Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

- вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

- задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

- целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

- выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.

Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.

В 1 дополнительном классе обучение происходит с опорой на учебник
А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности обучающихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем.

Логика учебника предполагает максимальную активизацию познавательной активности обучающихся, их учебной самостоятельности. Однако обучающимся с ЗПР необходимо неоднократное возвращение к пройденным темам, что затруднительно осуществить, выстраивая календарно-тематическое планирование на основе учебника. Вместе с тем, учебник содержит разнообразный и богатый иллюстративный и содержательный материал, поэтому изучение фактически каждой темы предполагает обращение к учебнику, но авторы рабочей тетради предполагают, что этот материал полностью смогут усвоить лишь отдельные обучающиеся, получившие рекомендацию варианта 7.2. Аналогично предполагается, что большинство опытов и проектов, предлагаемых в рабочих тетрадях А.А. Плешакова не может быть выполнено обучающимися самостоятельно и, соответственно, не даст желаемого образовательного результата. Вместе с тем указанные рабочие тетради могут использоваться для наиболее успешно обучающихся для того, чтобы оценить меру их приближения к возрастной норме.

Поэтому в календарно-тематическом планировании и, соответственно, в рабочей тетради укрупнены разделы, их изучение приведено в соответствие с сезонами года, некоторые темы объединены, некоторые, наоборот, дифференцированы. Поэтому обучающиеся должны будут иметь возможность обращаться то к первой, то ко второй части учебника. Кроме того, предполагается, что итоговая оценка усвоения учебного содержания будет проведена по завершающему тесту учебника.

Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления.

Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания. 

Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека. В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.

Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц). Начинается заполнение календаря погоды. В обучение включаются символические обозначения погоды. Тематика неживой природы изучается и в других разделах, в частности, посвященных охране окружающей среды.

Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи птицам.

Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. В учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений, в которых обучающиеся с ЗПР очень нуждаются. Учителю следует постоянно помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач. Поэтому в рабочей тетради многие сведения объединены именно в этот раздел. Обучающиеся получают знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете.  

При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта также следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с выделением функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более развернутой (однако доступной детскому пониманию, функционально целесообразной).

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учителю начальных классов рекомендуется активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 587.