Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

-  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

-  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

-  осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

-  готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

- - личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

- - эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

- - установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

-  оперировать со знаково-символическими изображениями;

- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

-  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

-  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

-  планировать свои действия в течение урока;

-  фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-  контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

-  формулировать ответы на вопросы;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

 

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихя с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляется:

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

– в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком.

Значение воздуха для растений, животных, человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной системы.

 

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Россия на карте.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Россия — многонациональная страна. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России,

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Составление режима дня школьника.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

 

  Раздел Тема Примерное содержание уроков
 

1 четверть

  Человек и общество (5 часов)     Что такое Родина? Государственные символы     Народы России   Москва – столица нашей Родины     Наша большая страна и моя малая Родина   Обобщающий урок   Знакомство с учебником, рабочей тетрадью). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой, условными значениями учебника. Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр. 2 и 4-5 Определение понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Сведения о символике России: Государственный герб России, государственный флаг России. Паспорт. Раскрашивание флага России, учитывая последовательность цветов сверху. Узнавание герба России на иллюстрации. Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр. 10-11.   Единство народов России. Многонациональный характер населения России; Поиск в рабочей тетради детей в национальной одежде. Поиск национальных и современных жилищ в рабочей тетради. Работа в тетради – изображение предмета, относимого к национальной культуре. Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр.12-13.   Москва-самый большой город России. Размеры Москвы (по протяженности линий метрополитена). Работа со схемой метрополитена. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Работа в рабочей тетради. Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр.14-15.   Работа с учебником ч.1, стр.16-17. Поиск городов на карте России в рабочей тетради. Определение малой Родины. Работа в рабочей тетради. Сравнение города и села по визуально представленным признакам. Дифференциация городских и сельских домов. Адрес проживания ребенка. Проект «Россия-Родина моя».     Флаг, герб, столица, достопримечательности, народы (национальности).
  Человек и природа В мире растений   (8 часов)   Человек и природа   Законы природы (2 ч.) Экскурсия Растения осенью   Что растет на клумбе и на подоконнике   Деревья и кустарники.   Листья и хвоя     Семена     Овощи     Что общего у разных растений? Обобщающий урок     Экскурсия «Сезонные изменения в природе»     Солнце и земля     Клумба, деревья и кустарники, листья с разных деревьев, хвойные деревья. Что нужно растениям для жизни? Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр.26-31   Работа с учебником ч.1 стр.24. Работа в рабочей тетради. Зарисовывание клумбы. Определение цветов: астры, календула, бархатцы, анютины глазки. Декоративные (садовые) и, полевые цветы. Строение цветов: корень, стебель, листья, цветки. Функциональное назначение частей растения. Практическая работа: определение основных частей растения на рисунке. Наиболее распространённые комнатные растения.   Анализ строения дерева (ствол, ветви, листья). Различия деревьев и кустарников. Плодовые деревья и кустарники. Распознавание деревьев и кустарников. Деревья на твоей улице. Работа в рабочей тетради.   Работа в рабочей тетради. Зарисовывание листьев. Распознавание деревьев по листьям. Распознавание лиственных и хвойных деревьев. Ель и сосна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизменённые листья. Дифференциация (классификация) лиственных и хвойных деревьев. Расположение игл на ветвях сосны и ели. Учебник, ч.1, стр.30-31.   Работа в рабочей тетради. Виды семян: орехи, косточки. Виды и размеры семян. Дифференциация семян. Зарисовывание желудя. Семена у хвойных деревьев. Последовательность роста комнатного растения. Семена пшеницы – продукты из муки. Огород. Различия овощей по месту произрастания (под землей – морковь, свекла, картофель, на высоких стеблях-кустах-помидоры, перец,, на длинных стеблях на земле – огурцы, кабачки, на коротких стеблях - капуста). Использование овощей в пищу (кулинарная обработка, консервирование). Работа в рабочей тетради: дифференциация овощей по функциональным признакам.   Определение функционального назначения частей растений (корень, чтобы держаться на земле и получать воду и полезные вещества, листья, чтобы дышать и питаться, семена – чтобы вырастали новые растения, стебель – чтобы держать ветви, цветы, плоды). Дифференциация фруктов и овощей. Определения. Закрепление усвоенных слов-наименований. Работа в рабочей тетради: задания на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение и т.п.).   Рассматривание неба, облаков, дороги под ногами, обсуждение погоды.     Работа с учебником ч.1. на стр.19, 39, 49. Работа в рабочей тетради. Выбор правильной модели Земли (юла и глобус). Решение мыслительных задач. Соотношение размеров Солнца и Земли. Форма Земли. Задание на каникулы: наблюдение за Луной  
 

2 четверть

  Законы природы   (7 часов)     Человек и природа   В мире животных. (7 ч.) Что у нас над головой   Какая сегодня погода.     Время суток   Дни недели   Времена года.   Месяцы   Обобщающий урок.   Насекомые     Рыбы   Птицы   Певчие и декоративные птицы     Обобщающий урок.   Работа с учебником, ч.1. стр.19 и 49. Земля, Солнце, Луна. Облака и тучи. Работа в рабочей тетради. Отгадывание загадок. Зарисовка отгадок.     Работа с учебником, ч.2, стр.37. Определение хорошей погоды. Работа в рабочей тетради. Отгадывание загадок (ветер, дождь, снег). Знакомство с символическими изображениями погоды. Календарь погоды и правила его заполнения. Определения «ясно» и «пасмурно».   Практическая работа-вращение глобуса относительно источника света. Понятие «сутки»: части суток (утро, день, вечер, ночь). Расположение солнца на небе. Полдень. Распознавание дня и вечера на картинке в рабочей тетради. Соотнесение времени суток с деятельностью человека.   Работа с учебником ч.2, стр.9. Нумерация дней недели. Работа с рабочей тетрадью: прочтение и заучивание стихотворений о днях недели.     Объяснение смены времен года. Загадки о временах года. Выбор символов для обозначения времен года. Работа в рабочей тетради: зарисовывание символов, соответствующих времени года.   Работа с учебником ч.2., стр.10-11. Соотнесение месяцев с временами года. Работа с рабочей тетрадью. Дидактические игры с названиями месяцев. Дата рождения.     Актуализация полученных знаний: декодирование символических обозначений, соотнесение названия дня недели с порядковым номером, группы месяцев с символом соответствующего времени года. Проект «Мое любимое время года»   Работа с учебником ч.1, стр.32-33. Угадывание насекомых – вставить пропущенные слова в известные детские стихи. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых. Практическая работа в рабочей тетради. Сравнение жука, кузнечика и бабочки. Защита человека и его жилища от насекомых. Правила поведения с насекомыми.   Работа с учебником, ч.1, стр.34-35. Рыбы - водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские (акула, сельдь, треска) и речные (щука, сом, ерш) рыбы. Аквариумные рыбы. Работа в рабочей тетради. Распознавание аквариумных рыб. Угадывание загадок о рыбах. Работа с учебником, ч.1. стр.36-37. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Летающие и нелетающие птицы. Различия птиц по размеру. Хищные птицы. Отличие птиц от других летающих животных. Зимующие и перелетные птицы. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму Работа в рабочей тетради. Распознавание диких, домашних, хищных птиц. Как помогать птицам. Работа с учебником, ч.1 стр. 74-75. Распознавание зимующих птиц. Кормушки.   Определение певчих птиц (жаворонок, соловей, скворец, канарейка). Работа в рабочей тетради. Прослушивание стихотворений о птицах. Рисование иллюстрации к понравившемуся стихотворению. Раскрашивание птиц.   Повторение и закрепление пройденного. Основные признаки насекомых, птиц, рыб. Условия, необходимые для жизни животных. Закрепление усвоенных понятий.    
 

3 четверть

  Человек и природа В мире животных   (10 часов)     Раздел «Человек и общество» (10 часов)   Звери     Домашние любимцы. Кошки.     Домашние любимцы. Собаки.   Домашние любимцы. Хомячки, белые мышки, морские свинки.     Экскурсия «Откуда берутся снег и лед»   Животные холодных районов.     Животные жарких районов.     Обобщающие уроки по теме «В мире животных» (3 ч.)   Что общего между разными животными     Учат в школе, учат в школе, учат в школе     Семья   Прошлое, настоящее, будущее. Когда я вырасту     Человек и его одежда   Человек и его профессия. Экскурсия «Где работают люди»     Средства связи и массовой информации   Праздники   Обобщающий урок по разделу Работа с учебником ч.1, стр.38-39. Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Дифференциация диких и домашних зверей. Работа в рабочей тетради: заполнение таблицы. Задание на исключение лишнего. Различие ног и лап. Задание на анализ.   Работа с учебником ч.2, стр.42-43. Дополнительная информация о кошках в рабочей тетради. Новые понятия: бродячие, ветеринар. Правила безопасности при взаимодействии с кошками. Распознавание предметов для ухода, кормления, игры. Описание кошки по плану с использованием опорных слов: кличка, окрас, характер.     Работа с учебником ч.2, стр.42-45. Дополнительная информация о собаках в рабочей тетради. Новые понятия: породистые, дворняги, поводок, ошейник, намордник, конура. Различия собак по размеру, функциональной значимости (служебные, охотничьи, декоративные). Распознавание служебных и охотничьих собак в рабочей тетради. Правила ухода за собакой и безопасности при взаимодействии с собаками.   Дополнительная информация в рабочей тетради. Новое понятие: ручные. Стихи о хомяках, морской свинке, белой мышке. Соотнесение текста и изображения в рабочей тетради.   Работа с учебником ч.1, стр.68-69. Рассматривание снега и льда. Определение свойств снега и льда.   Работа с учебником ч.2, стр.12-13. Практическая работа: нагревание шарика (мячика) источником тепла (настольной лампой). Демонстрация различий в степени нагревания. Объяснение понятия «Полюс». Демонстрация глобуса и холодных районов Земли. Понятия Арктики и Антарктиды (антарктики). Звери Арктики: белые медведи, моржи, тюлени. Животные Антарктиды – пингвины. Новое понятие: ласты. Дифференциация изображений животных по месту обитания. Мыслительные задачи.   Работа с учебником ч.2, стр.14-15. Объяснение понятия «Экватор». Демонстрация на глобусе и карте жарких районов Земли. Новые понятия: саванна и тропический лес.. Различия между животными холодных и жарких районов (шерстяной и волосяной покров). Хищники саванны (лев, гиена, леопард). Лев-царь зверей. Задания на исключение лишнего. Отгадывание загадки про зоопарк. Работа с учебником ч.1, стр.40-41.   Подбор обобщающих символов к разным видам животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. Дидактическая игра: назови животное (в соответствии с предъявленным символом).     Работа с учебником ч.1, стр.72.   Решение мыслительных задач (выбор правильного ответа). Заполнение таблицы (передвигаются, питаются, имеют потомство). Заключительный тест по разделу: задания разного типа.   Работа с учебником ч.2, стр.5-7. Учебные принадлежности. Работа в рабочей тетради. Анализ стихотворения С.Я. Маршака: какие учебные принадлежности сейчас отсутствуют. Субъективный выбор предпочитаемого урока. Рисунок «Я в школе». Отвергаемые аспекты школьной жизни (текущая оценка степени психосоциальной адаптированности). Правила поведения в школе.     Работа с учебником ч.1, стр.56-57. Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Беседа о семье. Работа в рабочей тетради. Символические обозначения членов семьи. Построение модели семьи (разного уровня сложности). ФИО родителей. Рассказ о членах семьи (по опорной схеме).     Работа с учебником ч.1, стр.12-17, ч.2 стр.18-22, 72-73. Работа в рабочей тетради. Понятия прошлого. Музеи, памятники, старинные постройки, книги, картины, кинофильмы как носители прошлого. Иллюстрации со страниц учебника как примеры из прошлого. Подбор иллюстраций прошлого. Понятие будущего. Распознавание и дифференциация предметов из прошлого и необходимых в будущем. Работа с учебником ч.2, стр.24-25. Работа в рабочей тетради: окончи предложение. Распознавание прошлого и будущего на рисунках.   Работа с учебником ч.2, стр.20-21. Виды одежды: деловая. спортивная, рабочая, нарядная, одежда для дома. Распознавание намерений человека по его одежде. Дифференциация деловой (костюм), спортивной (тренировочные штаны, шорты. свитер, футболка, кроссовки или кеды, джинсы, куртка), рабочей (фартук, халат, комбинезон), домашней (халат, пижама, майка, тапочки) одежды. Понимание смысла пословиц. Правила для подбора одежды. Требования к состоянию одежды. Работа в рабочей тетради: вклеивание фотографий или рисунки различных видов одежды, в т.ч. одежды из прошлого.   Выяснение названий профессий людей, работающих в месте, куда организована экскурсия. Распознавание рабочей одежды. Профессии школьных работников (учителя. библиотекарь, уборщицы, вахтеры и т.д.). Профессии в семье Работа с рабочей тетрадью. Распознавание профессий, которых не было в далеком прошлом (шофер, летчик, космонавт, программист). Угадай загадки, впиши нужные буквы в кроссворд. Проект «Профессии в моей семье».     Работа с учебником ч.2, стр.58-59. Понятие информации. Средства массовой информации (телевизор, радио, интернет, газеты, журналы). Средства связи (телефонные звонки, смс-сообщения,. письма). Проверка понимания значения средств связи. Средства связи как способ обеспечения безопасности. Использование животных как почтальонов (голуби, собаки).   Понятие праздника. Работа в рабочей тетради: Подбор дат к названиям праздников (день Защитника Отечества, Международный женский день, день космонавтики, первомай-праздник весны и труда, день Победы, день России). Определение, каким праздникам посвящены стихотворения. Символические обозначения праздников (23 февраля – пятиконечная звезда, 8 Марта-ветка мимозы, 12 апреля -ракета, Первомай – белый голубь, 9 мая -гвардейская ленточка, 12 июня- триколор). Определение праздника по фото. Работа с учебником ч.2, стр.72-73 – скоро День космонавтики. Зачем люди осваивают космос   Загадки о профессиях, школьных принадлежностях, определение отчества, определение вида одежды, дифференциация средств связи и средств массовой информации. Диагностика пространственно-временных представлений (соотношение праздников по времени).

4 четверть

  Раздел «Правила безопасной жизни» (8 ч)   Человек и природа (8 ч.)     Человек и его здоровье   Правила безопасности     Человек и автомобиль     Компьютер в жизни школьника.     Режим дня.   Человек-путешественник. Куда текут реки?   Поезда   Самолет     Обобщающий урок по разделу «Правила безопасной жизни»   Экскурсия «Весенние изменения»     Что у нас под ногами.     Экскурсия «Ждем праздника»     Вода в нашей жизни.     Электричество в нашей жизни.     Как человек помогает природе.       Заключительное тестирование       Работа с учебником ч.2, стр.52-57. Работа в рабочей тетради. Предметы, взаимодействие с которыми вредно перед сном. Средства личной гигиены. Определение предметов гигиены, которые нельзя давать пользоваться другим. Подбор одежды в соответствии с временем года и погодой. Правильное питание. Овощи и фрукты. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.     Работа с учебником ч.1, стр.46. Правила обращения с бытовыми предметами. Понимание опасности предметов, последствий их неправильного употребления. Работа в рабочей тетради.     Работа с учебником ч.2, стр.60, 68. Понятие «пешеход». Светофор. Ремни безопасности. Детские удерживающие устройства.     Работа с учебником ч.1, стр.44-45. Правила безопасности при работе с компьютером.     Работа мозга (информация в рабочей тетради). Новые понятия: отрицательные эмоции, режим дня, здоровый образ жизни. Режим дня как средство поддержания здоровья головного мозга. Переключение на другой вид деятельности, отдых-расслабление как средства поддержания здоровья головного мозга. Питание и достаточный сон как условия поддержания здоровья головного мозга. Базовые гигиенические нормы. Дифференциация занятий, дающих мозгу работу или отдых.     Работа с учебником ч.1, стр.66-67. Путешествия в прошлом. Реки – как помеха путешествию. Куда текут реки. Работа с учебником ч.2, стр.64-65, стр.71. Морские суда. Почему современным кораблям не нужны паруса. Различия реки и моря. Правила поведения на воде.   Работа с учебником ч.2, стр.62-63. Новые понятия: Поезд дальнего следования, электричка, станция, вокзал, перрон, платформа. Работа в рабочей тетради. Рисунок железнодорожных путей (вокзала). Правила безопасного поведения на железной дороге.   Работа с учебником ч.2, стр.66-67, стр.71. Дополнительная информация в рабочей тетради. Выполнение заданий в рабочей тетради. Правила безопасности в самолете.   Выбор полезных продуктов, полезного времяпровождения перед сном, выбор более и менее правильного режима, правильного питания, дифференциация опасных и безопасных ситуаций.   Анализ изменений внешнего вида улиц, одежды, растений, видов занятий.     Работа с учебником ч.1, стр.20-21. Новые понятия: галька, кремень, гранит, гравий, щебень, дорога, тротуар, шоссе, улица, тропинка. Асфальтированные и грунтовые дороги. Работа в рабочей тетради: опознавание шоссе, тропинки, проселочной дороги. Мусор. Правила переработки мусора. Запрет на выбрасывание мусора.     Изменения к 9 Мая: украшенные улицы, портреты ветеранов войны, символика Великой Победы на машинах.   Работа с учебником ч.1, стр.60-61 и 66-67. Работа в рабочей тетради. Функции воды в природе и жизни человека. Символы для запоминания функций воды. Правила очистки воды (кипячение). Мыслительные задачи (требующие умозаключения). Сравнение реки, моря, озера (заполнение таблицы).   Работа с учебником ч.1, стр.62-63. Дополнительная информация в рабочей тетради. Дифференциация предметов (учебник. Стр.62), работающих БЕЗ электричества. Транспорт, работающий от электросетей.     Работа с учебником ч.2, стр.46-48, 74-75. Вред, наносимый природе человеком. Люди-экологи. Работа в рабочей тетради.     Работа с учебником ч.2, стр.76-83.  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

Основная литература:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях.

2. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.

3. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

 

Дополнительная литература

  1. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
  2. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.
  3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.- С.30-35
  4. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.
  5. Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -№ 2. - С. 58-66.

Материально-техническое обеспечение:

Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (при наличии).

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)[37], соответствующие тематике программы по окружающему миру.

При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По итогам обучения в 1дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

В конце 1 дополнительного класса обучающийся может обнаружить:

- знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина», «Отчизна», «Отечество»;

- некоторые представления о размерах нашей страны, народах, проживающих на ее территории:

- временные представления: время суток, время года, дни недели, месяцы, прошлое, будущее;

- умение обозначать погодные явления;

- элементарные знания о Земле, Луне, некоторых природных явлениях;

- знание профессий, в том числе профессий близких людей;

- умение выделять и называть части растений;

- знание некоторых классов растений (цветы, кусты, деревья, овощи, фрукты);

- знание обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери);

- зимующие и перелетные птицы;

- знание правил безопасного поведения, обозначенных в учебнике;

- знания о материальных изученных объектах.

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.