовительных обучающих упражнений.

Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Предполагаемые групповые формы работы по созданию панно и коллажей способствуют формированию первоначальных умений делового общения, коммуникативных универсальных учебных действий. В 1 дополнительном классе продолжается формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. Наряду с формированием первичных навыков работы с материалами и инструментами, большее место отводится работе, которая направлена на формирование процессов перцептивного анализа и синтеза. Актуальным остается внимание к совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.

Реализация данного предмета предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные способы действия раскрывают потенциальные возможности детей. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.

Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Развивается продуктивное воображение (опредмечивание пятен).

В разделе «Виды художественной деятельности» обучающиеся получают представление об изображении, украшении, постройке и их роли в жизни людей. Начинается работа с учебником. В пассивный словарь входят новые термины «архитектура», «дизайн». Инициируется художественная деятельность в соответствии с собственным замыслом.

В разделе «Азбука искусства. Как говорит искусство» изучаются плоскостные и объемные изображения, изображения с помощью пятен и линий, обсуждается значение цвета, формируются умения работы с гуашью. Расширяются представления о работе художников и скульпторов, произведениях, помещаемых в художественный музей. Обучающиеся получают опыт изобразительной трансформации цветовых пятен, лепки животных, создают по замыслу разноцветные коврики.

В разделе «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство» создаются аппликации, в ходе чего уточняются представления о живой красоте. Вводятся термины «симметрия», «монотипия». Происходит обучение конструированию из бумаги, благодаря чему совершенствуется мелкая моторика, корригируются недостатки пространственных представлений. Рассматривание тематики украшений реализует задачи эстетического воспитания. Происходит актуализация имеющихся знаний о сказочных персонажах. Анализ внешнего вида различных домов способствует совершенствованию аналитико-синтетической деятельности. Благодаря знакомству с жилищами различных природных обитателей расширяются и углубляются детские представления об окружающем мире. Дети учатся работать цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону.

В ходе изучения раздела «Опыт художественно-творческой деятельности» уточняются знания, полученные ранее. Обучающиеся создают продукты деятельности, выполняющие декоративную функцию, коллективное декоративное панно, расширяют свои представления об окружающем в ходе экскурсий и пытаются их репродуцировать. Происходит дальнейшее знакомство с деятельностью художников и скульпторов.

Три способа художественного освоения действительности в 1 дополнительном классе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Каждый новый освоенный прием требует закрепления на последующих занятиях.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Поощряются коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки), поскольку они позволяют формировать коммуникативные умения.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках панно и коллажи могут быть применяться в оформлении школы.

Предмет «Изобразительное искусство» позволяет успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки). Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван формировать регулятивные действия. От обучающихся требуют вербализовать свои замыслы, построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в совокупности составляет коррекционное значение предмета.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 278.